Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27; ПК-31; ПК-32.
Цель занятия: после изучения темыстудент должен
Знать:
ü правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными;
ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях;
ü свойства воды и водных растворов;
ü физико-химические методы анализа в медицине (потенциометрический);
ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;
ü механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма.
Уметь:
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
ü пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
|
|
ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
ü производить расчеты по результатам эксперимента.
Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие.
Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.
Оснащение занятия: химическая посуда и реактивы, интерактивная доска, проекционное оборудование, инструкция по охране труда, справочная литература, средства индивидуальной защиты.
План проведения занятия:
1. | Организационная часть | 5 мин |
2. | Входной контроль знаний | 10 мин |
3. | Разбор тематического материала | 40 мин |
4. | Выполнение ситуационных задач | 40 мин |
5. | Интерактивная работа студентов | 20 мин |
6. | Итоговый контроль знаний | 10 мин |
7. | Выполнение и оформление лабораторной работы | 50 мин |
8. | Домашнее задание | 5 мин |
Вопросы для изучения темы:
1. Основные положения протолитической теории кислот и оснований. Кислоты и основания по Бренстеду-Лоури, сопряженные кислоты и основания. Константы кислотности и основности. Показатели кислотности (рКа) и основности (рКв).
2. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели, рН биологических жидкостей. Расчет рН и рОН сильных и слабых электролитов. Изменение рН органов и тканей при различных заболеваниях. Ацидоз. Алкалоз. Способы их устранения.
3. Буферные системы. Механизм буферного действия систем I и II типа. Расчет рН буферных систем при добавлении сильной кислоты или сильного основания.
|
|
4. Буферное действие. Буферная емкость. Расчет буферной емкости по кислоте и по основанию. Факторы, влияющие на буферную емкость.
5. Буферные системы крови. Сравнительная буферная емкость буферных систем крови. Гидрокарбонатная, фосфатная, белковая, гемоглобиновая буферные системы. Механизм действия. Формулы для расчета.
Вопросы для самоконтроля знаний:
Дополните фразы:
- Основоположники протолитической теории …….
- Согласно протолитической теории, основание – это ….
- Согласно протолитической теории, кислота – это ………
- Основание по Льюису – это …………
- «Жесткие» основания – это донорные частицы, обладающие ……. электроотрицательностью и ……. поляризуемостью.
- «Мягкие» кислоты – это кислоты Льюиса, в которых акцепторные атомы обладают …….. электроотрицательностью, малым положительным зарядом, …….. поляризуемостью.
- Общая кислотность – это концентрация ионов водорода ……….
- Потенциальная кислотность – это концентрация ионов водорода ………….
- Активная кислотность – это концентрация ионов водорода ………
- рН раствора рассчитывается по формуле – …………..
- рН сыворотки крови – …….; мочи – …….; слюны – …....; желудочного секрета – …..; секрета поджелудочной железы – …….
- Буферные растворы – системы, …………..
- При добавлении HCl к HPO42-/H2PO4- активная концентрация HPO42- ……..….., H2PO4- - ………...
- При добавлении NaOH к буферной системе CH3COOH/CH3COO- активная концентрация CH3COOH ……….….., CH3COO- - …………...
- Максимальную буферную емкость системы имеют при pH = ………..
- При одинаковых концентрациях компонентов буферная емкость максимальна, так как……..
- Буферная емкость при разбавлении растворов ……..
- Буферные системы организма поддерживают ………..
- Основные буферные системы организма: ………...
- Физиологическое значение рН поддерживается при соотношении компонентов гидрокарбонатной буферной системы, равном HCO3-/CO2 = ……..…
- Физиологическое значение рН поддерживается при соотношении компонентов фосфатной буферной системы, равном HPO42-/H2PO4- = ……….
- Буферная емкость гидрокарбонатной буферной системы по кислоте ………. по сравнению с буферной емкостью по основанию.
- Буферная емкость фосфатной буферной системы по кислоте …………. по сравнению с буферной емкостью по основанию.
- Максимальный относительный вклад в поддержание протолитического гомеостаза во внутренней среде эритроцитов вносит …………….. буферная система.
- Белковая буферная система состоит из ………….
- Максимальный относительный вклад в поддержание протолитического гомеостаза в плазме крови вносит ……………… буферная система.
- Показатели кислотно-основного состояния: рН крови –…....…; рСО2 – ……... кПа; рО2 артериальная кровь – ………. кПа; стандартный бикарбонат плазмы крови – …….. ммоль/л; буферные основания – ……... ммоль/л; ВЕ (избыток оснований) ±…….
- Ацидоз – это …………..
- Алкалоз – это …………..
- При гиповентиляции легких щелочной резерв крови ……….…., рН мочи ……..….…...
- При гипервентиляции легких щелочной резерв крови ………...., рН мочи …………….
Расчетные формулы:
Таблица 1