Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
Подсистемы науки; естествознание; физические научные знания; химические знания; биологические знания; геологические и географические знания; космологические знания; социально-гуманитарные исследования или обществознание; технические науки; технознание; дифференциация и интеграция; проблемная ориентация; междисциплинарная наука; фундаментальная наука; прикладная наука.
Современную науку называют «большой наукой» по сравнению с наукой Х1Х века. Это характеризует ее и по количеству учёных (свыше 5 млн. человек), и по объему мировой научной информации, которая удваивается каждые 10-15 лет, и по финансовым затратам (развитые страны тратят на науку свыше 5 % валового национального дохода).
Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Наука охватывает сейчас около 15 тысяч дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Дисциплинарная дифференциация науки связана со специализацией научного познания. Эта тенденция выражает сущностную черту науки – стремление к глубокому познанию.
|
|
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом весьма условно можно подразделить на отдельные классификационные типы, поскольку резкой грани между ними нет и ряд наук занимает промежуточное положение.
В классификации научных дисциплин традиционно выделяются три основных сферы научного знания (подсистемы науки) - естествознание, социально-гуманитарные (общественные) и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему разнообразным способом взаимосвязанных научных дисциплин, что делает проблему их детальной классификации крайне сложной.
Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Его предметом является природа как совокупность естественных условий существования человека и общества. Природа- это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек и без чего невозможно его существование. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Естествознание выступает как теоретическое отношение человека к природному миру, как наука о человеке в природе.
Ныне естествознание представлено сотнями научных дисциплин: физических, химических, биологических, космологических и др. Структура естествознания является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний огромны и разнообразны. Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления.
|
|
Тела, их движение, превращения и формы проявления на различных уровнях являются объектом физических научных знаний. В силу своего фундаментального характера они лежат в основе естествознания и обусловливают все другие знания.
Химические элементы, их свойства, превращения и соединения отражаются химическими знаниями. Они имеют много точек соприкосновения с физическими знаниями, на основе чего возникает целый ряд смежных дисциплин - физическая химия, химическая физика и др.
Биологические знания охватывают группу знаний о живом, своим предметом изучения они имеют клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических элементах. В силу этого на стыке наук возникают такие науки, как биофизика, биохимия и др.
Земля как планета является предметом изучения геологических и географических знаний. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты. На стыке с другими группами знаний возникают геохимия, палеонтология, геофизика и др.
Одним из наиболее древних, но в то же время самым современным направлением в науке являются космологические знания, предметом которых является Вселенная как целое. Космология изучает состояния и изменения космических объектов.
Вторым направлением научного знания являются социально-гуманитарные исследования или обществознание. Здесь предметом познания выступает все то, что представляет общество и социальность человека. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и отношений. По своему характеру научные знания об обществе могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых является общество как целое; экономические - отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе; государственно-правовые знания - имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о государстве и политические науки.
Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Из всей совокупности наук гуманитарные науки ориентированы на интересы человека, который выступает для них в качестве меры всех вещей. Человек и его мыслительные способности изучаются психологией - наукой о человеческом сознании; логикой - наукой о законах и формах познающего мышления. К гуманитарным относятся также история, языкознание, литературоведение, философия, культурология и т. п.
Третье направление научного познания – технические науки, технознание. Под техникой обычно понимают совокупность искусственно созданных материальных средств и орудий практической деятельности. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, системы и средства управления, добычи, хранения и переработки вещества, энергии, информации и т.д. Техника составляет важнейший элемент производительных сил. Техника – это искусственно созданная «вторая природа», и представляет собой преобразованную «первую природу», поэтому продолжает «жить» по ее законам в специфической форме. Техника выступает как материализованное естественнонаучное знание. Поэтому технознание ближе всего к естественнонаучному, и, чтобыпровести границу между ними, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, в понятиях естествознания отражается природа как таковая, в то время как технознание делает акцент на том, что может служить эффективному производству техники. Во-вторых, если в понятиях естествознания природные процессы воспроизводятся в «чистом», незамутненном посторонними привнесениями виде, то в понятиях технических наук они берутся с известными приближениями к условиям их проявления и использования в реальных материалах и конструкциях. Поэтому понятия технознания менее абстрактны и идеализированы. В-третьих, понятия техники относительно быстро меняют свое содержание, поскольку непосредственно связаны с общественной практикой. В-четвертых, так как техническое знание ориентировано на задачи предметно-практической деятельности, то оно излагается в неразрывной связи с приемами технологического применения.
|
|
Эти три сферы науки должны рассматриваться как части единого целого (подсистемы), взаимосвязанные между собой, граница между которыми лишь относительна. Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое взаимодействие процессов дифференциации и интеграции: освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знаний постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку – с вовлечением в процесс познания новых объектов и сторон действительности. Для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы. Проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований. Между отдельными дисциплинами устанавливаются разнообразные связи: концептуальные, методологические, предметные, функциональные и др. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрестке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и др. Сегодня существует такое явление как «междисциплинарная наука»: физическая химия, биофизика, биохимия и др. К междисциплинарным наукам относятся также математика, кибернетика, общая теория систем (ОТС) и синергетика. Принципы, понятия и методы этих наук используются и в естественных, и в гуманитарных, и в технических науках, Между естествознанием и обществознанием также происходит обмен методами и принципами. Важной формой интеграции является создание и развитие единой научной картины мира, которая включает идеи, общие для природы, человека и общества (картина глобального эволюционизма).
|
|
В ХХ столетии произошло важное разделение науки на фундаментальную и прикладную в зависимости от направленности и непосредственного отношения к практике. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических, производственных, технических проблем. Эта связь выявляет практический потенциал науки и открывает канал устойчивого влияния теоретических исследований на производство. В ХХ веке наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, а производство, техника и технология всё больше становятся реальным воплощением научных знаний. Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.
В естествознании также существуют фундаментальные и прикладные науки. Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными, решаются они в рамках прикладного естествознания. Проблемы, возникающие внутри самой науки, – фундаментальными. Не следует слово «фундаментальный» смешивать непременно со словом «важный», «большой». Прикладное исследование может иметь очень большое значение и для самой науки, в то время как фундаментальное – не применимо.
Наряду с указанными основными научными направлениями к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки о себе самой – науковедение. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной.
Контрольные вопросы
1. Какие основные сферы научного знания выделяют в современной науке?
2. Что является предметом естествознания?
3. Какие Вы знаете фундаментальные естественнонаучные направления?
4. Что изучают социально-гуманитарные науки? Назовите социальные и гуманитарные.
5. Какова связь между естествознанием и технознанием?
6. Что означает для современной науки переход от предметной к проблемной ориентации?
7. Что выражает понятие «междисциплинарная наука», приведите примеры?
8. В чем различие между фундаментальной и прикладной наукой?