И геморрагические заболевания у детей

Цель занятия: 1. Знакомство с особенностями течения геморрагических диатезов в детском возрасте, клинико-лабораторной диагностикой, лечением и профилактикой.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

I. Понятие о гемостазе, как функциональной системе организма, обеспечивающей остановку и предупреждение кровотечений. 2. Понятие о геморрагических диатезах и геморрагическиезаболевания в дет­ском возрасте, их классификация. 5. Клиника и лечение бо­лезни Верльгофа, тромбостении Гланцмана-Виллебранда. 6. Клиника и лечение: геморрагического васкулита (болезни Шенлейна–Геноха), Рандю-Ослера и вазопатии при гиповитаминозах. 7. Клиника и лечение гемофилии у детей. 8. Профилактика геморрагиче­ских диатезов у детей.

II. Самостоятельная работа в клинике.

Работа у постели больного. 1. Сбор анамнеза – жалобы: слабость, утомляемость, сниженный аппетит, изменения окраски кожных покровов (бледность, иктеричность), наклон­ность к кровоточивости из носа, десен, наличие различного характера геморрагических высыпаний на коже. Уточнение давности заболевания, времени появления его первых симпто­мов, особенностей течения (острое, рецидивирующее). При наличии геморрагии на коже, кровотечений установление их характера, локализации, связи с травмой, инфекцией, выяв­ление наследственных и конституциональных факторов. Фик­сировать внимание на течении беременности у матери, исхо­дах предыдущих беременностей; особенностях ухода за ребен­ком, соблюдении режима дня; перенесенных ранее заболева­ниях (острые кишечные инфекции, ОРВЗ, пневмонии). 2. Объ­ективное исследование больного – при внешнем осмотре: оценка общего состояния и самочувствия больного; окраска кожных покровов и слизистых (бледность, иктеричность), выявление геморрагии на коже, оценка их характера, лока­лизации, распространенности, симметричности; симптомов, характеризую­щих ломкость сосудистой стенки (симптом щипка, симптом Румпель-Лееде-Кончаловского, молоточковый и др.); выявление гемартрозов и анки­лозов. При исследовании других органов и систем: выявление расширения границ относительной сердечной тупости, приглу­шенности тонов сердца, систолического шума; увеличение пе­чени и селезенки; болезненность при пальпации живота, сим­птомы раздражения брюшины, болезненность при поколачивании по поясничной области. 3. Оценка гемограммы и дру­гих лабораторных показателей: а) количество эритроцитов, НЬ и цветной показатель; б) изменение формы и величины эритроцитов (анизоцитоз, пойкилоцитоз), степень гипохромии; в) количество ретикулоцитов; г) количество тромбоци­тов; длительности кро­вотечения и времени свертывания крови, времени ретракции кровяного сгустка; изменений в свертывающей системе кро­ви– толерантности плазмы к гепарину, изменений времени рекальцификации плазмы, коагулограммы. Биохимическое исследование крови (общий белок и белковые фракции, хо­лестерин, билирубин, трансаминазы, проба на С-реактивный белок, дифениламиновая реакция), ЭКГ, общий анализ мочи и анализ мочи по Нечипоренко и др. 4. Анализ полученных анамнестических и клинико-лабораторных данных, постанов­ка клинического диагноза с учетом особенностей обследованного больного. 5. Назначение лечения в зависимости от нозо­логической формы, периода заболевания, степени тяжести, возможных осложнений: а) в случае дефицитной анемии – коррекция диеты, оптимальный уход, достаточное пользова­ние свежим воздухом, препараты железа, витамины; б) при геморрагическом васкулите – назначение соответствующего режима, антигистаминных препаратов, витаминов, препара­тов, укрепляющих сосудистую стенку, стероидных гормонов (по показаниям); в) при болезни Верльгофа – переливание свежецитратной крови, тромбоцитарной массы, назначение (по показаниям) стероидных гормонов, витаминотерапии, меры по борьбе с кровотечением, спленэктомия (по показа­ниям); г) в случае гемофилии – введение аитигемофильного глобулина иплазмы, переливание крови, антианемические средства, учет строгих показаний к проведению оперативных вмешательств; д) рекомендации по профилактике рецидивов заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: