Функции аграрного права

Функции аграрного права - это отображающие его социальное назначение специальные направления правового регулирования отношений по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Главной функцией аграрного права является позитивное регулирование аграрных отношений. Это регулирование обыкновенных существующих отношений, участники которых – сельскохозяйственные организационно-правовые образования и отдельные работники, удовлетворяют свои жизненные потребности.

Выполняя эту функцию, аграрное право взаимодействует с другими отраслями права: земельным, гражданским, хозяйственным, административным, экологическим и т.д.

Важной функцией аграрного права является охранная функция. Исполнение этой функции осуществляется в взаимосвязи с другими отраслями права. Например, за уничтожение посевов и насаждений к виновным применяются нормы административного права, а в некоторых случаях и уголовного права.

Функцией агарного права следует определить и воспитательную (превентивную) функцию. Сущность этой функции сводится к требованиям добросовестного исполнения предпринимателями и отдельными работниками АПК своих прав и обязанностей.

1.4. Аграрное право как наука, отрасль права и учебная дисциплина.

Аграрное право как наука представляет собой систему научных знаний об аграрном праве, научные теории, представления, идеи, концепции относительно предмета, методов, принципов, содержания аграрного права. Задание науки аграрного права сводится к наблюдению закономерностей и эффективности этого регулирования. Аграрно-правовая наука изучает также зарубежное аграрное законодательство, проводя его сравнительно-правовой анализ, правовое регулирование земельных и аграрных преобразований в зарубежных странах. Она призвана научными методами способствовать развитию аграрного законодательства, формированию аграрного права, как одной из отраслей права.

Аграрное право как юридическая учебная дисциплина, это система научных знаний об аграрном праве как отрасли права, обязательных к изучению в учебных заведениях, в первую очередь в юридических. При помощи этой учебной дисциплины изучаются аграрное право и аграрное законодательство, аграрно-правовые нормы и их эффективное применение в производственно-хозяйственной, хозяйственно-предпринимательской, аграрно-трудовой и других видах деятельности.

Система аграрного права как науки и учебной дисциплины состоит из общей, особенной и специальной частей. (подробнее о системе аграрного права см. вопрос 1.1).

1.5. Источники аграрного права.

Источники аграрного права – это внешняя форма выражения воли народа в унифицированных, дифференцированных нормативно-правовых актах компетентных органов государства, а также воли коллективов сельскохозяйственных организаций (предприятий), органов общественного управления крестьян, назначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, которые складываются в сфере сельскохозяйственной деятельности.

А также это правовые акты, которые содержат нормы аграрного права как отрасли, а также нормы, которые существуют в других отраслях национального и международного законодательства, в той их части, в которой они регулируют аграрные отношения.

Это еще и особенная форма выражения правил поведения, которая делает их общеобязательными. То есть, то или иное правило поведения, для того чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму, оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, приказа, инструкции и т.д.

Поскольку аграрные правоотношения регулируются нормами не только аграрного права, но и других отраслей, то значительное количество норм содержится в источниках смежных отраслей права (ГК, Земельный кодекс, КоАП и т.д.)

I. Характерной особенностью источников аграрного права является их классификация на унифицированные и дифференцированные, то есть такие которые относятся ко всем сельскохозяйственным формированиям (унифицированные), или к отдельным их видам (дифференцированные).

II. В аграрном праве, более нежели в других отраслях права, в качестве источников права выступают акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционированная деятельность – это разнообразная деятельность сельскохозяйственных предприятий, органов самоуправления крестьян, фермерских и иных хозяйств, одобренная государством в соответствующих нормативных актах.

То есть государство предоставляет юридическую силу уже разработанным нормативным актам сельскохозяйственных предприятий и органам общественного самоуправления крестьян.

Разрешение государства сельскохозяйственным кооперативам, акционерным и иным хозяйственным обществам, а также объединениям, обществам, союзам и другим товаропроизводителям в аграрном секторе издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений является делегированным правотворчеством.

III. Классификация источников аграрного права может быть проведена и в зависимости от юридической силы актов государственного правотворчества.

Помимо этого низшей ступенью в иерархии классификации источников аграрного права по юридической силе являются локальные акты. Это нормативно-правовые акты, принятые руководством или высшим органом самоуправления аграрных товаропроизводителей различных организационно-правовых форм.

К первой группе вышеобозначенных актов относятся внутрихозяйственные нормативно-правовые акты, которые приобретают юридическую силу с момента регистрации предприятия в соответствующих государственных органах. К ним относятся устав кооператива или другого кооперативного предприятия, а в хозяйственных общественных, в частности, в обществах с ограниченной ответственностью – учредительный договор и устав.

Ко второй группе относятся нормативно-правовые акты, которые приобретают юридическую силу с момента принятия их высшими органами самоуправления товаропроизводителей – общими собраниями членов кооперативов, собраниями акционеров или участников обществ с ограниченной ответственностью и т.д.

Характерными чертами локальных нормативных актов является то, что они действуют и имеют юридическую силу только в пределах того предприятия, которое их приняло. По кругу лиц их действие также распространяется, как правило, только на членов, участников, акционеров того общества, которое приняло этот нормативный акт.

Источниками аграрного права также являются такие внутрихозяйственные акты, как Положение об оплате труда, Правила внутреннего распорядка, Положения о ревизионной комиссии, Положения об основных функциях руководителей, работников, специалистов и т.д.

Эти акты отличаются от актов индивидуального назначения тем, что содержащиеся в них правила являются общими, а индивидуальные имеют конкретное применение к конкретным лицам.

Самостоятельными источниками аграрного права необходимо считать международные правила, обычаи, конвенции, к которым присоединилась Украина.

Отдельно следует выделить вопрос о значении судебной практики в обеспечении надлежащего правоприменения в АПК. Под судебной практикой следует подразумевать деятельность суда общей юрисдикции и хозяйственного суда по одинаковому применению норм права при рассмотрении споров.

В соответствии с Законом Украины «О судоустройстве» Верховный суд Украины изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, которые возникают при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения являются обязательными для судов, других органов, должностных лиц, которые применяют закон, по поводу которого дано разъяснение. Высший хозяйственный суд Украины также изучает и обобщает практику применения законодательства, обеспечивает одинаковость практики, анализирует статистику разрешения хозяйственных споров, дает разъяснения хозяйственным судам по поводу вопросов применения законодательства Украины, которое регулирует отношения в хозяйственной сфере и порядок разрешения хозяйственных споров. Для осуществления этой деятельности он издает информационные листы.

Вопросы о юридической природе постановлений Пленумов Верховного суда Украины и Высшего хозяйственного суда является дискуссионным. Одни правоведы выражают мнение о том, что постановления Пленума не формируют новых норм права и их нельзя рассматривать как источники права. Другие ученые рассматривают постановления Пленума Верховного суда Украины и Высшего арбитражного суда источниками права, в том числе и аграрного, поскольку толкование закона в них носит официальный характер и является составной частью правовой нормы, которая разъясняется. Другими словами, постановления Пленума Выступают формой выражения права. Но также тут нужно отметить, что правовая система Украины относится к романо-германскому типу, где все судебные прецеденты сами по себе юридической силы не имеют. Поэтому правильным представляется мнение о том, что судебная практика имеет только вспомогательный характер при изучении и разрешении определенного вопроса, но никоим образом не является источником права.

Верховный суд Украины и Высший хозяйственный суд издают постановления по конкретным делам в порядке их пересмотра. Эти постановления следует отличать от обозначенных выше, поскольку они являются обязательными только для конкретных судов, которые принимали решение по делу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: