Предпосылки, цели, этапы экономической интеграции

Предпосылки экономической интеграции следующие:

· близость уровней экономического развития интегрирующихся стран. За редким исключением интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития;

· географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы, исторически сложившихся экономических и культурных связей;

· общность экономических проблем, стоящих перед странами. Экономическая интеграция способствует решению таких проблем. Страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты;

· демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые следят за происходящими изменениями;

· эффект домино. После того как большинство стран определенного региона создали интеграционное объединение, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в интеграционное объединение. Это приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.

Создание интеграционных объединений направлено на достижение следующих целей:

- использование преимуществ экономики масштаба: обеспечение расширения размеров рынка, сокращение трансакционных издержек. Это позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции. Такие цели преобладают у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;

- формирование благоприятной внешнеполитической среды. Целью значительного числа интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других сферах. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ставили перед собой именно эту цель;

- решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговорах. Региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых различны. Такие цели преследуют интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии;

- содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, осуществляющих экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как способ передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали европейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС;

- поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Интеграционное объединение позволяет поддерживать отечественных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие цели существовали в странах Латинской Америки и в странах Африки к Югу от Сахары в 60-70-е гг. XX в.

Этапы экономической интеграции:

- на первом этапе между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. Эти соглашения предусматривают сохранение национальных таможенных тарифов (или взаимное снижение) каждой из подписавших их стран и фактически являются подготовительным этапом интеграционного процесса;

- на втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли. Зона свободной торговли – это полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами;

- третий этап интеграции – это создание таможенного союза, который предполагает отмену национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Внутри таможенного союза осуществляется беспошлинная торговля. Таможенный союз требует создания системы межгосударственных органов, координирующих проведение общей внешнеторговой политики;

- четвертый этап – это создание общего рынка, который подразумевает свободное передвижение не только товаров и услуг, но и капитала, рабочей силы, технологий. Этот этап требует более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, на встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств;

- пятый этап – это экономический союз (или экономический и валютный союз), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики, унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной (в том числе и использование единой валюты). На этом этапе правительства согласованно отказываются от части своих функций и уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

3. Экономические эффекты международной
экономической интеграции

Международная экономическая интеграция приводит к возникновению двух типов эффектов:

- статические эффекты, проявляющиеся сразу после создания интеграционного объединения, вследствие перераспределения существующего капитала, труда и других ресурсов стран-участниц интеграционного объединения;

- динамические эффекты, проявляющиеся позднее и влияющие на производственные мощности, производительность, темпы экономического роста в интегрированных экономиках.

Экономические эффекты экономической интеграции исследует теория таможенных союзов, так как подобные эффекты проявляются на этапе создания зоны свободной торговли или таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты расширения торговли и отклонения торговли. Так как таможенный союз предусматривает снятие ограничений на внутриинтеграционную торговлю и одновременное сохранение ограничений на торговлю с третьими странами, то он может оказывать на торговлю как положительное, так и отрицательное воздействие. Положительное воздействие получило название эффект расширения торговли.

Эффект расширения торговли достигается в том случае, если устранение ограничений на торговлю стимулирует увеличение объемов торговли между интегрирующимися странами и не происходит сокращения объемов торговли с третьими странами. Эффект расширения торговли будет иметь место, если экономики интегрирующихся стран являются конкурентоспособными и обладают диверсифицированым производством. Чем больше стран интегрируются друг с другом, и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта расширения торговли.

Отрицательное воздействие таможенного союза на торговлю получило название эффект отклонения торговли.

Эффект отклонения торговли – это покупка интегрирующимися странами друг у друга тех товаров и услуг, которые они до создания интеграционного объединения покупали по более низким ценам у третьих стран. Эффект отклонения торговли возникает в том случае, когда экономики интегрирующихся стран были до создания интеграционного объединения взаимодополняемыми, т.е. имели взаимную специализацию.

Ко второму типу экономических эффектов международной экономической интеграции относятся динамические эффекты: расширение рынка, рост конкуренции между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, улучшает качество товаров, стимулирует создание новых технологий; использование преимуществ экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки; увеличение притока иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Международная экономическая интеграция – закономерный результат развития мирового хозяйства. Теоретические исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, превышают эффекты негативные. Если в результате образования таможенного союза возникает только эффект расширения торговли, то благосостояние всех стран – как участвующих, так и не участвующих в интеграции – повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих стран однозначно ухудшится, а стран-участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект расширения торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта расширения торговли. При проведении внешнеторговой политики страна должна учитывать как выгоды, которые получит национальная экономика от участия в интеграционном объединении, так и возможные потери.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: