Понятие, принципы и гарантии законности

Законность — это и правовая категория, и явление общественной жизни в государстве. В ней как в фокусе концентрируются и реализуются ценностные свойства права — нормативность, обеспечение сочетаемости социальных и индивидуальных интересов, взаимной ответственности государства и личности. Посредством законности правовые предписания претворяются в жизнь, чем достигается упорядоченность общественных отношений, нормальное функционирование государственно-организованного общества.

С учетом изложенных выше доводов законность может быть определена как точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

Принципы законности — это обусловленные закономерностями формирования и функционирования правовых систем основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируемых правом общественных отношений.

С учетом многообразных и в некоторой степени противоречивых мнений различных правоведов, изложенных в многочисленных монографиях и учебных пособиях, рассмотрим следующие принципы (требования) законности: 1) единство законности; 2) верховенство закона; 3) всеобщность законности; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершенное правонарушение; 6) неразрывная связь законности и правовой культуры.

Гарантии законности

Под гарантиями законности принято понимать объективные и субъективные условия (факторы), организационные меры, а также специальные (юридические) способы и средства, в совокупности своей обеспечивающие режим законности.

В юридической литературе гарантии законности подразделяются на две группы — общие и специальные. К первой группе относят объективные и субъективные условия, обеспечивающие законность (экономические, политические, идеологические, общественные), а ко второй — организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения.

Специальные средства обеспечения законности. К ним относятся организационные и юридические средства (гарантии). Под организационными средствами понимают обычно различные мероприятия по созданию специальных подразделений по борьбе с правонарушениями (организованной преступностью, терроризмом, наркобизнесом и т.п.) по обеспечению необходимых условий для успешной работы юрисдикционных и правоохранительных органов по усилению их кадрового состава.

Юридические гарантии. Это предусмотренные законодательством формы и средства предупреждения, выявления и пресечение правонарушений, их расследование, меры по защите и восстановлению нарушенных прав, устранению последствий совершенных правонарушений, а также по реализации юридической ответственности.

Средства предупреждения правонарушений. К этим средствам относятся предусмотренные законодательством оперативно-розыскные действия, проверки соблюдения правил хранения оружия, различные досмотры (багажа в аэропорту, груза при пересечении границы), установленные формы административного и прокурорского надзора и многое другое.

Средства выявления (обнаружения) правонарушений. Под ними понимаются деятельность прокуратуры, органов государственного контроля, дознания, предварительного расследования, различных комитетов и комиссий, которые создаются в этих целях. Гарантии такого рода необходимы в целях установления виновных, привлечения их к ответственности и устранения вредных последствий правонарушений. Их эффективность в значительной мере зависит от вовлечения граждан в эту деятельность.

Средства пресечения правонарушений. Эти средства направлены на исключение возможностей продолжения противоправных деяний, доведения их до завершающей стадии, означающей наличие всего состава правонарушения (преступления). К ним относятся профилактирование на начальной стадии правонарушения, информирование заинтересованных лиц, задержание, обыск, изъятие средств осуществления возможного правонарушения, усиление охраны объектов преступных посягательств и другие меры.

Меры защиты. К ним относятся предусмотренные законом меры по возмещению причиненного правонарушением материального ущерба и морального вреда, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), взыскание средств на содержание оставленных детей и нетрудоспособных (алиментов), отмена незаконных правовых актов или признание их неконституционными. Важную роль в осуществлении мер защиты играют обращения компетентных органов, жалобы граждан, материалы средств массовой информации.

Юридическая ответственность. Под этой гарантией следует понимать установление факта правонарушения, всех элементов его состава, привлечение виновного в его совершении к ответственности, назначение наказания и его реализацию в установленном законом порядке. Все эти действия являются абсолютно необходимыми для обеспечения и укрепления законности. При этом решающее значение имеют обоснованность и неотвратимость наказания, а не его жестокость. Мера ответственности (наказание, кара) определяется компетентным органом с учетом всех признаков правонарушения, личности правонарушителя и требований справедливости.

Правопорядок — это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Поскольку социальным назначением права является регулирование общественных отношений, обеспечение их государственной упорядоченности, то правопорядок может рассматриваться и как цель такого регулирования, и как его итог, т.е. реально достигнутая правовая урегулированность общественных отношений. Нас, естественно, будет интересовать его вторая сторона, его основные черты как результата правового регулирования. Эти черты, или признаки правопорядка, могут быть определены следующим образом:

1) это порядок, складывающийся в общественных отношениях;

2) он определяется правовыми нормами;

3) устанавливается вследствие соблюдения законности;

4) представляет собой упорядоченность, необходимую организованность общественной жизни;

5) обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

Названные черты характеризуют правопорядок с качественной стороны. Но не меньшее значение имеет и его количественная сторона, а, как известно, от количества зависит и качество. Понятно, что говорить об абсолютном правопорядке не приходится — это идеальная ситуация, остающаяся вечной целью правового регулирования. Поэтому в деятельности государства присутствуют чрезвычайно многообразные, постоянно совершенствуемые направления и формы обеспечения правопорядка. Исходными, отправными положениями в этой деятельности могут и, видимо, должны служить выдвигаемые правовой наукой принципы правопорядка: определенность, системность, единство, устойчивость, государственная гарантированность.

Определенность правопорядка заключается в полном соответствии регулируемых правом общественных отношений требованиям формально-определенных правовых норм. Этим правопорядок принципиально отличается от отношений, складывающихся под воздействием иных социальных норм и лишенных четких и жестких форм их реального выражения.

Системность правопорядка предопределяется системой самого права, результатом действия которого он является. Правопорядок — не простая случайная совокупность, не связанных между собой отношений отдельных субъектов права, а именно система отношений (экономических, политических, социальных, идеологических), не только объективно складывающихся и предметно обусловленных, но и организуемых, закрепляемых, охраняемых государством посредством права.

Единство правопорядка, как и единство законности, должно иметь место в масштабе всей страны. Недопустимо существование различных правопорядков в разных регионах (областях, районах, городах) государства, тем более унитарного. Однако на практике в определенных сферах правового регулирования (взимание налогов, предоставление льгот, организация рыночной торговли и т.п.) такой разнобой обнаруживается. Как правило, он проистекает от противоречий в действующем законодательстве и обусловленных этим различных его трактовок на местах. Но не исключены и злоупотребления в сфере законности. Для устранения фактов такого рода государством должны использоваться многообразные юридические средства обеспечения законности и охраны правопорядка.

Устойчивость правопорядка. При использовании гарантий законности и юридических средств охраны правопорядка он приобретает такие важные качества, как стабильность. Тем не менее опасность дестабилизации угрожает ему постоянно, особенно в периоды социального переустройства, проведения реформ, не всегда продуманных и обоснованных, а также в условиях пробельного и противоречивого законодательства. Следовательно, угроза дестабилизации правопорядка должна предотвращаться как в области правотворчества, так и сфере правоприменения.

Государственная гарантированность. Реализация правовых предписаний, соблюдение законности и в конечном счете обеспечение правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государством. Не случайно одной из функций государства (именно государства, а не отдельных его органов, скажем, правоохранительных) является охрана правопорядка. Это значит, что за обеспечение правопорядка в стране ответственны все три ветви государственной власти. И практика показывает полезность координации их деятельности в этом отношении со стороны главы государства.

Рассмотренные черты и принципы правопорядка позволяют сделать вывод о том, что он является прямым следствием и выражением единства права и государственной власти. Это такой порядок, при котором правовое положение всех субъектов права и их взаимоотношения не только четко определены нормативно-правовыми актами, но и всесторонне защищены государством. В то же время было бы неверно отождествлять правопорядок и государство, точно так же, как правопорядок и право. Тем не менее представления о том, что государство является по меньшей мере составной частью правопорядка находят свое отражение в литературе. При этом нередко делаются ссылки на риторический вопрос известного древнеримского политика и ученого Цицерона: “Да и что такое государство, как не общий правопорядок?”

В аллегорическом, но не строго научном смысле так говорить может быть и допустимо. На самом же деле государство, право, правопорядок — самостоятельные явления и научные категории. Они неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены, но самостоятельны и специфичны как в институционном, так и в функциональном отношениях. Взаимодействие государства и права, с одной стороны, и правопорядка — с другой, опосредуется известным нам правовым явлением — законностью. Адекватной же политико-правовой формой такого взаимодействия в современном обществе являются организация и функционирование правового государства.

Правопорядок является важнейшей составной частью более широкого социального явления — общественного порядка. В отличие от правопорядка общественный порядок формируется под воздействием не только правовых, но и других социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм и др.). Следовательно, общественный порядок означает такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм.

В отличие от правопорядка общественный порядок обеспечивается преимущественно средствами общественного воздействия. Но это не значит, что общественный порядок безразличен для государства, что оно не участвует в его обеспечении. Во-первых, присутствие в структуре общественного порядка в качестве его важнейшей части правопорядка уже само по себе обусловливает позитивное государственное воздействие на общественный порядок. Во-вторых, общественный порядок как целое не может не оказывать существенное влияние на правопорядок как на свою составную часть. Не случайно он присутствует в качестве элемента объективной стороны ряда преступлений (преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения) и административных проступков (административные правонарушения, посягающие на общественный порядок).

Существует понимание общественного порядка в широком и в узком смыслах. В широком, можно сказать — в научном его понимании, общественный порядок охватывает все общественные отношения, регулируемые социальными нормами, вне зависимости от пространственных их характеристик. В узком же смысле общественный порядок понимают как порядок отношений только в общественных местах (на улицах, в парках, кинотеатрах, на дискотеках и т.п.). Такая его трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах. Она, по всей видимости, не должна игнорироваться, а тем более отрицаться опять-таки с точки зрения его обеспечения государством. Дело в том, что государство, его органы не могут и не должны переходить те границы в общественном порядке, за которыми находятся чисто нравственные, сугубо личные отношения людей.

Во всяком государственно-организованном обществе необходимыми условиями его нормального функционирования является не только законность, правопорядок и общественный порядок в целом, но и дисциплина, в первую очередь дисциплина государственная.

Если рассматривать дисциплину с правовых позиций, то в основе ее нельзя не увидеть законность. Однако законность и дисциплина как социальные явления и как научные категории не совпадают ни по своему содержанию, ни по месту в системе социального регулирования. Если законность означает точное и неуклонное исполнение правовых предписаний, причем независимо от объективных и субъективных оснований такого их исполнения, то дисциплина предполагает не только простое выполнение требований правовых норм, но и инициативное, ответственное отношение к порученному делу. Дисциплина проявляется в деловой активности, творческом решении поставленных задач.

В зависимости от сферы ее реализации дисциплина может быть государственной, производственной, трудовой, воинской, учебной и т.д. Каждая из них имеет свои подвиды, определяемые конкретными условиями общественной деятельности. Государственная дисциплина, в частности, реализуется в сфере осуществления функций государства, отдельных его органов и учреждений. Разновидностями государственной дисциплины являются плановая, финансовая, служебная и др. Обеспечение государственной дисциплины имеет решающее значение для достижения высокой эффективности работы государственного аппарата.

Государственная дисциплина, как и другие ее виды, наряду с законностью и правопорядком является необходимым условием формирования правового государства, развития демократии, обеспечения прав и свобод личности. Важнейшие средства ее обеспечения — контроль, стимулирование, поощрение, ответственность — имеют правовую форму. В то же время важную роль в укреплении дисциплины играет воспитание в различных его формах — правовое, нравственное, служебное. В современных условиях воспитание трудящихся во всех сферах общественной жизни в духе укрепления законности и дисциплины является одной из важнейших государственных задач.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

Конституция Республики Беларусь. Мн., 2005.

Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 №361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З, от 01.11.2004 N 321-З, от 02.11.2005 N 48-З, от 16.05.2006 N 119-З, от 29.06.2006 N 137-З)

Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь: Утверждено декретом Президента Республики Беларусь № 22 от 10.12.1998 г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 888; 1999. № 28. Ст. 786. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 117. Ст. 1/1873.

Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права / Под общ. ред. В.А. Кучинского. Мн., 2004.

Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций. Мн., 2005.

Горбаток Н.А. Общая теория права: В вопросах и ответах. Мн., 2005.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.

Дополнительная:

Тема 1

Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С.4—16.

Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус. Мн., 1998.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Мн., 1998.

Пастухов М.И. Судебная власть в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития // Государство и право. 1998. № 3.

Фролов А.П. Судебная власть в системе разделения властей (научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право. 2000. № 10

Шестаев Н.Г. Функции и структура государства. М., 1992.

Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.

Тема 2

Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1.

Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Матузов Н.И.Право в системе социальных норм// Правоведение.1996.№ 2.

Система права и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития: Материалы респ. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Гродно, 1999.

Тема 3

Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Мн., 1999.

Вишневский А.Ф., Дмитрук В.Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. Мн., 2004.

Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. Мн., 1997.

Реут В. Акты Президента в иерархии правовых актов Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. 1999. № 1.

Сильченко Н.В. и др. Проблемы законотворчества и развития правовых систем: Учебное пособие. Гродно, 1997.

Тема 4

Гранат Н.Л., Колесникова О.М., Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 1991.

Григорьев Ф.А. Акты применения права. Саратов, 1995.

Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.

Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. М., 1989.

Тема 5

Борщева Е.В. Правоохранительная деятельность ОВД как особая сфера формирования правосознания // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2001. № 2.

Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Юридические лица. Мн., 1999.

Галаган И.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных правоотношений // Государство и право. 1998. № 3.

Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1991.

Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.

Тема 6

Горбаток Н.А. Юридическая ответственность: нравственные и правовые аспекты // Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Кучинского и Э.А. Саркисовой. Мн., 1996.

Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. № 6.

Кожевников С.Н. Правомерное поведение и правонарушение. Сущность и содержание: Учебное пособие. Н.Новгород, 2001.

Кучинский В.А. Правовые средства обеспечения правомерного поведения // Правовые средства обеспечения социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.А. Кудинова. Мн., 1989.

Юридическая ответственность. Проблемы теории и практики: Сб. науч. тр. Мн., 1996.

Тема 7

Безденежных В.М. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: