double arrow

Рынок долговых обязательств


Долговые обязательства подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.

Мировой банк выделяет:

- долгосрочную задолженность, к ней относится задолженность свыше одного года в составе: государственного прямого долга, который создается вследствие заимствований государства; государственного условного долга, который является результатом того, что государство выступает гарантом по заимствованиям других субъектов хозяйствования; не гарантированного государством долга частных субъектов хозяйствования (в Украине соотношение между прямым и условным долгом государства по внешним обязательствам составляет 78 : 22);

- задолженность перед МВФ. Поскольку МВФ кредитует страны-члены с помощью продажи им необходимого количества иностранной валюты в обмен на национальную, то задолженность перед МВФ на конец года отражает объемы обратного выкупа страной-должником у МВФ национальной валюты. Задолженность автоматически уменьшается, если национальная валюта страны, находящаяся в распоряжении МВФ покупается другой страной;

- краткосрочную задолженность. Ее формируют: кредиты сроком не более одного года; платежи по обслуживанию долгосрочных кредитов (проценты и комиссионные), которые должны по графику выплачиваться в текущем году;

- по типу заемщика долговые обязательства бывают – государственными, гарантированными государством и частными; по типу кредитора долговые обязательства делятся на официальный долг и частный долг. Официальные долговые обязательства подразделяются на обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства. Частные долговые обязательства делятся на:

- ноты и коммерческие бумаги – средне- и краткосрочные негарантированные расписки на предъявителя, выпущенные на свободный рынок со скидкой от объявленной стоимости; используются небольшими фирмами как заменитель банковских займов;

- банковские займы – займы, выдаваемые банками частному бизнесу как внешний источник финансирования; для снижения рисков кредиты может выдавать группа банков (так называемый синдицированный займ);

- облигации – ценные бумаги со средним сроком погашения в 3-10 лет, издающиеся под залог корпоративного или личного имущества. Облигации могут погашаться по наступлению срока платежа или конвертироваться в акции компании. Если весь выпуск приобретает банк, и не размещает их на вторичном рынке, то это фактически банковский займ.

Из украинских банков возможность выходить на мировой финансовый рынок и размещать там свои долговые обязательства и привлекать синдицированные займы имеют не многие (Приватбанк, Укрсиббанк, Укрэксимбанк). Несмотря на выпуск еврооблигаций, они предпочитают синдицированные кредиты (например, за первый квартал 2005 г. таким способом привлекли 300 млн. долларов). Синдицированные кредиты более удобный инструмент для банков т.к. необязательно иметь международный кредитный рейтинг, и по ним более низкие процентные ставки (либор+3,5 3,9 %). Организационные расходы по размещению евробондов (еврооблигаций) выше. Существует также риск девальвации гривны.

Зарубежные рынки облигаций имеют специфические названия: облигации, размещаемые на рынке США – янки-облигации, на рынке Испании – матадор облигации, на рынке Японии – самурай – облигации и т.д.

Проблемы международной задолженности обострились в 80-е годы XX в. Эксперты Мирового банка разработали классификацию стран по уровню задолженности:

- страны с чрезмерной задолженностью (показатели отношения внешней задолженности к экспорту и ВВП соответственно превышают 220 и 80 %). К этой группе относятся страны Центральной Африки (показатель отношения внешней задолженности к экспорту в среднем составляет 255 %); страны Южной Азии (249 %); страны Латинской Америки и Карибского бассейна (247 %);

- страны с умеренной задолженностью (показатели отношения внешней задолженности к экспорту и ВВП соответственно меньше 220 и 80 %, но больше 60 %). К этой группе относятся страны Европы и Центральной Азии (168 %); страны Средней Азии и Северной Африки (153 %); страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (100 %);

- страны с низким уровнем задолженности (оба показателя меньше 60 %).

Беднейшие страны должники, относящиеся к первой группе, могут рассчитывать на специальные программы списания задолженности. Страны могут обращаться к Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов с просьбой пересмотреть условия погашения задолженности, т. е. реструктуризировать долг (увеличение сроков выплаты, изменение процентной ставки) перед государственными и частными кредиторами.

Центральным вопросом в политике международных заимствований является способность страны управлять своей внешней задолженностью, ее платежеспособность. Платежеспособность страны характеризуют такие показатели:

- внешний долг страны/ВВП;

- платежи по обслуживанию внешнего долга/ВВП;

- внешний долг страны/экспорт товаров и услуг;

- платежи по обслуживанию внешнего долга/экспорт товаров и услуг;

- проценты по международным кредитам/ВВП;

- проценты по международным кредитам/экспорт товаров и услуг

- золотовалютные резервы страны/ внешний долг страны.

Разновидностью показателя внешний долг/ВВП является показатель государственный долг/ВВП. В соответствии с Маастрихтскими требованиями для стран-кандидатов для вступления в Экономический и валютный союз (ЭВС), а также в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Украины предельно допустимое соотношение государственного долга к ВВП установлено на уровне 60 %. Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой влияние внешнего долга на темпы экономического роста становятся негативными, если его величина достигает 35–40 % ВВП и 160-170 % объемов экспорта. Отрицательное воздействие начинает проявляться, когда эти соотношения составляют половину приведенных показателей.

В зависимости от графика платежей по обслуживанию долга (платежи равномерно распределены в течение длительного времени или сконцентрированы на коротком временном отрезке) в странах с одинаковым показателем внешний долг/ВВП ситуация может значительно отличаться. Поэтому рассчитывается и такой показатель как отношение процентов по обслуживанию внешнего долга к ВВП. Считается, что если этот показатель составляет 5 % и более, то долговая нагрузка на экономику значительна. Данные об отношении государственного прямого и гарантированного долга Украины к ВВП содержатся в приложении В.

Поскольку платежи по обслуживанию долга осуществляются в свободно конвертируемой валюте, то необходимо учитывать экспортные возможности страны должника. Для этого рассчитываются такие показатели как внешний долг/экспорт и проценты по обслуживанию внешнего долга/экспорт (норма обслуживания долга). Считается, что если последний показатель превышает 20 %, то существует угроза срыва графика обслуживания долга. На практике же некоторые страны выдерживают и 35 %, а другие прекращают регулярные платежи и при 15 %. В Украине норма обслуживания долга в последние годы составляла около 13 %, но при этом необходимо учитывать высокую зависимость украинской экономики от конъюнктуры мирового рынка.

В 90-е гг. рост мирового рынка долговых обязательств опережал рост реальной экономики. Объем задолженности по ценным бумагам по отношению к ВВП возрос с 80 % в 1990 г. до 120 % в 1999 г. В начале 90-х гг. росла задолженность по государственным заимствованиям, во второй половине 90-х увеличилась задолженность по бумагам частных эмитентов. ½ всей задолженности по ценным бумагам приходилась на долю США, а всего на развитые страны – 94 %. Страны с формирующимися рынками в финансировании больше используют банковский кредит. В мусульманских странах нет рынков облигаций – Коран запрещает процентные платежи. Если в развитых странах наблюдается процесс секьюритизации – переориентация с банковского кредита на эмиссию ценных бумаг, то в странах с переходной экономикой этот процесс протекает медленно.

Таблица 13.2. Доля отдельных валют на международном рынке долговых обязательств (в % от общего объема выпуска за год)

 
Доллар США 40,5
Евро 38,0 44,7
Йена 7,0 3,6
Фунт стерлингов 7,45 6,0
Швейцарский франк 1,7 1,5
Остальные валюты 1,9 3,7

Сейчас читают про: