Методические рекомендации к теме 4

Для изучения данной темы необходимо проработать главу 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст.1,2,3,4,27,28), Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» и Закон Кировской области «О мировых судьях в Кировской области», а также Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 № 103-0 «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Исходными положениями являются нормы, закрепленные Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»:

1)судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

2)судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;

3)единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем установления системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применением всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Особо следует остановиться на статье 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», которая посвящена конституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации: данный суд может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ;

финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ;

конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ;

решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Необходимо обратить внимание студентов на Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 № 103-0 «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В запросе Государственного Совета Республики Татарстан утверждается, что данная норма, как устанавливающая исчерпывающий перечень полномочий конституционного (уставного) суда субъекта РФ, противоречит статьям 11 (часть 2), 72 (пункт «н» части 1), 73, 77 (часть 1) и 118 (часть 2) Конституции РФ, поскольку ограничивает право субъектов РФ наделять эти суды дополнительными полномочиями.

В правовой позиции Конституционного Суда РФ подчеркивает, что Конституция РФ относит к ведению РФ как судоустройство и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, так и установление судебной системы РФ в целом, которая в силу статьи 118 (часть 3) определяется исключительно Конституцией РФ и федеральными конституционными законами а полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (статья 128, часть 3).

Вопрос о разграничении компетенции в области установления судебной системы в РФ, таким образом, однозначно решен самой Конституцией РФ, не предполагающей в данном случае делегирование полномочий РФ ее субъектам, поскольку на федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определять перечень действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию. Далее, Конституция РФ предусматривает существование единой федеральной судебной системы РФ, в которую входят суды, действующие в субъектах РФ, и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в порядке реализации компетенции РФ, установленной статьей 71 (пункт 2 «0») Конституции РФ, наряду с федеральными судами, действующими в субъектах РФ, предусматривает и суды субъектов РФ, а именно конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ, которые вместе с федеральными судами входят в судебную систему РФ. Следовательно, конституционные (уставные) суды и мировые судьи действуют на основе Конституции РФ и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта РФ, не входящей в судебную систему РФ. Вместе с тем с учетом федерального регулирования субъекты РФ самостоятельно определяют порядок организации и деятельности этих судов. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ; порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ; конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ; финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ; предусмотрено также, что решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Далее необходимо проанализировать деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ и ответить на вопрос: нужен ли Уставный суд в Кировской области? С этой целью рекомендуется проанализировать статью Е.М. Заболотских, Ю.М. Опалева «Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации: быть или не быть?», опубликованную в журнале «Российская юстиция», 2010, № 12.

В заключение необходимо проанализировать федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» и Закон Кировской области «О мировых судьях в Кировской области», который определяет статус мировых судей, их компетенцию, требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей, порядок назначения на должность мировых судей, срок полномочий мирового судьи, прекращение и приостановление полномочий мирового судьи, финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, обеспечение доступа к информации мировых судей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: