1. «Глоссарий» – собрание глосс – непонятных слов и выражений – с толкованием (толковый Г.), или с переводом на другой язык (переводной глоссарий).
2. Глоссаторы в средние века (11-13 век) выступали как толкователи текстов. Таковыми были, например, юристы, толковавшие римское право, путём составления заметок (глосс) на полях.
3. В предлагаемом глоссарии выделены только отдельные термины, которые требуют некоторых пояснений, они располагаются пояснения в последовательности размещения текстов в настоящем учебном пособии.
4. Термин «теория» в переводе с греческого и означает «представление». Научная теория отличается от субъективных представлений тем, что выстраивается устойчивая система знаний, закреплённая соответствующей системой абстрактных моделей.
5. Модель - это некоторое существенное описание или представление реальной или “будущей” действительности (в целом или в её частях), полезное для решения системных проблем.
6. Принципы системного подхода -это некоторые утверждения общего характера, которыми руководствуется специалист, исследующий или создающий систему конкретного назначения.
|
|
7. Принципы системного подхода это некоторые положения общего характера, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами. Часто их иногда называют ядром методологии.
8 .Системный анализ обеспечивает первичную подготовку для решения самых различных задач, в том числе и задач управления.
9. «Чёрный ящик». Кибернетический принцип «чёрного ящика» был предложен Норбертом Винером, и успешно используется теперь в рамкахтеории идентификации систем. Здесь для построения модели системы предлагается широкий параметрический класс базисных функций или уравнений, а сама модель синтезируется путем выбора параметров воздействия, которые наилучшим образом обеспечивают наилучшие «выходы» системы; то есть оптимальное управление наилучшего качества, (при заданной функции и ценности), соответствия решений уравнений обращения системы. При этом структура системы никак не отражается в структуре уравнений модели. Функционирование системы в рамках синтетической модели описывается чисто информационно, на основе данных экспериментов или наблюдений над реальной системой.
10. Модуль это объединённая группа элементов системы, которая характеризуется только своими «входами» и «выходами», обладающая определённой целостностью называется модулем. В системном анализе принято осуществлять декомпозицию системы на отдельные модули, значимые для рассмотрения проблем системы.
11. Организация - если в качестве объекта управления рассматривать коллективы людей, то такая система может считаться организацией. Иначе говоря, любая организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей).
|
|
12. Абстрагирование - это есть, в собственном смысле, отвлечение: некоторый объект А1 замещается другим, менее богатым свойствами объектом А2, выступающим в качестве “модели” первого.
Абстрагирование может применяться как к реальным, так и к абстрактным объектам, т.е. к таким, которые сами уже являются результатом предшествующего абстрагирования.
Следовательно, это процесс многоступенчатый (в том смысле, что абстрагирование может применяться к объекту многократно).
Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, мы получаем абстракции все возрастающей степени общности.
Например, постепенно отвлекаясь от всё большего числа конкретных свойств определенного человека, можно получить подобный ряд абстракций: например, мужчина — это человек - живое существо — материальный объект. При этом познание как бы отходит, удаляется от действительности, взятой в ее целостности, конкретности и богатстве. Однако такой подход есть непременное условие познания глубинных, внутренних связей этой действительности.
Результатом процесса абстрагирования являются абстракции.
Основная их функция абстракций состоит в том, что они позволяют:
- заменить в познании сравнительно сложное - более простым,
-помогают разобраться во всём бесконечном многообразии явлений действительности, путем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания и тому подобное.
13. Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, и называется управлением.
Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления. Понятие системы управления впервые было введено в теории автоматического управления.
14. Процесс управления – связан с постановкой определённых целей. В работе А.А. Ларина цель определяется как вариант удовлетворения исходной потребности, выбранный из некоторого множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания.
Потребность — категория объективная, цель — субъективная, определяемая имеющимся опытом. Результат — это мера достижения конкретной цели, т.е. мера удовлетворения потребности. Цель есть конкретное выражение потребности, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы.
15. Исследование - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практическойдеятельностии, в частности, в практике управления. Основными категориями исследования являются: логика, концепция, гипотеза, система, системный анализ, системный подход, синергия, информация.
16. Галилео Галилей (1564-1642) -по праву считается основателем экспериментальной науки. Он считал основой познания опыт. Его некоторые исследования — основа современной механики: он установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, открыл изохронность колебания маятника. Он впервые построил телескоп для астрономических наблюдений.
17. Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
|
|
Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, “синтетичности”, а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора, в соответствии с его целями, в течение естественных процессов.
18. Абстрагирование -понятие “абстрактное” противопоставляется понятию «конкретное». Абстрагирование придаёт умственной деятельности человека, наиболее универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом, или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и (в одновременном) выделении, фиксировании, одной, или нескольких, интересующих исследователя, сторонэтих предметов. В практике исследования различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Под результатом абстрагирования понимается новое знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата (абстракции).
19. Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта.
20. Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, и называется управлением. Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления.
21. Термин «проблема» - (от греч. рroblеmа — задача) в широком смысле — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, либо противоречивая ситуация, возникающая из-за противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
|
|
Вся история познания представляет, по существу, историю преодоления познавательных проблем, которые социальная практика непрерывно ставит перед человечеством. По этому поводу советский психолог А. Рубинштейн заметил: «Думать человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, или недоумения, от противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи”.
Итак, проблемные ситуации возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду. Преграда может быть самой различной природы: это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели или сделать выбор между несколькими объектами. Возникает ситуация, которую принято называть проблемной. Проблемная ситуация — это “разрыв” в деятельности, “рассогласование между целями и возможностями субъекта», то есть условия, порождающие проблему Условия появления проблемы — объективны и подлежат исследованию
Литература.
1. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 400 с.
2. Растрыгин Л.А., Марканов Н.Е. Введение в идентификацию объектов управления. М.: Энергия, 1977.
3. Добкин В.М.. Системный анализ в управлении. М. Уч.изд. «Химия». 223с.
4. Месарович М., Д. Мако и И. Такахара. Теория иерархических многоуровенных систем. (Перевод с англ.). Изд. «мир» М. 1973 - 344с.
5. Методы оптимизации в теории управления: Учебное пособие. И. Г. Черноруцкий. — СП6.: Питер, 2004. — 256 с.
6. Губанов В. А., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение всистемный анализ: Учеб. пособие / Под ред. Л. А, Петросяна. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 232 с.
7. Вол М., Мартин Б. Анализ транспортных систем. Сокращённый перевод с англ. М.; Транспорт, 1981. - 516 с.
8. Основы теории оптимального управления.Под ред. Ф.Ф. Кротова. Авторы: В.Ф. Кротов, Б.А. Лагоша, С.М. Лобанов, Н.Д. Данилина, С.И. Сергеев. М. «В. школа» 1990.
9. Евланов Л.Г.Теория и практика принятия решений. М., Экономика, 1984.
10. Информатика: базовый курс. / С.В. Симонович и др. – СПб: Питер, 2003.- 640.
11. Чернавский Д.С. Синергетика и информация.- М.: Знание, 1998.- 48с.
12. Волкова В. Н., Денисов А. А., Темников Ф. Е.Методы формализованного представления систем. Изд-во.: СПб ГТУ, 1993.
13. Романов О.К. Оптимальные решения. М., «Статистика», 1975.- 96с.
14. Румшинский Л.З.Математическая обработка результатов эксперимента. — М.: Наука, 1971.
15. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для вузов / С. А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов и др.; Под общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. — Л.: Политехника, 1991. — 398с
16. Оптимизация планирования и управления транспортными системами / Е. М. Васильева, Р. В. Игудин, В. Н. Лившиц идр. Транспорт. 1987. — 208 с.
17. Громов Н.Н., Персианов В.А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 1990.
18. Основы теории оптимального управления. Под ред. Ф.Ф. Кротова. Авторы: В.Ф. Кротов, Б.А. Лагоша, С.М. Лобанов, Н.Д. Данилина, С.И. Сергеев. М. «Высшая школа» 1990.
19. Методы оптимизации в теории управления: Учебное пособие / и. г. Черноруцкий. — СП6.: Питер, 2004. — 256 с.: ил.