Сталинские репрессии

Название дела Годы Суть
Шахтинское дело   Обвинение группы руководителей и специалистов угольной промышленности во вредительстве и саботаже.
Дело Промпартии   Судебный процесс по делу о вредительстве в промышленности.
Дело «Весна» (Гвардейское дело) 1930-1931 Репрессии в отношении офицеров Красной армии, служивших ранее в Русской императорской армии.
Академическое дело 1929-1931 Дело против группы ученых Академии наук и краеведов.
Кремлевское дело   Дело по обвинению в государственной измене после убийства С.М. Кирова.
Пулковское дело 1936-1937 Дело против советских ученых.
Дело военных   Дело по обвинению группы советских высших командиров в организации заговора с целью захвата власти.
Ленинградское дело 1940-е – 1950-е Серия судебных процессов против партийных руководителей РСФСР.
Дело врачей Начало 1950-х Дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров.

«Холодная война»: причины, содержание, результаты

Причины Содержание Результаты
Политические: Взаимное опасение дальнейшего распространения влияния США и СССР. наличие во всем мире сторонников США и СССР – сплочение против противоположного лагеря. Создание военно-политических блоков – НАТО и ОВД. США и союзники одержали победу в «холодной войне» над СССР и его союзниками.
Экономические: Борьба за ресурсы. Ослабление экономической мощи противника в ходе военно-политического противостояния. Использование средств негативного влияния на развитие экономики противника (запрет на продажу товаров, отказ от соглашений). Гонка вооружений. Непосильная гонка вооружений привела к кризису советской экономики, утрате ведущих позиций в мировой экономике.
Военные: Опасение возрастания военной мощи противника. Борьба разведок. Многочисленные локальные и региональные конфликты. Распад СССР привел к ослаблению военной мощи страны.
Идеологические: Борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологий. Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран. Идеологическая пропаганда среди населения. Западный образ жизни оказались привлекательными для советских граждан (эмиграция).

Дополнительная литература

Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 годов // История СССР. 1991. № 4.
Денежная реформа 1947 года: реакция населения // Отечественная история. 1997. № 6.
Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг. // Вопросы истории, 1995, № 1.
Зима В.Ф. “Второе раскулачивание (Аграрная политика конца 40-х - начала 50-х годов) // Отечественная история. 1994. № 3.
Зубкова Е.Ю. Общественная атмосфера после войны (1945-1946 гг.) // Свободная мысль, 1991, № 6.
Костырченко Г.В. Компании по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. 1994.№ 8.
Кутузов В.А. Так называемое “ленинградское дело”// Вопросы истории КПСС. 1989. № 3.
Медведев Ж.А. Как создавалась атомная бомба в СССР // Вопросы истории. 2000. № 7.
Советская внешняя политика в годы “холодной войны”(1945-1985). Новое прочтение. М.,1995.

Тема № 11: СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.).

Цель занятия: сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4.

В результате студент должен знать:

- основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

- основные понятия и закономерности исторической науки;

- важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления;

- историю культуры Отечества и ее место в мировой цивилизации;

- принципы ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов.

Уметь:

- анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами;

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации;

- различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;

- всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения.

Владеть:

- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

- навыками исследовательской работы с первоисточниками, научной литературой.

Вопросы для самоподготовки

1. Геополитическая ситуация в мире в 1960-90-е годы.

2. Н.С. Хрущев. Мероприятия по смягчению тоталитарного режима. Социально-экономические преобразования.

3. Консервация административно-командной системы управления.

4. Диссидентское и правозащитное движения.

5. СССР в 1985-1991 гг. М. С. Горбачев и «перестройка».

6. Реформирование политической системы: гласность, возникновение политических партий и общественных движений.

7. Новое политическое мышление.

8. Распад СССР. Образование суверенных государств и СНГ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: