Основные подходы к пониманию права.Нормативное определение права

С помощью права, содержащегося в нормативных актах (так называемого писаного права, определение которого предложено выше) достаточно удобно регулировать общественные отношения. К преимуществам писаного права относятся: возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм, может обеспечить этот процесс при помощи мер принуждения; оперативность, возможно быстрое воздействие на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений при помощи отмены или издания соответствующих нормативных актов; удобство пользования для лиц, применяющих право, ведь содержание правовых норм записано в тексте нормативных актов; наконец, единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны - единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т.п.

Однако, как показывает юридическая история общества, невозможно регулировать общественные отношения только при помощи норм, издаваемых государством. Следовательно, невозможно и только нормативное понимание права. На это есть свои причины, как объективные (в общем то не зависящие от воли и сознания людей), так и субъективные (т.е. зависящие от воли и сознания людей). Рассмотрим сложности, возникающие при регулировании общественных отношений с помощью нормативных актов, издаваемых государством.

Невозможно достичь совершенства и полноты законодательства в силу следующих объективных причин.

* Нормативных акт принимается для регулирования общественных отношений в будущем, а компетентный государственный орган, который издает данный акт, исходит из существующих общественных отношений. В результате нормативный акт через определенное время уже может не соответствовать постоянно развивающимся общественным отношениям, т.е. "устаревает". В этом случае они регулируются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Говоря иными словами, нормативный акт представляет собой фиксацию состояния общественных отношений в определенное время. Отдельные правовые школы, абсолютизируя момент изменчивости, говорят о снижении значения нормативных актов в современных условиях, а некоторые даже отрицают значение права, содержащегося в издаваемых государством официальных документах, в качестве эффективного регулятора общественных отношений.

Указание на этот недостаток писаного права, казалось бы, противоречит его достоинству - оперативности регулирования общественных отношений. Как показывает практика, возможно и то, и другое, и оперативность, и отставание от жизни, от реальных потребностей в правовом регулировании, и примеры последнего отнюдь не редки.

Действительно, возможности человека предвидеть дальнейшее развитие такого сложнейшего феномена, как общество, следует признать ограниченными. Используя шахматную терминологию, отметим, что "просчитать" развитие многих общественных отношений возможно лишь на немногое количество "ходов". Этот момент следует уяснить для как можно более серьезного отношения к деятельности по совершенствованию законодательства, тем более что нередко не проводится серьезный анализ тенденций развития тех или иных сфер общественной жизни и не учитываются даже те возникшие впоследствии неблагоприятные обстоятельства, которые можно было предусмотреть.

* В процессе реализации права возникают трудности, связанные со способами изложения правовых норм в нормативных актах. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Анализируя писаное право, можно заметить, что одни правила поведения очень конкретны, детализированы, максимально приближены к определенной ситуации, в то время как другие имеют несколько абстрактный характер, при их изложении использованы более общие понятия и выражения. Таким образом, говорят о казуистичном и абстрактном изложении правовых норм. Абстрактное изложение правовых норм считается более удобным и прогрессивным. Этот способ, при котором используются обобщающие понятия, получил распространение с совершенствованием законодательной техники, таких норм достаточно много в законодательствах современных государств. Однако содержание многих абстрактных понятий и выражений только из текста нормативного акта уяснить нельзя, и во многих случаях неясно, каким образом их следует толковать. В п.в) ч.2 ст.158 УК РФ сказано: “Кража, совершенная... с незаконным протикновением в жилище, помещение либо иное хранилище..., - наказывается...” (ч.3 ст.87 УК РБ: “Кража с проникновением в жилище, помещение или иное хранилище - наказывается...”). Но следует ли квалифицировать по этой статье действия лица, находящегося вне помещения и извлекающего похищаемые предметы с использованием каких-либо приспособлений или без них? Будет ли являться “кражей с проникновением в жилище” тайное похищение вещей с балкона, из туристической палатки? Иногда возникают проблемные ситуации и при реализации норм, которые излагаются казуистично, конкретно.

Писаное право в общем то строго, жестко регулирует общественные отношения. Однако существуют такие правовые нормы, и их достаточно много, реализация которых в той или иной степени зависит от усмотрения лица, применяющего данные нормы. Так, ряд правовых норм имеет управомачивающий или рекомендательный характер. Есть правовые нормы, содержащие так называемые оценочные понятия (“крупный ущерб”, “хорошее поведение и честное отношение к труду”, “порочащие сведения”, “низменные побуждения”, “недостойное поведение супруга”, “вредное влияние на детей”, “невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи” и т.д.). Наконец, существуют и такие нормы права, которые предлагают на выбор несколько вариантов поведения, однако критериев этого выбора как правило не содержат (см. далее - относительно-определенные и альтернативные структурные элементы правовых норм). К примеру, за грабеж (ч.1 ст.161 УК РФ) может быть назначено наказание или в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или в виде ареста на срок от четырех до шести месяцев, или в виде лишения свободы на срок до четырех лет. С особенностями различных правовых норм знакомство будет продолжено в специальной теме.

Таким образом, реализуя правовые нормы, мы нередко будем сталкиваться с тем, что общественные отношения окончательно не урегулированы правом; и какой вариант поведения следует избрать в том или ином конкретном случае - только из нормативных актов узнать иногда нельзя.

Безусловно, проще установить конкретные, строгие, не предусматривающие отклонений или выбора одного из нескольких вариантов правила. Однако на многие общественные отношения нельзя таким образом воздействовать, они требуют более гибких подходов, эти подходы и сложились постепенно, под воздействием объективных требований практики правового регулирования.

* В современных условиях с развитием общества и правотворческой деятельности государства значительно увеличивается объем нормативных актов. Между ними почти неизбежны противоречия - так называемые юридические коллизии. Они возникают тогда, когда, к примеру, один и тот же вопрос урегулирован по-разному нормативными актами одинаковой юридической силы. И во многих случаях выбор одного из вариантов затруднителен и произволен.

Существуют и субъективные причины, по которым невозможно достижение совершенства и полноты законодательства.

Конечно, органы государства, которым предоставлено право издания нормативных актов, стремятся к достижению их наилучшего качества, привлекая к правотворческой деятельности ученых и специалистов-практиков. Но история свидетельствует и о том, что возможны злоупотребления нормотворческих органов государства, то есть сознательное создание таких правовых норм, которые заведомо не будут работать, или будут действовать однонаправленно, в интересах какого-либо ведомства, определенной социальной группы или немногих людей.

На качество принимаемых законов влияет и накал политической борьбы между различными фракциями в парламенте. Иногда закон - это результат такой борьбы, политический компромисс, в конечном счете не выгодный ни одной из сторон и резко расходящийся с потребностями действительности.

Опираясь на изложенный материал, возможно предложить следующий вывод. С помощью правовых норм, содержащихся в издаваемых государством нормативных актах, в целом удобно регулировать общественные отношения. Но в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда и отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

В отечественной юридической науке в последние десятилетия сложились два основных подхода к определению и осмыслению феномена права, их принято называть “узким” и “широким” пониманием права. Так называемое “узкое” понимание права предполагает то, что нормы права содержатся исключительно в нормативных актах, издаваемых государственными органами. Именно в нормативных актах следует искать ответы на все вопросы, требующие правового разрешения. Правоприменительная практика не должна выходить за пределы официального права. Сторонники так называемого “широкого” подхода к пониманию права обычно соглашаются с характеристикой нормативного акта как основного источника права. Однако они говорят и о том, что писаное право вследствие различных объективных и субъективных причин не в состоянии полностью и адекватно регулировать общественные отношения. В нормативных актах нередки пробелы, противоречия, неясности, встречаются устаревшие и несправедливые нормы права. Поэтому правоприменительная практика в дополнение, а иногда и вместо норм официального права вырабатывает свои нормы. Поэтому нормативных акт - не единственный источник права (когда говорят обратное - что нормы права содержатся только в нормативных актах - это “узкое” понимание права). Наряду с ним нормы права находятся в других источниках права, прежде всего в судебной и административной практике. Споры сторонников “узкого” и “широкого” понимания права в отечественной юридической литературе ведутся уже давно, то утихая, то вновь обостряясь. Так, данная проблема стояла в центре научных дискуссий в конце 70-х - начале 80-х гг., в конце 80-х - начале 90-х гг. Окончательного и принимаемого большинством ученых решения пока не предложено. Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. При “узком”, нормативном понимании права в первую очередь говорится о его обязательности, обеспеченности средствами государственного принуждения, провозглашается режим строгой законности. Недостаток нормативного подхода - невозможность в его рамках адекватно отразить содержательные аспекты права. “Широкий” подход к пониманию права в этом плане представляется более реальным, однако его сторонники не выработали более-менее признанного определения права, не предложили единого подхода ко всем явлениям юридической действительности, не разработали всю теорию права с точки зрения “широкого” понимания права. Поэтому в настоящем издании в учебных целях в качестве основного предложено нормативное определение права, что в общем-то не противоречит современным подходам к преподаванию данной темы в курсе теории государства и права.

В учебной литературе распространено и определение права без указания на основную характеристику узконормативного понимания права - установление последнего исключительно государством. “Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения” (см.: Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. Нижегородская ВШ МВД РФ. 1993. С.111). “Современный уровень теории права позволяет определить право как имеющую большую социальную ценность регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественных отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития” (см.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М. Юристъ. 1996. С.105). “Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом” (см.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.35).

Определение и понимание права на сегодняшний день - одна из ключевых проблем юриспруденции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: