Глоссарий

1. «Глоссарий» – собрание глосс – непонятных слов и выражений – с толкованием (толковый Г.), или с переводом на другой язык (переводной глоссарий).

2. Глоссаторы в средние века (11-13 век) выступали как толкователи текстов. Таковыми были, например, юристы, толковавшие римское право, путём составления заметок (глосс) на полях.

3. В предлагаемом глоссарии выделены только отдельные термины, которые требуют некоторых пояснений, они располагаются пояснения в последовательности размещения текстов в настоящем учебном пособии.

4. Термин «теория» в переводе с греческого и означает «представление». Научная теория отличается от субъективных представлений тем, что выстраивается устойчивая система знаний, закреплённая соответствующей системой абстрактных моделей.

5. Модель - это некоторое существенное описание или представление реальной или “будущей” действительности (в целом или в её частях), полезное для решения системных проблем.

6. Принципы системного подхода -это некоторые утверждения общего характера, которыми руководствуется специалист, исследующий или создающий систему конкретного назначения.

7. Принципы системного подхода это некоторые положения общего характера, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами. Часто их иногда называют ядром методологии.

8 .Системный анализ обеспечивает первичную подготовку для решения самых различных задач, в том числе и задач управления.

9. «Чёрный ящик». Кибернетический принцип «чёрного ящика» был предложен Норбертом Винером, и успешно используется теперь в рамкахтеории идентификации систем. Здесь для построения модели системы предлагается широкий параметрический класс базисных функций или уравнений, а сама модель синтезируется путем выбора параметров воздействия, которые наилучшим образом обеспечивают наилучшие «выходы» системы; то есть оптимальное управление наилучшего качества, (при заданной функции и ценности), соответствия решений уравнений обращения системы. При этом структура системы никак не отражается в структуре уравнений модели. Функционирование системы в рамках синтетической модели описывается чисто информационно, на основе данных экспериментов или наблюдений над реальной системой.

10. Модуль это объединённая группа элементов системы, которая характеризуется только своими «входами» и «выходами», обладающая определённой целостностью называется модулем. В системном анализе принято осуществлять декомпозицию системы на отдельные модули, значимые для рассмотрения проблем системы.

11. Организация - если в качестве объекта управления рассматривать коллективы людей, то такая система может считаться организацией. Иначе говоря, любая организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей).

12. Абстрагирование - это есть, в собственном смысле, отвлечение: некоторый объект А1 замещается другим, менее богатым свойствами объектом А2, выступающим в качестве “модели” первого.

Абстрагирование может применяться как к реальным, так и к абстрактным объектам, т.е. к таким, которые сами уже являются результатом предшествующего абстрагирования.

Следовательно, это процесс многоступенчатый (в том смысле, что абстрагирование может применяться к объекту многократно).

Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, мы получаем абстракции все возрастающей степени общности.

Например, постепенно отвлекаясь от всё большего числа конкретных свойств определенного человека, можно получить подобный ряд абстракций: например, мужчина — это человек - живое существо — материальный объект. При этом познание как бы отходит, удаляется от действительности, взятой в ее целостности, конкретности и богатстве. Однако такой подход есть непременное условие познания глубинных, внутренних связей этой действительности.

Результатом процесса абстрагирования являются абстракции.

Основная их функция абстракций состоит в том, что они позволяют:

- заменить в познании сравнительно сложное - более простым,

-помогают разобраться во всём бесконечном многообразии явлений действительности, путем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания и тому подобное.

13. Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, и называется управлением.

Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления. Понятие системы управления впервые было введено в теории автоматического управления.

14. Процесс управления – связан с постановкой определённых целей. В работе А.А. Ларина цель определяется как вариант удовлетворения исходной потребности, выбранный из некоторого множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания.

Потребность — категория объективная, цель — субъективная, определяемая имеющимся опытом. Результат — это мера достижения конкретной цели, т.е. мера удовлетворения потребности. Цель есть конкретное выражение потребности, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы.

15. Исследование - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практическойдеятельностии, в частности, в практике управления. Основными категориями исследования являются: логика, концепция, гипотеза, система, системный анализ, системный подход, синергия, информация.

16. Галилео Галилей (1564-1642) -по праву считается основателем экспериментальной науки. Он считал основой познания опыт. Его некоторые исследования — основа современной механики: он установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, открыл изохронность колебания маятника. Он впервые построил телескоп для астрономических наблюдений.

17. Экспериментисследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, “синтетичности”, а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора, в соответствии с его целями, в течение естественных процессов.

18. Абстрагирование -понятие “абстрактное” противопоставляется понятию «конкретное». Абстрагирование придаёт умственной деятельности человека, наиболее универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом, или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и (в одновременном) выделении, фиксировании, одной, или нескольких, интересующих исследователя, сторонэтих предметов. В практике исследования различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Под результатом абстрагирования понимается новое знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата (абстракции).

19. Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта.

20. Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, и называется управлением. Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления.

21. Термин «проблема» - (от греч. рroblеmа — задача) в широком смысле — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, либо противоречивая ситуация, возникающая из-за противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Вся история познания представляет, по существу, историю преодоления познавательных проблем, которые социальная практика непрерывно ставит перед человечеством. По этому поводу советский психолог А. Рубинштейн заметил: «Думать человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, или недоумения, от противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи”.

Итак, проблемные ситуации возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду. Преграда может быть самой различной природы: это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели или сделать выбор между несколькими объектами. Возникает ситуация, которую принято называть проблемной. Проблемная ситуация — это “разрыв” в деятельности, “рассогласование между целями и возможностями субъекта», то есть условия, порождающие проблему Условия появления проблемыобъективны и подлежат исследованию

Литература.

1. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 400 с.

2. Растрыгин Л.А., Марканов Н.Е. Введение в идентификацию объектов управления. М.: Энергия, 1977.

3. Добкин В.М.. Системный анализ в управлении. М. Уч.изд. «Химия». 223с.

4. Месарович М., Д. Мако и И. Такахара. Теория иерархических многоуровенных систем. (Перевод с англ.). Изд. «мир» М. 1973 - 344с.

5. Методы оптимизации в теории управления: Учебное пособие. И. Г. Черноруцкий. — СП6.: Питер, 2004. — 256 с.

6. Губанов В. А., Захаров В. В., Ковален­ко А. Н. Введение всистемный анализ: Учеб. пособие / Под ред. Л. А, Петросяна. — Л.: Издательство Ленинград­ского университета, 1988. 232 с.

7. Вол М., Мартин Б. Анализ транспортных систем. Сокращённый перевод с англ. М.; Транспорт, 1981. - 516 с.

8. Основы теории оптимального управления.Под ред. Ф.Ф. Кротова. Авторы: В.Ф. Кротов, Б.А. Лагоша, С.М. Лобанов, Н.Д. Данилина, С.И. Сергеев. М. «В. школа» 1990.

9. Евланов Л.Г.Теория и практика принятия решений. М., Экономика, 1984.

10. Информатика: базовый курс. / С.В. Симонович и др. – СПб: Питер, 2003.- 640.

11. Чернавский Д.С. Синергетика и информация.- М.: Знание, 1998.- 48с.

12. Волкова В. Н., Денисов А. А., Темников Ф. Е.Методы формализован­ного представления систем. Изд-во.: СПб ГТУ, 1993.

13. Романов О.К. Оптимальные решения. М., «Статистика», 1975.- 96с.

14. Румшинский Л.З.Математическая обработка результатов эксперимента. — М.: Наука, 1971.

15. Системный анализ в экономике и организации производства: Учеб­ник для вузов / С. А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов и др.; Под общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. — Л.: Политехника, 1991. — 398с

16. Оптимизация планирования и управления транспортными системами / Е. М. Васильева, Р. В. Игудин, В. Н. Лившиц идр. Транспорт. 1987. — 208 с.

17. Громов Н.Н., Персианов В.А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 1990.

18. Основы теории оптимального управления. Под ред. Ф.Ф. Кротова. Авторы: В.Ф. Кротов, Б.А. Лагоша, С.М. Лобанов, Н.Д. Данилина, С.И. Сергеев. М. «Высшая школа» 1990.

19. Методы оптимизации в теории управления: Учебное пособие / и. г. Черноруцкий. — СП6.: Питер, 2004. — 256 с.: ил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: