Основные понятия и категории, необходимые для проведения семинара
Мировоззрение, мировосприятие, миросозерцание, структура мировоззрения, знания, идеалы, нормы, ценности, индивидуальное, групповое и общественное содержания мировоззрения, исторический тип мировоззрения, мифология, религия, философия, рациональные и внерациональные формы мировоззрения., субстанциализм, универсализм, критицизм.
Темы докладов и сообщений
1. Мировоззрение как основа профессиональной компетентности специалиста.
2. Религиозное мировоззрение и его специфика.
3. Трансформации мировоззрения в современной социокультурной ситуации.
5. Проблема соотношения компонентов мировоззрения.
Основная литература
1.Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.
2. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Изд-во Питер,2011.
3. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону:Феникс, 2010.
|
|
4. Гусейнов, А.А. Философия между наукой и религией // Вопросы философии – 2010. – № 8. – С.4-10.
5. Крюков, В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Изд-во НГТУ, 2006.
6. Лебедев, С. А. Философия науки: Терминологический словарь - М.: Академический Проект, 2011.
Дополнительная литература
1. Аронов, Р. А. Вначале было слово // Вопросы философии. – 2002. – № 8. – С.13-26.
2. Бетяев, С. К. Размышления о креационизме [Текст]: статья / С. К. Бетяев // Вестник московского университета. - Серия 7. – Философия. – 2003. - № 4. – С.12-24.
3. Кессиди, Ф.Х. От мифа к Логосу [Текст]: монография / Ф.Х. Кессиди. – М., 1989.
4. Гудинг, Д. Мировоззрение: для чего мы живём и каково наше место в мире: учебник / Д. Гудинг, Дж. Леннокс. – Ярославль: Норд, 2001.
5. Лосев, А.Ф. Дерзание духа: монография / А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1988.
6. Миронов, В.В. Философия. Изд-во ТК Велби Проспект, 2008.- 240с.
7. Радугин, А. А. Философия: учебник для вузов / А. А. Радугин. – М.: Изд-во Центр, 1996.
8. Столович, Л.Н. Мудрость и знание: статья / Л.Н. Столович // Вопросы философии. – 2003. – №11. – С.34-63.
Задания к текстам (семинар-дискуссия)
Прочитайте отрывки из текстов К. Ясперса и М. Хайдеггера и ответьте на вопросы к ним, используя методы и приемы философского анализа проблем. Систематизируйте и обозначьте, письменно, список проблем поставленных авторами; устно, аргументируйте комментарии.
1. Какие проблемы современной цивилизации выделяет К. Ясперс?
2. Откуда проистекают проблемы современной цивилизации?
3. Что такое «разбожествление мира»? Какова роль становления науки в этом процессе?
4. Почему, в связи с чем:
- «все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени…»;
|
|
- «…каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения…»;
- «…как в настоящее время рассматривается действительность…».
5. Как вы понимаете фразу М. Хайдеггера, относящуюся к человеку: «… мы должны быть готовы учиться мысли (Denken)»?
6. Как человек может и должен учиться мысли?
7. Что понимается сегодня человеком под словом «интересоваться»?
8. О чем и как мыслит человек нашей эпохи?
9. Ваши комментарии и вопросы к размышлениям М. Хайдеггера на тему: «Что называется мышлением»?