Этика науки и социальная ответственность ученого

Научная деятельность подчиняется определенной системе этических норм, которые возникают в ходе исторического развития самой науки. Они регулируют взаимоотношения внутри научного сообщества и охватывают разные стороны деятельности ученых – процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий и т.д.

Нормы научной этики включают общечеловеческие моральные требования и запреты (не лги, не кради и др.), адаптированные к особенностям научной деятельности, – запрет на плагиат, сознательное искажение данных исследования. В их состав также входят специфические для науки ценности: бескорыстный поиск истины, ответственность за качество результатов исследований (обоснованность, новизна), независимость от авторитетов, самокритичность. Нормы научной этики имеют большое значение для существования и развития науки, самоорганизации научной деятельности. Они обеспечивают климат доверия в научном сообществе, без которого невозможен рост научного знания.

Возрастание роли науки в современном мире, неоднозначные последствия научно-технического прогресса актуализировали проблему социальной ответственности ученого, взаимоотношений науки и общества. Противоречивая оценка роли науки в XX в. породила два крайних варианта – сциентизм (признание науки высшей и абсолютной социальной ценностью) и антисциентизм (отрицание гуманистической сущности науки, утверждение ее в качестве враждебной человеку силы). Обе точки зрения в отношении науки, хотя и содержат ряд рациональных моментов, являются ошибочными и односторонними. Они опираются или на слепое преклонение перед наукой, или на безотчетный страх перед ней. Сегодня особое значение приобретает рациональное и реалистическое отношение к науке, четкое представление специфики, границ и возможностей научного познания.

Как показывает в своих работах В.С. Степин, происходящие в современной науке и технологической деятельности изменения связаны с формированием особого типа научной рациональности (постнеклассической). Данный тип рациональности имеет дело с освоением сложных развивающихся систем, обладающих синергетическими характеристиками (биологические и социальные объекты с учетом их исторической эволюции, большинство объектов нано- и биотехнологий, развивающиеся компьютерные сети и др.). Изучение и освоение развивающихся систем предполагает оценку сценариев развития систем, выделения зон риска, которые могут иметь негативные социальные и гуманитарные последствия. В этой ситуации уже требуется соотносить ценностные приоритеты науки (поиск истины и рост знания) с социальными ценностями, выступающими условиями функционирования науки. Это соотнесение сегодня осуществляется посредством социально-гуманитарной экспертизы научно-исследовательских программ и технологических проектов. Данная практика соответствует новым идеалам науки, изменяющим традиционные взгляды о разделении истины и нравственности. Например, многочисленные дискуссии вызывают проблемы, связанные с вмешательством в генетику человека (клонирование, воздействие на гены во внутриутробном развитии с целью проектирования ребенка с заданными свойствами и т.д.).

В современном информационном обществе (обществе знаний) ценностные установки науки сохраняются, но возникает необходимость их корректировки и конкретизации, продиктованная современными формами социального потребления научного знания. Данные коррективы связаны с выявлением и осознанием социальных детерминант развития науки, что выступает предпосылкой получения объективного знания и его последующей технологической реализации, важнейшим условием продуктивной научной деятельности.

Таким образом, социально ответственная позиция современного ученого предполагает максимально широкое, гласное и компетентное обсуждение конкретных направлений развития науки и техники, стремление предвидеть и своевременно, в доступной форме, оповестить общественность о возможных нежелательных последствиях своих исследований, мерах по их ликвидации или минимизации. Речь идет о необходимости формирования нового типа научного мышления, органично сочетающего производство новых знаний и определение тех проблем, которые они могут породить. В настоящее время только принятые на основе достаточно полной информации научно-технические программы и решения могут считаться социально и морально оправданными. В этом выражается огромная роль субъектов науки (индивидуального, коллективного, институционального) в современном мире, которые способны не только ускорить научно-технический прогресс, но и направить его на благо человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: