В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда необходимо юридическое решение проблемы, но при этом соответствующие нормы права, на которых было бы основано данное решение, нельзя отыскать ни в одном из рассмотренных выше источников права. Тогда дело может быть разрешено на основе принципов права - общих начал права, отражающих его подчинение “велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент” (см.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М. Прогресс. 1988. С.145, 329). Признание и рассмотрение принципов права в теме “Источники права” не характерно для отечественной теоретической науки, однако в отдельных учебных изданиях последних лет это упущение исправляется (прежде всего см.: Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н.Манова. М. Изд-во БЕК. 1995. С.171-177; см. также: Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С.Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М. Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1995. С.167).
Принципы права могут находить выражение в законодательстве, см., например, закрепление на конституционном уровне основных прав, свобод и обязанностей граждан, основ общественного и государственного строя; см. также ч.2 ст.6 ГК РФ, ст.5 Семейного кодекса РФ, в ГК РФ содержится указание на общие начала и смысл гражданского законодательства, на требования добросовестности, разумности и справедливости, в Семейном кодексе РФ - на общие начала и принципы семейного или гражданского права, на принципы гуманности, разумности и справедливости. Однако в этом случае не вполне правомерно указывать на нормативный акт как на источник права, не признавая данное качество за принципами права. Последние не поглощаются нормативными актами, поскольку между ними есть существенные различия. В нормативных актах содержатся нормативные, общие предписания, регулирующие определенную группу конкретных ситуаций; а принципы права, не предусматривая заранее всей конкретики, обладают иными свойствами. Таким образом, принципы права - это вполне самостоятельный источник права. Впрочем, в литературе отмечается различное понимание принципов права, равно как и невозможность дать их четкий перечень. В последнее время некоторые авторы говорят о том, что принципы права начинают приобретать универсальное значение и рассматриваться как своего рода “высшее право”, особенно в области обеспечения прав человека.
Здесь же, наряду с принципами права (или вместо них), возможно говорить еще об одном источнике права, который иногда указывают в качестве самостоятельного - о правосознании (см., например: Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. Спб. Санкт-Петербургская высшая школа МВД России. 1995. С.146). Правосознание выступает юридической основой судебной и административной практики в революционные эпохи, когда отмененное законодательство ликвидированного строя еще не заменено новым. Такая ситуация сложилась после 1917 года в России, где суды и административные органы руководствовались преимущественно “революционным правосознанием”.
Проблема значения принципов права и правосознания в качестве источников права нуждается в дополнительных исследованиях, в этом плане заслуживает внимания следующая недавняя работа: Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. С.12-19.
Рассмотрев каждый источник права в отдельности, сделаем некоторые общие выводы. Как правило признается многообразие источников права. Значение каждого источника права зависит от особенностей правовой системы (романо-германская правовая семья, англо-американская правовая семья, семья религиозно-традиционного права), от этапа ее исторического развития, наконец, от особенностей регулируемых правом общественных отношений. В каждой правовой семье соотношение источников права различно (что будет показано в следующем параграфе), причем на протяжении развития это соотношение не оставалось неизменным. Кроме того, в каждой отрасли права (в международном, конституционном, гражданском, уголовном и т.д. праве) складывается своя концепция источников права.
Различные направления в научном правоведении также предлагали свое понимание источников права. Юридический позитивизм основным (а в некоторых вариантах - и единственным) источником права считал нормативные акты. Историческая школа права на первый план выдвигала обычаи, социологическая юриспруденция также подчеркивала значение обычного права, но вместе с тем - и судебной практики. Различные психологические концепции среди источников права ведущую роль отводят правосознанию лиц, реализующих право, принципам права. Соответствующие взгляды проникали в законодательство и в юридическую практику в период господства или усиления позиций той или иной научной школы.
Для определения значения того или иного источника права принципиальную роль играет его официальное признание государством. Для романо-германской правовой семьи (и, соответственно, для отечественной правовой системы) представляется возможным по этому поводу отметить следующее:
- нормативные акты всегда официально признаны государством в качестве источников права и обязательны к исполнению;
- другие источники права могут быть или не быть официально признаны государством; в первом случае они так же обязательны к исполнению;
- если они официально не признаны государством, в некоторых случаях все же проявляется их реальное действие.
Таким образом, право содержится не только в нормативных актах, но и в других источниках права. В подтверждение предложенного вывода можно привести следующую мысль, взятую из статьи современного немецкого ученого. "Законодательство является лишь малой частью трудового права промышленно развитых стран. Нормы, определяющие отношения между работодателем и наемным работником, по большей части не находят отражения в кодифицированном праве. Повсюду в западных странах огромное значение придается судебной практике. Наряду с этим многие чрезвычайно важные вопросы регулируются коллективными договорами, часто выходящими за рамки норм, предусмотренных в законодательных актах". (См.: Дойблер В. Тенденции развития трудового права в промышленно развитых странах // Государство и право. 1995. № 2. С.103).
В современной учебной литературе по теории государства и права также преодолеваются бытовавшие ранее односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки, и принципов права (см., например: Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н.Манова. М. Изд-во БЕК. 1995. С.149-177; Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С.Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М. Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1995. С.167; Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. Спб. Санкт-Петербургская высшая школа МВД России. 1995. С.143-144; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М. Юристъ. 1996. С.130-139).