Выбор стратегии маркетинга

Планирование деятельности организации предполагает проведение анализа направлений его деятельности. Он призван помочь многопрофильной фирме в распределении ограниченных ресурсов между различными рынками и товарами.

Для этой цели разработаны различные методы анализа с применением матриц и с использованием разнообразных индикаторов привлекательности рынков и конкурентоспособности фирмы на них.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся матрицы.

1. Анализ по методу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) основан на предположении, что прибыльность и движение денег сильно связаны с объемами продаж. Все товары в этой модели классифицируются в зависимости от их рыночной доли и нормы роста рынка, на котором они существуют. В соответствии с этими показателями продукты делятся на «звезды», «дойные коровы», «знаки вопроса» и «собаки». Модель БКГ представлена на рис. 27.

Матрица «рост-доля рынка» (БКГ)

  Относительная доля рынка
Большая Малая
Темп роста рынка Высокий «Звезда» «Знак вопроса»
Низкий «Дойная корова» «Собака»

Рис.27. Матрица «рост-доля рынка» (БКГ)

Согласно данным положениям можно сформулировать основные цели:

1. Расширить долю рынка. Достижение этой цели возможно за счет того, что фирма жертвует немедленной выгодой в виде прибыли на рынке. Прибыли направляются «знакам вопроса», чтобы увеличить их долю рынка, чтобы они стали звездами.

2. Сохранить рынок. Эта цель соответствует «устойчивым дойным коровам», которые продолжают обеспечивать движение большого количества денежной массы.

3. Пожинать плоды. Эта цель означает стремление к увеличению движения денег в краткосрочном периоде без беспокойства о долгосрочных перспективах. В соответствии с данной целью доля рынка снижается с целью максимизации доходов и движения денежной массы. Эта цель может быть у слабых «дойных коров», слабых «знаков вопроса» и «собак».

4. Убрать с рынка. Эта цель означает продажу или сокращение производства товара. Она соответствует «собакам» и тем «знакам вопроса», по которым фирма не может достичь увеличения финансов.

2. Матрица «привлекательность – конкурентоспособность» представляет собой двумерную систему классификации, состоящую из девяти комбинаций, соответствующих различным стратегическим позициям фирмы.

  Конкурентоспособность
низкая средняя высокая
Привлека-тельность Высокая Селективный рост   Агрессивный рост
Средняя      
Низкая Деинвестирование   Низкая активность

Рис. 28. Матрица «привлекательность – конкурентоспособность» (многокритериальная матрица)

Данная матрица называется многокритериальной в связи с тем, что параметры привлекательности и конкурентоспособности являются интегральной формой комплекса показателей, состав и весомость которых определяются фирмой самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: