Цель занятия: 1. Знакомство с особенностями течения геморрагических диатезов в детском возрасте, клинико-лабораторной диагностикой, лечением и профилактикой.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Понятие о гемостазе, как функциональной системе организма, обеспечивающей остановку и предупреждение кровотечений. 2. Понятие о геморрагических диатезах и геморрагическиезаболевания в детском возрасте, их классификация. 5. Клиника и лечение болезни Верльгофа, тромбостении Гланцмана-Виллебранда. 6. Клиника и лечение: геморрагического васкулита (болезни Шенлейна–Геноха), Рандю-Ослера и вазопатии при гиповитаминозах. 7. Клиника и лечение гемофилии у детей. 8. Профилактика геморрагических диатезов у детей.
II. Самостоятельная работа в клинике.
Работа у постели больного. 1. Сбор анамнеза – жалобы: слабость, утомляемость, сниженный аппетит, изменения окраски кожных покровов (бледность, иктеричность), наклонность к кровоточивости из носа, десен, наличие различного характера геморрагических высыпаний на коже. Уточнение давности заболевания, времени появления его первых симптомов, особенностей течения (острое, рецидивирующее). При наличии геморрагии на коже, кровотечений установление их характера, локализации, связи с травмой, инфекцией, выявление наследственных и конституциональных факторов. Фиксировать внимание на течении беременности у матери, исходах предыдущих беременностей; особенностях ухода за ребенком, соблюдении режима дня; перенесенных ранее заболеваниях (острые кишечные инфекции, ОРВЗ, пневмонии). 2. Объективное исследование больного – при внешнем осмотре: оценка общего состояния и самочувствия больного; окраска кожных покровов и слизистых (бледность, иктеричность), выявление геморрагии на коже, оценка их характера, локализации, распространенности, симметричности; симптомов, характеризующих ломкость сосудистой стенки (симптом щипка, симптом Румпель-Лееде-Кончаловского, молоточковый и др.); выявление гемартрозов и анкилозов. При исследовании других органов и систем: выявление расширения границ относительной сердечной тупости, приглушенности тонов сердца, систолического шума; увеличение печени и селезенки; болезненность при пальпации живота, симптомы раздражения брюшины, болезненность при поколачивании по поясничной области. 3. Оценка гемограммы и других лабораторных показателей: а) количество эритроцитов, НЬ и цветной показатель; б) изменение формы и величины эритроцитов (анизоцитоз, пойкилоцитоз), степень гипохромии; в) количество ретикулоцитов; г) количество тромбоцитов; длительности кровотечения и времени свертывания крови, времени ретракции кровяного сгустка; изменений в свертывающей системе крови– толерантности плазмы к гепарину, изменений времени рекальцификации плазмы, коагулограммы. Биохимическое исследование крови (общий белок и белковые фракции, холестерин, билирубин, трансаминазы, проба на С-реактивный белок, дифениламиновая реакция), ЭКГ, общий анализ мочи и анализ мочи по Нечипоренко и др. 4. Анализ полученных анамнестических и клинико-лабораторных данных, постановка клинического диагноза с учетом особенностей обследованного больного. 5. Назначение лечения в зависимости от нозологической формы, периода заболевания, степени тяжести, возможных осложнений: а) в случае дефицитной анемии – коррекция диеты, оптимальный уход, достаточное пользование свежим воздухом, препараты железа, витамины; б) при геморрагическом васкулите – назначение соответствующего режима, антигистаминных препаратов, витаминов, препаратов, укрепляющих сосудистую стенку, стероидных гормонов (по показаниям); в) при болезни Верльгофа – переливание свежецитратной крови, тромбоцитарной массы, назначение (по показаниям) стероидных гормонов, витаминотерапии, меры по борьбе с кровотечением, спленэктомия (по показаниям); г) в случае гемофилии – введение аитигемофильного глобулина иплазмы, переливание крови, антианемические средства, учет строгих показаний к проведению оперативных вмешательств; д) рекомендации по профилактике рецидивов заболевания.
|
|
|
|