ТЕМА первая 2 страница

2. Виды таких сообщений

Существуют разные виды сообщений, подкрепленных кос­венными доказательствами. Наиболее известными из них явля­ются следующие:

а) Те сообщения, которые приводят в своих “Сахихах” аль-Бухари и Муслим и которые нельзя отнести к категории “му­таватир”. Эти сообщения подкреплены различными косвен­ными доказательствами, к числу которых относятся:

1. Высокий авторитет аль-Бухари и Муслима как знатоков хадисов.

2. Их авторитетность в том, что касается выделения дос­товерных хадисов из числа прочих.

3. То обстоятельство, что улемы принимали их сборники, поскольку одно это больше способствует передаче знания, чем множество путей передачи таких сообщений, которые нельзя отнести к категории “мутаватир”.

б) Известные сообщения, если они передаются различными путями, ни в одном из которых нет слабых передатчиков и не­достатков.

в) Сообщение, приводимое целым рядом крупнейших му­хаддисов и не являющееся неизвестным (гариб).

Примером может служить такой хадис, который приводит имам Ахмад, передавая его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и передает его со слов имама Малика. Таким обра­зом, имам Ахмад наряду с другими передает его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и также наряду с другими пере­дает его со слов имама Малика.

3. Суждение о таких сообщениях

Сообщения такого рода являются более предпочтительны­ми, чем любое приемлемое сообщение из числа отдельных со­общений. Если же сообщение, подкрепленное косвенными до­казательствами, противоречит другим приемлемым сообщени­ям, то предпочтение отдается ему.


ТЕМА ВТОРАЯ
Разделение приемлемых сообщений на действующие и недействующие.[51]

Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение являет­ся источником двух видов науки о хадисах, получивших назва­ние “точные и отличающиеся друг от друга хадисы”, а так­же “отменяющие и отмененные хадисы”.

Точные المُحْكَم (мухкам) и отличающиеся مُخْتَلِفُ (мухталиф) друг от друга хадисы

1. Определение точного

а) Слово “мухкам” является причастием страдательного за­лога от глагола “ахкама” в значении “делать точно; хорошо”.

б) Как термин слово “мухкам” служит для обозначения та­кого приемлемого хадиса, которому не противоречит подоб­ный ему хадис.

К этому виду относится большинство хадисов, что же каса­ется противоречащих и отличающихся друг от друга хадисов, то по сравнению с общим их количеством таких хадисов из­вестно немного.

2. Определение отличающихся (мухталиф) друг от друга хадисов

а) Слово “мухталиф” является причастием действительно­го залога от слова “ихтиляф” (разногласие; расхождение). Под отличающимися друг от друга хадисами подразумеваются те из них, которые противоречат друг другу по смыслу.

б) Как термин, фраза «отличающиеся друг от друга хадисы» служит для обозначения таких приемлемых хадисов, которым противоречат подобные им хадисы, когда имеется возмож­ность объединения их между собой.

Имеется в виду такой достоверный или хороший хадис, на­ряду с которым приводится другой хадис, подобный ему по степени и по силе, но внешне противоречащий ему по смыслу, однако при этом обладающие знанием и пониманием способ­ны приемлемым образом объединить их.

3. Пример отличающихся друг от друга хадисов

а) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

[ لا عَدْوَى وَلا طِيَرَةَ ]

«Не (передается) зараза (иначе как по воле Аллаха) и не (является дурным предзнаменованием полет) птиц…» Этот хадис приводит Муслим.

б) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

[ فِرَّ مِنْ الْمَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنْ الأسَدِ]

«Беги от прокаженного, как убежал бы ты ото льва». Этот хадис приводит аль-Бухари.

Внешне два этих достоверных хадиса противоречат друг дру­гу, поскольку первый отрицает возможность заражения иначе как по воле Аллаха, а во втором указывается на возможность за­ражения. Тем не менее улемы объединяют их между собой, при­водя их к согласованию по смыслу во многих отношениях. Ниже упоминается о том из них, который избрал хафиз Ибн Хаджар.

4. Способ объединения

Объединить между собой два этих хадиса можно, сказав, что возможность заражения без соизволения Аллаха отрицает­ся и не является чем-то доказанным, так как посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ لا يُعْدِي شَيْءٌ شَيْئًا ]

«Одно не заражает другое».[52] Сообщается также, что один человек возразил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что, когда парши­вый верблюд оказывается среди здоровых, парша переходит и на них, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:

[ فَمَنْ أَعْدَى الأوَّلَ ]

«А кто же заразил (самого) первого?»[53] Это значит, что Аллах Всевышний вызвал эту болезнь во втором, как вызвал он ее и в первом. Что же касается веления убегать от прокаженного, то оно было отдано для того, чтобы перекрыть пути. Это значит, что оно было отдано для того, чтобы не допустить контактов с прокаженными, в результате чего человек может подумать, что причиной заражения послужила не воля Аллаха, а общение с больным, однако подобные мысли являются греховными. Таким образом, прокаженного было велено сторониться для того, чтобы люди не верили в то, что может привести к греху.

5. Что следует сделать тому, кто встретит два внешне противоречащих друг другу приемлемых хадиса?

В подобном случае необходимо сделать следующее:

а) Когда существует возможность объединения двух хади­сов, обязательно объединить их между собой, как обязательно и применять их на практике.

б) Когда никакой возможности объединения двух хадисов не существует, необходимо поступить следующим образом:

1. Если известно, что один из двух этих хадисов является отменяющим, мы должны отдавать ему предпочтение, приме­нять его на практике и оставить отмененный хадис.

2. Если таких сведений нет, нам необходимо отдать одно­му из этих хадисов предпочтение с помощью одного из путей, которых насчитывается более пятидесяти, а потом действовать в соответствии со смыслом наиболее предпочтительного.

3. Если же не удастся отдать предпочтение ни одному из них, что случается редко, нам следует воздержаться от их практического применения до тех пор, пока не обнаружится преимущество того или другого.

6. Наиболее известные сочинения на эту тему:

а) “Ихтиляф аль-хадис” имама аш-Шафи‘и, который пер­вым заговорил об этом и написал первое сочинение по этому вопросу.

б) “Та’виль мухталиф аль-хадис” Абдуллаха бин Муслима Ибн Кутайбы.

в) “Мушкиль аль-асар” Абу Джафара Ахмада бин Салямы ат-Тахави.

Отменяющие ناسِخُ (насих) и отмененные منسُوخِه (мансух) хадисы

1. Определение “отмены” (насх):

а) Это слово имеет два значения – “устранение” и “пере­писывание”.

б) Как термин, слово “насх” означает отмену Аллахом прежнего установления на основании более позднего указания.

2. Важность и трудность науки об отмене; наиболее выдающиеся знатоки

Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является важным и трудным делом, а аз-Зухри сказал: «Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является для факихов самым трудным».

Наиболее известным из знатоков отменяющего и отменен­ного являлся имам аш-Шафи‘и, который не только лучше всех разбирался в этом предмете, но и начал заниматься им пер­вым. Передают, что имам Ахмад спросил Ибн Вара, который приехал из Египта: «Ты переписывал книги аш-Шафи‘и?» Он ответил: «Нет». Ахмад сказал: «Ты сделал упущение, ибо не могли мы отличить кратко изложенного от истолкованного, а отменяющего хадиса от отмененного, пока не встретились с аш-Шафи‘и».

3. Как отличить отменяющий от отмененного?

Отменяющий хадис можно отличить от отмененного с по­мощью одного из нижеперечисленных признаков:

а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا[

«Прежде я запрещал вам посещать могилы, но (теперь) по­сещайте их».

б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да бу­дет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно было не со­вершать омовения после употребления в пищу того, чего ка­сался огонь.» Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.

в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передается со слов Шаддада бин Ау­са и в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пре­рывается пост и пускающего кровь, и того, кому ее пускают»,[54] был отменен хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет до­волен им Аллах, который сообщил, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пус­кали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблю­дал пост.[55] В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульма­нами Мекки[56], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время про­щального паломничества[57].

г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ مَنْ شَرِبَ الْخَمْرَ فَاجْلِدُوهُ ، فَإِنْ عَادَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ]

«Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же че­ловек вернется к этому в четвертый раз, казните его».[58]

Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов ука­зывает на то, что он был отменен».

Единодушное мнение не отменяет и не может быть отмене­но, однако оно служит указанием на отменяющее.

4. Наиболее известные сочинения по данному вопросу

а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими.

б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада.

в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи.


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение

Тема первая: слабые хадисы.

Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах.

Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдви­жения обвинений против передатчика.

Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым

1. Определение

Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость пе­редатчика которого нельзя считать наиболее вероятной.

Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в раз­деле о достоверных хадисах.

2. Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости

Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множест­во групп,[59] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф).

Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам:

а) Пропуск в иснаде.

б) Отвод передатчика.

Обе этих основных причины в свою очередь подразделяют­ся на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Все­вышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений.

ТЕМА ПЕРВАЯ
“Слабые” الضَّعِيْف сообщения

1. Определение

а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова.

б) В качестве термина слово “слабый” служит для обозна­чения такого сообщения, которое не может считаться хоро­шим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимо­му условию.

2. Различия по степени слабости

Подобно достоверным хадисам слабые хадисы различаются по степени слабости передатчиков. Среди них есть просто слабые, очень слабые, неудовлетворительные (вахи) и пори­цаемые (мункар), наихудшим же из видов слабых сообщений являются подложные (мауду`).

3. Пример

Примером слабого хадиса может служить хадис, передавае­мый ат-Тирмизи со слов Хакима аль-Асрама, сообщавшего, что он слышал, как Абу Тамима аль-Худжайми передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]مَنْ أَتَى حَائِضًا أَوْ امْرَأَةً فِي دُبُرِهَا أَوْ كَاهِنًا فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّدٍ [

«Не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду, совер­шивший половое сношение с женщиной, у которой начались месячные, или совершивший половое сношение с женщиной через задний проход, или посетивший прорицателя». Передав этот хадис, ат-Тирмизи пишет: «Нам неизвестно, чтобы этот ха­дис передавал кто-нибудь еще, кроме Хакима аль-Асрама, ссы­лавшегося на Абу Тамиму аль-Худжайми, который ссылался на Абу Хурайру». Далее он пишет: «Мухаммад[60] назвал этот хадис слабым с точки зрения его иснада».[61]

К сказанному я добавлю, что причиной этого является на­личие в его иснаде имени Хакима аль-Асрама, которого улемы называют слабым. Так, например, в “Такриб ат-тахзиб” хафиз Ибн Хаджар пишет: «Он отличается слабостью».

4. Суждение о передаче такого сообщения

Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам.

а) Они не должны иметь отношения к догматам веры, на­пример к атрибутам Аллаха Всевышнего.

б) В них не должны содержаться разъяснения установлений шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному.

Это значит, что их можно приводить в наставлениях с це­лью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль.[62]

Необходимо помнить о том, что если ты приводишь подоб­ные сообщения без иснадов, не следует говорить: «Так сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», а говорить необходимо только так: «Сообщается о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то-то и то-то», или: «Дошло до нас о нем то-то и то-то», или что-то подобное, чтобы не получилось так, будто ты утверждаешь, что это исходит от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тебе известно, что данный хадис является слабым.

5. Суждение о практическом применении подобных хадисов

Мнения улемов относительно практического применения слабых хадисов расходятся. В основном они считают жела­тельным практическое применение только таких сообщений, которые касаются совершаемых людьми добровольно достой­ных дел. При этом должны быть соблюдены три условия, о чем хафиз Ибн Хаджар[63] сказал так:

а) Хадис должен быть не очень слабым.

б) Хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии.

в) Человек должен применять то, о чем говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности.[64]

6. Наиболее известные сочинения, в которых встречается много слабых хадисов

а) Книги, в которых говорится о слабых передатчиках: в пример можно привести “Китаб ад-ду‘афа” Ибн Хиббана и “Китаб мизан аль-и‘тидаль” аз-Захаби, в которых приводятся примеры хадисов, относимых к числу слабых по той причине, что они передавались слабыми передатчиками.

б) Сборники, включающие в себя различные виды слабых хадисов, примером чего могут служить: “Китаб аль-марасиль” Абу Дауда и “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни.

ТЕМА ВТОРАЯ
Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде

1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде?

Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи пе­редатчиков иснада, когда кто-либо из передатчиков намерен­но или не намеренно опускает имя одного или нескольких пе­редатчиков в начале, конце или середине иснада, что носит явный или скрытый характер.

2. Виды пропуска

В зависимости от того, явный или скрытый характер носит пропуск в иснаде, различаются два вида пропусков:

а) Явный пропуск: Пропуски такого рода известны как има­мам, так и всем прочим людям, занимающимся изучением ха­дисов. О существовании такого пропуска становится известно ввиду того, что передатчик не встречался со своим шейхом ли­бо потому, что не застал его в живых, либо потому, что он просто не встречался с ним, хотя они и являлись современни­ками, а это значит, что у него не было от него ни “иджазы”,[65] ни “виджады”.[66] Вот почему исследователю иснадов необходи­мо знать биографии передатчиков хадисов, включающие даты их рождения, смерти и данные о том, когда именно они зани­мались поисками хадисов, когда находились в пути, а также разные другие сведения.

Знатоки хадисов использовали для обозначения явных про­пусков четыре названия, выбор которых определялся местом пропуска или количеством пропущенных имен передатчиков. Имеются в виду нижеследующие названия:

1. المُعَلَّق Му‘алляк.

2. المُرْسَل Мурсаль.

3. المُعْضًل ْ Му‘даль.

4. المُنْقَطِعْ Мункати‘.

б) Скрытый пропуск: Пропуски такого рода замечают толь­ко искусные имамы, осведомленные о путях передачи хадисов и недостатках иснадов. Для их обозначения используются два названия:

1. المُدَلَّس Мудалляс.

2. المُرْسَل الخَفِيُّ Мурсаль хафи.

Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследо­вание каждого из вышеупомянутых названий.

Му‘алляк

1. Определение

а) Слово “му‘алляк” (подвешенный) является причастием страдательного залога от глагола “‘алляка” (подвешивать что-то к чему-либо). Иснады этого вида стали называть “под­вешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, что делает их похо­жими на нечто подвешиваемое к потолку или к чему-нибудь еще.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков.

2. Виды таких хадисов

а) К числу их относятся хадисы, иснады которых пропуще­ны полностью, после чего там может быть сказано следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то и то-то».

б) К числу их относятся и такие хадисы, в иснадах которых пропущены имена всех передатчиков, кроме имени сподвиж­ника или же имен сподвижника и последователя.[67]

3. Пример:

Примером такого хадиса может служить сообщение, приво­димое аль-Бухари во введении к “Главе, в которой упоминает­ся о бедре”, где сказано:

– Абу Муса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл свои колени, когда к нему вошел ‘Усман»[68]

Этот хадис является “подвешенным”, поскольку аль-Бухари опустил весь его иснад за исключением имени сподвижника, которым является Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.

4. Суждение о таком хадисе

“Подвешенный” хадис является отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет одному из условий приемлемости, а именно – непрерывности иснада, так как в нем опущено имя одного или более передатчиков, и нам ничего не известно о нем или о них.

5. Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима

Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергае­мым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если “подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, на­пример в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распро­страняется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Ха­джар, собравший эти сообщения в своем труде “Таглик ат-та‘лик”.

Мурсаль

1. Определение

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, от­пускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск.[69]

2. Форма такого хадиса

В таком хадисе приводятся слова последователя независи­мо от того, мал он был или стар: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то», или: «…сделал то-то», - или: «В его присутствии было сделано то-то». Мухаддисы называют хадис “мурсаль”, если он имеет такую форму.

3. Пример

В пример можно привести один из хадисов, приводимых в «Книге торговых сделок» «Сахиха» Муслима, где сказано:

– Передал мне Мухаммад бин Рафи‘, сказавший: передал нам Худжайн, сказавший: передал нам аль-Ляйс, слышавший от ‘Укайля, слышавший от Ибн Шихаба, слышавшего от Са‘ида бин аль-Мусаййаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал (то, что называется) “музабана”.[70]

Са‘ид бин аль-Мусаййаб был одним из выдающихся после­дователей. Он передавал этот хадис, в котором содержится сообщение о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая имени то­го, кто являлся связующим звеном между ним и пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, в иснаде этого хадиса опущена его за­ключительная часть, иначе говоря имя того, кто упоминается до последователя. Это является наименьшей потерей, но быва­ет и так, что наряду с этим опущено, например, и имя после­дователя.

4. Какие хадисы факихи и знатоки основ религии относят к разряду “мурсаль”?

Хадисы, форма которых соответствует упомянутой нами, мухаддисы относят к разряду “мурсаль”, что же касается фа­кихов и знатоков основ религии, то их подход к этому являет­ся более общим. Так, например, любой хадис, в иснаде кото­рого не упоминается один или несколько передатчиков, не следующих друг за другом,[71] они относят к разряду хадисов “мурсаль”, и такого же мнения придерживаются последовате­ли аль-Хатиба.

5. Суждение о таком хадисе

В основе своей хадис категории “мурсаль” является слабым и отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет такому не­обходимому условию приемлемости, как непрерывность исна­да. Кроме того, ничего не известно о том передатчике, имя ко­торого опущено, а это значит, что он может и не являться спо­движником, а это значит, что в подобном случае хадис может оказаться слабым.

Однако ни лучшие мухаддисы, ни другие улемы не были едины во мнении относительно суждения о хадисах категории “мурсаль” и использовании их в качестве аргументов, посколь­ку подобный вид разрыва в цепи передатчиков отличается от любого другого. Имеется в виду, что в основном в таких хади­сах выпадает имя сподвижника, но все сподвижники отлича­лись справедливостью, и незнание их имен не может причи­нить никакого вреда.

В бльшинстве случаев высказывания улемов о хадисах кате­гории “мурсаль” относятся к одной из трех нижеследующих групп:

а) Слабыми и отвергаемыми считает такие хадисы большая часть мухаддисов, а также многие знатоки основ религии и факихи, выдвигающие в качестве довода отсутствие сведений о положении того передатчика, имя которого в иснаде опуще­но, так как существует вероятность того, что он сподвижником не являлся.

б) Достоверными и пригодными для использования в каче­стве аргументовсчитают такие хадисы имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад. Их мнение разделяет и целая группа улемов при том условии, что все передатчики такого хадиса были дос­тойны доверия и передавали хадисы только со слов достойных доверия лиц. Они обосновывали свою точку зрения тем, что последователи заслуживают доверия, и любой из них мог ска­зать: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», лишь в том слу­чае, если он слышал об этом от достойного доверия человека.

в) Его можно считать приемлемым в случае соблюдения определенных условий. Иначе говоря, при соблюдении этих условий такой хадис является достоверным, как считают имам аш-Шафи‘и и некоторые улемы.

Речь идет о соблюдении четырех условий, три из которых касаются передатчика, а одно – самого такого хадиса:

1. Передатчик должен относиться к числу крупнейших по­следователей.

2. Называя тех людей, со слов которых он передавал ха­дисы, он должен называть достойных доверия.

3. Если такого же мнения придерживаются и другие достойные доверия хафизы, он не должен противоречить им

4. Помимо вышеперечисленных трех условий такой хадис должен удовлетворять также и одному из нижеупомянутых:

а) Этот хадис должен передаваться и другим путем, но с указанием имен всех передатчиков.

б) Или же он должен передаваться также без указания имени сподвижника другим путем таким человеком, который воспринял знание не от тех людей, которые упоминаются в ис­наде первого хадиса.

в) Или же по смыслу он должен соответствовать словам сподвижника.

г) Или же большинство улемов должно высказываться со­образно смыслу этого хадиса.[72]

Если вышеупомянутые условия соблюдены, становится яс­но, что иснад такого хадиса и все то, что его усиливает, явля­ется достоверным, и если какое-нибудь достоверное сообще­ние передается одним путем и противоречит этому, мы можем отдать предпочтение первому, по той причине, что оно пере­дается многими путями, если объединить их между собой труд­но.

6. Хадис категории “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника

Здесь имеется в виду сообщение сподвижника, передавше­го слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если сам он не слышал или не видел этого по той причине, что был слишком мал, или принял ислам слишком поздно[73], или отсутствовал. К данному виду относятся многочисленные хадисы таких малолетних сподвижников как Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и других, да бу­дет доволен ими Аллах.

7. Суждение о хадисе “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника

Правильное и распространенное мнение, которого придер­живается большинство улемов, состоит в том, что эти хадисы являются достоверными и могут быть использованы в качестве аргументов, поскольку случаи передачи хадисов сподвижника­ми со слов последователей редки. Если они передавали хади­сы с их слов, то поясняли это, если же они не приводили пояс­нений и говорили: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», это значит, что они слышали это сообщение от другого сподвиж­ника, а раньше мы уже отмечали, что отсутствие имени спод­вижника не приносит вреда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: