Правотворчество и его виды

Правотворчество представляет собой одну из важных сторон деятельности любого государства. Это специфическая деятельность, требующая особых знаний и умений. Она связана с созданием и изменением действующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой деятельности - законам и дру­гим правовым актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности и цивилизованности.

Необходимость правотворчества объясняется тем, что развитие человече­ского общества постоянно требует продуманных и точных нормативных предпи­саний. Не в меньшей степени нуждается в нормах права и в их постоянном обнов­лении государственный аппарат. Это позволяет ему действовать эффективно и точнее выражать общественные интересы. С учетом этого правотворчество явля­ется непрерывным процессом, в ходе которого формируется и совершенствуется право.

По своей социальной сути правотворчество выступает как процесс транс­формации государственной (общественной) воли в различные правовые акты. Это проявляется, прежде всего, в деятельности государственных органов. Они прини­мают, изменяют или дополняют нормативно-правовые акты. Но иногда право создается в результате прямого влияния граждан (путем референдума), а также путем установления судебных прецедентов (в странах с англо-саксонской школой права).

правотворчество – это вид государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальней­шее совершенствование, изменение или отмену.

Различаются три способа правотворчества:

1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных

государственных органов;

2) санкционирование государственными органами норм, кото­рые сложились

независимо от них в виде обычая;

3)непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме

всенародного голосования (референдума).

Во всех трех случаях правотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается.

Правотворческая деятельность имеет определенные основополагающие принципы. Ими являются:

1. Демократизм, суть которого заключается в обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативных актов.

2. Законность. В соответствии с этим принципом нормативные акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу.

3. Научная обоснованность, предполагающая глубокий научный анализ соответствия принимаемого акта потребностям общества.

4. Профессионализм. В процессе принятия и разработке новых норм права должны принимать участие лица, имеющие профессиональную подготовку и опыт работы.

4. Гуманизм, предпологает всесторонний учет, обеспечение прав и свобод личности.

  1. Толкование норм права.

толкование правовых нормэто деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм.

Толкование есть процесс анализа правовой информации, который неизбежен во всех случаях, когда возникает необходимость осуществления юридически значимых действий. Толкование – это интеллектуальная деятельность, выходящая за рамки применения права. Оно необходимо:

– в процессе правотворчества, поскольку установление новых правовых предписаний невозможно без их смыслового сопоставления с действующими;

– при систематизации законодательства;

– при любой форме правореализации, особенно при правоприменении, потому что без точного установления смысла правовых предписаний невозможно правильное разрешение юридических дел.

В процессе правоприменительной деятельности компетентные органы осуществляют как уяснение смысла юридических норм, так и разъяснение их содержания. Под уяснением понимается внутренний процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права, в целях правильного ее применения.

Разъяснение же осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясность в понимании содержания нормы и обеспечить, таким образом, правильное ее применение в тех обстоятельствах, на которые она рассчитана. Эффективность толкования правовых норм зависит от многих факторов, среди которых немалую роль играет уровень профессиональной подготовки лиц, осуществляющих правоприменение.

Основаниями для классификации видов толкований могут быть: способы толкования, его объем, его субъекты. По способам толкование делится на следующие виды: грамматическое, суть которого – уяснение смысла правовой нормы на основе лексического анализа статьи нормативного акта, систематическое – уяснение содержания нормы путем сопоставления ее с другими нормами, историко-политическое – уяснение содержания норм права на основе анализа исторических причин и условий возникновения данной нормы;

Толкование по объему может быть: буквальным – в случае, если содержание нормы полностью соответствует ее текстуальному выражению (особенно характерно для норм уголовного права), распространительным –когда содержание нормы шире, чем ее буквальное выражение (Например, ч. 1, ст. 110 Конституции Республики Беларусь гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону». Но в действительности судьи подчиняются и подзаконным нормативным актам – указам Президента, постановлениям Правительства и др.), ограничительным –когда содержание нормы ýже текстуального выражения. (Так, в ч. 4, ст. 32 Конституции Республики Беларусь сформулировано следующее положение: «Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь». Текстуально здесь речь идет о детях любого возраста и состояния, хотя в действительности это не так).

В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, толкование может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкованиеисходит от уполномоченных на то органов. Такое толкование является обязательным для субъектов, применяющих норму. Официальное толкование может быть аутентичным и легальным. Аутентичное исходит от того органа, который принял нормативный акт, легальное – от любого другого органа, который наделен правом давать официальное толкование нормативным актам.

В зависимости от того, касается ли официальное толкование всех случаев, предусмотренных нормой права, или отдельного юридического дела, оно делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование есть разъяснение общего характера, являющееся обязательным при разрешении всех дел определенного вида (инструкции, постановления, разъяснения). Казуальное толкование дается органом в целях правильного разрешения конкретного юридического дела.

Неофициальное толкование – толкование, исходящее от органов
и лиц, не наделенных официальными полномочиями. Чаще всего оно выступает в виде советов, рекомендаций, суждений. Такое толкование не является обязательным для исполнения при применении норм права, на него нельзя ссылаться при рассмотрении конкретных дел. Существуют следующие разновидности неофициального толкования: обыденное,даваемое любым лицом, не обладающим глубокими познаниями в сфере права, профессиональное, исходящее от лиц, обладающих юридическими знаниями, доктринальное, осуществляемое юридической наукой, отдельными учеными и их группами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: