Понятие и виды нормативных правовых актов

В Республике Беларусь принят закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», который определяет понятие нормативного акта, виды актов и порядок вступления в силу нормативных актов.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Основные признаки нормативно-правового акта:

· устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

· принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

· содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

· адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных актов содержатся в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся:Конституция Республики, решение референдума, программный закон, кодекс, закон, декрет Президента, указ Президента, постановления палат Парламента, постановление Совета Министров, регламент, инструкция, правила, устав (положение), приказ, решения органов местного управления и самоуправления.

13. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Любой нормативный правовой акт имеет определенные пределы своего дей­ствия. Эти пределы могут быть очерчены временными границами, территорией и кругом лиц, на которых распространяется его действие. Установление этих пре­делов важно в практическом отношении.

Действие нормативного правового акта во времени. В правовом регулировании важно знать, с какого момента начинает действовать тот или иной нормативный акт и до какого момента сохраняется его юридическая сила. Время действия нормативного акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определение времени начала действия нормативных актов связано с их опубликованием. В каждом государстве устанавливаются официальные источники, порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов. Наиболее целесообразным вариантом определения времени вступления нормативного акта в силу является тот, при котором устанавливается время, отведенное на ознакомление людей с содержанием данного акта.

На практике нормативные акты могут вводиться в действие либо специальным постановлением, либо срок вступления в юридическую силу указывается в самом акте, либо нормативный акт вводится в действие по истечении определенного строка со дня опубликования или сразу с момента опубликования.

Согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента. Указы Президента и постановления Совета министров вступают в силу с момента включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в самом акте не указан иной срок вступления в силу.

Правовые акты, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Существуют и нормативные акты, предназначенные для ограниченного круга лиц. Они могут не опубликовываться, а сразу направляться для исполнения соответствующим органам. Такие акты действуют с момента получения их этими органами, если иное не предусмотрено самими актами. Нормативный акт утрачивает силу в следующих случаях:

– истечение срока действия;

– прямая отмена;

– фактическая замена другим актом;

– признание нормативного акта неконституционным.

По общему правилу закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения. Если закон устраняет наказуемость деяния, смягчает наказание или взыскание, или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется его действие, то он признается обладающим обратной силой. Кроме того, обратная сила может быть придана и по специальному указанию законодателя.

Действие нормативного правового акта в пространств. Определение действия нормативного правового акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному исполнению.

Пространственное действие актов связано, прежде всего, с территорией государства, в состав которого входят: суша, недра земли, воздушное пространство, территориальные воды, военные суда под флагом соответствующего государства, невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве, территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом.

Нормативные правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие на всю государственную территорию. Правовые акты местных органов власти действуют на той территории, на которую распространяются функции данных органов.

В праве существует положение, при котором действие нормативных актов распространяется на лиц, находящихся за пределами государственной территории. Согласно ст. 6 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, граждане Беларуси, совершившие преступление за границей, должны подлежать уголовной ответственности по белорусскому законодательству. Если они уже понесли уголовную ответственность за границей, то суд может учесть данное обстоятельство при назначении им наказания.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц. По общему правилу действие нормативных правовых актов распространяет­ся на всех лиц, проживающих на данной территории. Это касается не только гра­ждан и их организаций данного государства, но и граждан иностранных госу­дарств и лиц без гражданства.

Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законода­тельством права и свободы. Они могут обращаться в суд и другие органы госу­дарства для защиты своих личных, имущественных, трудовых семейных прав. В свою очередь, иностранцы и лица без гражданства должны уважать Конституцию и соблюдать законы страны пребывания. Из этого общего правила имеются исключения:

Во-первых, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатиче­ского иммунитета (неприкосновенности) (послы, посланники, поверенные в де­лах, советники и др.), подчиняясь праву страны пребывания, не подлежат юрис­дикции последней.

За нарушения правовых требований страны пребывания они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, они не подлежат аресту или задержанию, вызываться в суд для дачи показаний и т.д. Если такие лица совершают пра­вонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим пу­тем.

Во-вторых, иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений. Существуют такие сферы правового регулирования, где субъектами правоотношений могут выступать только граждане страны пре­бывания.

Такие лица не могут нести военную службу, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси, не могут занимать государственные должности, со­стоять на службе в правоохранительных органах, участвовать в выборах депута­тов в представительные органы и быть избранными в них, участвовать в референ­думах.

Следует отметить, что существуют некоторые особенности действия нор­мативных правовых актов в отношении граждан данного государства. Во-первых, не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Например, нормы избирательного закона не распространяются на лиц, признанных судом недееспособными, а также на лиц, содержащихся в местах лишения свободы или находящихся под стражей.

Некоторые нормативные правовые акты могут распространять свое дейст­вие только на определенные категории граждан и организаций - военнослужащих, учителей, врачей, лиц сельской местности, пенсионеров и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: