Цель занятия: ознакомиться с этиологией, патогенезом, клиникой, особенностями течения, диагностикой, лечением и профилактикой пиелонефрита у детей.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
1. Этиология и факторы, способствующие развитию пиелонефрита у детей. 2. Патогенез первичного и вторичного пиелонефрита. 3. Классификация пиелонефрита в детском возрасте. 4. Морфологические изменения при пиелонефрите. 5. Особенности клиники и течения первичного и вторичного пиелонефрита в детском возрасте. 6. Хроническая почечная недостаточность как следствие хронического пиелонефрита. 7. Методы диагностики пиелонефрита (лабораторные функциональные методы исследования, рентгеноурографические, методы радиоизотопной ренографии и скеннирование почек). 8. Дифференциальный диагноз пиелонефрита и инфекции мочевыводящих путей. 9. Современные принципы лечения острого и хронического пиелонефрита (этапность, этиопатогенетическая терапия, фототерапия, санаторно-курортное лечение). 10. Профилактика пиелонефрита в детском возрасте.
|
|
II. Самостоятельная работа студента в клинике.
Работа у постели больного: 1. Сбор анамнеза: а) подъем температуры, дизурические расстройства, боли в животе, пояснице, мутная моча, вялость, снижение аппетита, бледность. Уточняется связь заболевания с предшествующей интеркуррентной инфекцией или другим провоцирующим фактором; б) анамнез жизни собирается по схеме кафедры (ранее перенесенные заболевания, наличие очагов хронической инфекции, состояние здоровья матери до и в период беременности; особенности периода новорожденности, грудного периода, наследственная предрасположенность). 2. Объективное исследование: общее состояние, характерное изменение цвета кожных покровов, тени под глазами, пастозность верхних век. Состояние носоглотки, верхних дыхательных путей, легких, сердечно-сосудистой системы. При пальпации живота определить место болезненности; при бимануальной пальпации почек (в вертикальном и горизонтальном положении) определить расположение и размер почек. Положительный симптом Пастернацкого; у девочек – наличие, характер и степень влагалищных выделений. При обследовании детей младшего возраста обращать внимание на наличие признаков дегидратации, наличие менингеальных симптомов; характер температуры, мочи, стула. 3. Проанализировать результаты дополнительных исследований: а) анализ крови, б) анализ мочи (преобладание лейкоцитов, бактериурия), в) биохимические показатели крови, г) посевы мочи, д) проба Нечипоренко, Каковского – Аддиса, Амбурже, е) определение активных лейкоцитов, ж) определение степени бактериурии (с ТТХ или другим методом подсчета), з) функциональные исследования почек (диурез, проба Зимницкого, Реберга – Тареева, проба с феноловым красным и др.) и) рентгеноурографическое исследование, к) ренография, л) глазное дно, м) ЭКГ, ФКГ. 4. Обосновать и сформулировать развернутый диагноз пиелонефрита. 5. Выявить и представить особенности этиопатогенеза заболевания у курируемого больного. 6. Назначить комплексное этиопатогенетическое лечение с учетом формы – первичный или вторичный, течения – острый или хронический, периода заболевания и степени нарушений функции почек, а также индивидуальных особенностей течения заболевания и сопутствующей патологии. Режим, диета, антибактериальная терапия (с учетом антибиотикограммы): антибиотики, препараты нитрофуранового ряда, 5-НОК, сульфаниламиды и др., их дозировка, длительность применения, показания для отмены или замены одного препарата другим. Использование фитотерапии, десенсибилизирующих средств, витаминотерапия, по показаниям дезинтоксикационная терапия, физиотерапия, симптоматические средства. Показания к хирургическому лечению, санация очагов инфекции. 7. Эпикриз и рекомендации по дальнейшему амбулаторному наблюдению.
|
|
Общая организационная структура детской инфекционной больницы,
отделений различного профиля.
Острые желудочно-кишечные инфекции (ОКИ)