Сущность философии. Взаимоотношения философии и науки

Философия — сложное, изменяющееся культурно-историческое явле­ние. Вопрос, касающийся определения предмета философии и ее взаимо­связей с наукой, достаточно труден, ведь представления о смысле и пред­назначении философии в разные эпохи выглядят по-разному. Для того чтобы понять современное состояние философского знания и его соотно­шение со сферой научной деятельности, необходимо вкратце вспомнить об античных истоках становления философии и науки.

Философия и наука были когда-то единым целым. В Древней Греции понятие «философия» имело смысл, близкий к понятию «наука». Как только зародилось античное рационалистическое мировоззрение, оно, постепенно освобождаясь от мифологических установок, было направле­но вообще на весь мир, как бы охватывая сразу все предметы познания. В ранний период античной философии ещё не было разделения знания на различные дисциплины. Необходимо понимать, что философия, хотя это и непривычно для современного человека, тогда была единой наукой как таковой, или наукой вообще. Но постепенно вычленяются различные дис­циплины и направления. Скажем, у Аристотеля выделяются первая фило­софия, или метафизика (изучающая наиболее общие, абстрактные свой­ства сущего), и вторая философия, или физика (изучающая собственно окружающий мир в его процессах естественного движения и измене­ния). С течением времени из недр первичного философского взгляда на мир выходят и приобретают самостоятельность различные специальные науки: астрономия, математика, биология и др.

Однако не всегда отношения философии и отпочковавшейся от неё на­уки складывались безоблачно. В период Нового времени (с XVII в.) в связи с ускоренным развитием точного естествознания прежнее метафизическое знание стало вытесняться научным; в новой ситуации положение филосо­фии стало менее определённым. В итоге наука как самостоятельный рацио­нальный проект существенно оттеснила традиционную философию и вы­шла на лидирующие позиции в культурной жизни вообще. Поэтому сегодня не так-то просто ответить на вопросы, зачем вообще нужна философия и тем более что полезного она может предложить современной науке. Сейчас наука и академическая философия разделены строгими профессиональ-


ными барьерами. Более того, у многих современных людей вообще сформи­ровалось предвзятое, пренебрежительное отношение к философии. Напри­мер, её считают лишь собранием бесполезных или банальных рассужде­ний. Часто говорят также о кризисе философии, в т.ч. и сами философы.

Чем же является философия в современной социально-культурной си­туации? Можно сказать, что сегодня философия представляет собой сохра­нившийся через века, доживший до наших дней и использующий современ­ные интеллектуальные средства импульс того самого первоначального античного «свободного поиска», не дифференцированного на узкие специа­лизированные области и не стеснённого жёсткими методологическими рамками (подобно тем, которые существуют в науке). Конечно, философия сегодня тоже является университетской дисциплиной со своими внутрен­ними правилами, делениями на направления и темы. Например, у профес­сиональных философов периодически возникает желание дать философии строгое определение, навязать жёсткие рамки мышления, отделить «настоя­щих» философов от «ненастоящих», как бы стандартизировав философию на манер точных наук. Но все эти попытки рано или поздно отбрасываются. Мы не должны терять из виду изначального философского проекта раскре­пощённого и целостного познания мира. Философия — это всегда попытка начать все сначала, вновь и вновь поставить важнейшие вопросы: кто такой человек, как устроен мир, как человеку следует в нем жить и т.п.'

Философияэто живой и свободный интеллектуальный поиск.

Философия — это первичное «горение» мысли, первичное усилие самой рациональности, из которых рождаются новые идеи, новые культурные смыслы, а также и новые области научной деятельности. Сфера философских исследований весьма разнородна. В ней разрабатываются учение о бытии, учение о познании, логика, этика, эстетика и многие другие учения. Филосо­фия — это также сфера мысленных экспериментов, обнаружения и постанов­ки новых проблем, обкатки новых интеллектуальных средств. На самом деле любой человек, покидающий привычную дорогу испытанных способов мыс­ли и действий и открывающий новые точки зрения, уже является в той или иной степени настоящим философом, пусть и непрофессиональным. Разуме­ется, не все «производимое» в философии оказывается в дальнейшем плодо­творным, не все принимается последующим развитием мысли. Но ведь то же самое касается и научных исследований: далеко не все научные поиски ока­зываются перспективными и далеко не все научные проекты завершаются открытиями. Все это — неизбежные издержки процесса свободного поиска. В каких-то исторических ситуациях философия может испытывать трудно­сти со своим самоопределением в культуре, но в целом философствование как выражение стремления человека понять мир и свое предназначение в ми­ре непрерывно и вечно. Поэтому неверно было бы представлять философию


профессионально замкнутой скучной дисциплиной, наполненной общеиз­вестными суждениями или совершенно оторванной от реальной жизни.

функции и роль философии в научном познании

Несмотря на то что сейчас наука и академическая философия отделены друг от друга и кажется, что наука прекрасно обходится без философских учений, на самом деле вся научная деятельность насыщена философскими принципами и предположениями. Научный поиск вообще невозможен без поддержки со стороны «живой», работающей философии, которую исполь­зует любой учёный в своей деятельности, осознает он это или не осознает. Великий немецкий философ и учёный Г.В. Лейбниц указывал, что филосо­фией пропитана буквально вся человеческая деятельность, что огромная масса понятий пришла из философии и что «именно из них состоят почти все наши рассуждения, и не только теологи и философы, но и политики и врачи после каждого третьего слова вынуждены употреблять нечто мета­физическое и выходящее за пределы физических ощущений»1.

Каковы же функции философии в научном познании?

Прежде всего отметим, что философствование отнюдь не является про­цессом произвольного и бездоказательного умствования. Наоборот, всякое философствование апеллирует именно к рациональным основаниям, аргу­ментирует и обосновывает свои утверждения. Философские концепции, предлагаемые мыслителями, представляют собой абстрактные теорети­ческие конструкции с внутренней взаимосвязью элементов и с собственной базой аргументации. Построение философской теории — это систематиче­ское и последовательное развёртывание какого-то первоначального допуще­ния, исходной интуиции, взгляда на мир. С другой стороны, философские конструкции никогда не принимаются философским сообществом на веру, без строгой оценки. Они подлежат рациональному обсуждению и должны выдержать концептуальную критику. Конечно, философские учения не опровергаются напрямую научными фактами (хотя опосредованно они все же должны быть совместимы с научными данными), но в философии в каж­дую историческую эпоху действует свой собственный комплекс норм обо­снованности и теоретической адекватности. Философские концепции, как и научные теории, можно критиковать, оценивать, сравнивать, отвергать, предпочитать одну другой, принимать какую-либо как наиболее разумную.

В мировой философской и методологической литературе философ­ские компоненты научной деятельности принято называть метафизическими. В этом термине оживает первоначальное аристотелевское понима­ние метафизики как учения о наиболее общих, абстрактных свойствах существующего вообще, о предельных началах бытия и познания.

1 Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М., 1982. С. 455.


В первой половине XX в. в философии науки преобладала тенденция враждебного отношения к традиционной метафизике, т.е. антиметафи­зические настроения. Эта тенденция сформировалась под влиянием т.н. позитивизма — философского учения, парадоксально направленного про­тив самой же философии. Позитивизм провозглашал науку самодостаточ­ным видом человеческой деятельности, а метафизику — собранием бес­смысленных утверждений и антинаучных заблуждений (о позитивистской программе мы будем говорить подробнее в § 0.2). Однако, позже исследова­телями были обнаружены весьма полезная роль метафизики в науке и, бо­лее того, предельная насыщенность самой науки различного рода метафи­зическими компонентами. Начиная с этого периода (который в философии науки связан со становлением т.н. постпозитивизма) отношение к метафи­зике стало более уважительным и терпимым. Пришло понимание того, что общий метафизический фон является необходимой и неустранимой пред­посылкой научного познания вообще.

Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорит­ся, что философия даёт учёному базовые теоретические и методологиче­ские принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрыва­ет все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны. Так, к основным функ­циям философии в научном познании относятся:

1) критическая;    
2) предпрсылочная;    
3) обобщающе-экстраполирующая;    
4) эвристическая;    
5) ценностно-этическая;    
6) интерпретирующе-коммуникативная;  
7) проясняющая;    
8) направляющая. Опишем их подробнее.    
  1, Критическая. Это, пожалуй, наиболее яркая, наиболее заметная

функция философии. В тех ситуациях, когда ученый производит пере­смотр сложившихся представлений, переосмысливает сами устоявшиеся научные понятия и общепризнанные способы мышления, когда он пыта­ется выйти за рамки традиционного и взглянуть на все это как бы со сто­роны, он занимается именно философской деятельностью. Подвергнуть сомнению самое, казалось бы, привычное и отправиться в свободный ин­теллектуальный поиск -j- это и есть философия в действии.

Пытаясь найти нужные ориентиры, ученый может отбросить современ­ные ему научно-философские положения и вернуться к каким-то более ран-


ним метафизическим системам. Он может черпать из них потенциал для критики имеющихся представлений. Например, именно это произошло в начале Нового времени (XVI—XVII вв.), когда были подвергнуты сомне­нию устои аристотелевско-схоластической метафизики; в тот период учё­ные в поисках более адекватного способа мышления и соответствующих критических аргументов обратились к античному учению об атомах — к представлениям Демокрита, Эпикура, Лукреция.

Разумеется, значение критической функции философии резко возраста­ет в периоды научных революций. Если во время относительно спокойного развития науки, когда преобладают процессы устойчивого накопления зна­ний, наука кажется совершенно автономной по отношению к философии, то в период смены научных представлений роль философии в области осно­ваний науки становится весьма важной, иногда даже решающей.

2. Предпосъшочная. Научная деятельность пронизана понятиями, перво­начально выдвинутыми в философском познавательном проекте. Это, например, такие фундаментальные, логико-методологические понятия, как причинность, взаимосвязь, отношение, сущность, элемент и многие дру­гие. Философия обеспечивает научное познание базовыми интеллектуаль­ными инструментами. Это понятийная, или категориальная, поддержка науки. Кроме того, философия обеспечивает науку и определёнными со­держательными представлениями, исходными тезисами.

Вообще для обозначения совокупности начальных допущений и предпо­сылок используют специальный термин «предпосылочное знание». К пред-посылочному знанию относятся общие представления об объективной ре­альности и методологические принципы. Без предпосылочного знания невозможно выполнить даже относительно простые научные процедуры. Так, используя процедуру измерения скорости движущегося тела, мы в клас­сической механике основываемся на том базисном допущении, что свойства часов и линеек являются абсолютными, не зависят от их скорости (а в реляти­вистской механике, как известно, это допущение не проходит).

Философское предпосылочное знание существенно влияет на возмож­ность достижения конкретных научных результатов. Философские уста­новки могут помочь учёному и, наоборот, могут помешать ему совершить открытие. Это касается даже математики, при всей её кажущейся само­достаточности. Например, Р. Декарт, основываясь на разработанных им философских идеях о познаваемых и непознаваемых объектах, ограничил предмет геометрии лишь алгебраическими кривыми, что фактически по­мещало ему выйти к новой области математических исследований; мета­физические позиции Р. Декарта оказались для развития математики препят­ствием, которое позже отбросили F. Лейбниц и И. Ньютон. В то же самое время у Г. Лейбница разработка дифференциального исчисления была


существенно связана с его общими метафизическими представления­ми о непрерывности.

Философские установки обеспечивают основу для качественной оценки проводимых научных исследований: значимости полученного материала, общей метафизической «привлекательности» выдвигаемых гипотез и т.п. Исходные предпосылки влияют даже на такую прозаическую вещь, как фи­нансирование научных исследований. Ведь планирование исследований всегда производится в соответствии с определёнными философскими со­ображениями. Общая концепция, главенствующая в той или иной науке, формирует саму цель планируемых исследований, поэтому, как указывает М. Бунте, она оказывается даже более важным элементом, чем бюджет, т.к. исходный философский фон будет отчасти определять и бюджетную сторо­ну. Например, если ведущий теоретический принцип близок к эмпирической философии, то исследование будет ограничено собиранием данных и фено­менологическими теориями. И наоборот, если философские соображения вы­ходят за рамки эмпиризма, то будут поощряться поиски смелых теорий и т.п.1

3. Обобщающе-экстраполирующая. Эту функцию можно считать част­ным случаем предыдущей, однако стоит подчеркнуть ее особую важность для научного проекта.

Установка на выдвижение общих принципов, далеко выходящих за пределы наличного опыта, была выработана в традиционной философии. Ученые привыкли использовать эту установку почти не задумываясь. Ученый в своих выводах постоянно выходит за рамки полученного эмпи­рического материала. Действительно, на каком основании исследователь, выполнивший определённую серию экспериментов в лаборатории, осме­ливается перенести результаты на более широкую область, которая им в реальности не изучалась и, более того, говорить об обнаружении им ка­кой-то закономерности! Ведь на самом деле наука реально занимается лишь ограниченными фрагментами мира; она опирается на конечные об­ласти данных наблюдений и экспериментов. Впервые достаточно чётко это было показано великим немецким философом И. Кантом.

Но если бы наука только фиксировала то, что она непосредственно полу­чила из опыта, она никогда не сформулировала бы ни одного закона из раз­розненного эмпирического материала, из данных единичных наблюдений. Все эмпирические данные так и остались бы разрозненными. Тем более наука никогда не могла бы ничего сказать о «мире в целом», связать знания о нем в какую-то единую картину. Именно И. Кант блестяще показал вели­кую роль метафизики (или «теоретического разума») в науке, позволяющей обобщить полученные данные и сформулировать научные законы, а от них

1 Бунге М. Философия физики. М, 1975. С. 33-34.


подняться на еще более высокую ступень общности — к фундаментальным принципам. И. если мы сегодня говорим, например, о неуничтожимости мате-. риального движения, об эволюционном процессе в живой природе, о симмет-риях в мире элементарных частиц и т.п., то все эти выдающиеся обобщения (принцип движения, принцип эволюции, принцип симметрии) являются именно метафизическими положениями. Мы никогда не сможем исследо­вать весь мир, все его пространственно-временные области. Но мы убежде­ны, что неисследованные области подчиняются тем же самым фундамен­тальным законам, которые мы приписываем изученным фрагментам мира.

Можно сказать, что наука как таковая вообще основана на далеко иду­щих обобщениях. Привычные и естественные для учёного представления о том, что природа как целое единообразна, постоянна и проста в своих фундаментальных основаниях, это на самом деле не следствия продви­жения науки, а предпосланные ей метафизические гипотезы, обладающие предельно общим, экстраполирующим характером1.

4. Эвристическая. Философия является неистощимым поставщиком ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути учёного. Те или иные ходы философского мышления могут подска­зать учёному решение научных проблем или направить его мышление к осознанию важнейших закономерностей строения мира. Например, по­мощниками в теоретических исканиях Вернера Гейзенберга, одного из творцов квантовой механики, являлись произведения Платона.

Выдвижение плодотворных идей и придание им важного культурного смысла является одной из основных функций философии вообще. Так, Н.В. Мотрошилова отмечает: «Можно сказать, что главнейшей функцией философии как специфической формы человеческого знания, культуры... является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобщезначимых идей»2.

Подхваченные наукой плодотворные философские идеи и концеп­ции со временем естественным образом оказываются в составе научных теорий, как, например, это случилось с умозрительной атомистской концепцией. В итоге знание, относившееся к традиционной метафизи­ческой области, может постепенно включаться в науку. Известный за-

1 Так, Н. Хэнсон, анализируя известный принцип единообразия природы, показывает,
что он на самом деле базируется на некотором логическом круге. Ведь с одной стороны,
предполагается, что этот принцип представляет собой какое-то содержательное утвержде­
ние о природе, которое можно подвергать эмпирической проверке. Но, с другой стороны,
когда мы хотим его проверить на эмпирическом материале, оказывается, что он уже. содер­
жится в этом материале как базис для обобщения опытных данных. {Hanson N. Perception
and Discovery. San Francisko, 1969. P. 408).

2 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 5-6.


падноевропейский философ К. Поппер, один из первых обративший внимание на позитивную роль метафизики в науке, называет этот про­цесс «движением от мифа к науке».

Кроме того, философия оказывает серьёзную помощь развитию науки, давая единое понимание различных методологических принципов и подхо­дов, которые приложимы к разнообразным областям познания. По мнению В. А. Фока, выдающегося отечественного физика, одной из основных задач „ философии в области специальных наук как раз является перенесение новой методологии, полученной в одних науках, в другие научные дисциплины.

5. Ценностно-этическая. На первый взгляд, деятельность ученого вы­глядит «чистым познанием», свободным от субъективного отношения уче­
ного к изучаемому объекту, от индивидуальных предпочтений и оценок. Во
многом этот идеал верен. Он является внутринаучным регулятором позна­вательного продвижения. Однако в более широком контексте проблема
взаимоотношения знания и ценности намного сложнее. На самом деле науч­
ное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной
включенности ученого в область исследовательской деятельности: так, для
занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради
которых стоит тратить время собственной жизни. Без определенного цен­
ностного отношения ученый вообще не смог бы выбрать тот или иной
объект исследования. Ценностные аспекты играют важную роль также на
институциональном уровне научной деятельности. Как известно, этико-
социальные проблемы взаимоотношений учёных и общества являются
всегда актуальными и непростыми. По роду своей деятельности учёные ока­
зываются вовлечёнными в сложный контекст социальной ответственности.

Сказанное.означает, что научная деятельность пронизана многообраз­ными ценностными отношениями. Но ценностные отношения как таковые находятся опять же в русле общих метафизических представлений о добре и зле, о допустимом и неприемлемом, о непреходящем и суетном. Обсуж­дая все эти вопросы, мы оказываемся в сфере философствования.

6. Интерпретирующе-коммуникативная. В наш век узкой специали­зации и взаимонепонимания философия может выступать и действитель­но выступает средством общения для различных областей знания:

1) философия оказывается посредником для учёных смежных или более отдаленных специальностей, решающих проблему, общую для их обла­стей деятельности. В этом случае базовые, предельно общие рамки обсуждения помогают учёным выделить главное в их совместной про­блеме, наладить полноценное междисциплинарное общение;

2) она позволяет преодолеть разрыв таких существенно различных науч­ных областей, как естествознание и гуманитарная наука. Австрийский физик и философ Ф. Франк утверждает, что вообще важнейшей функ-



цией философии науки должно являться «наведение мостов» между естественно-научным и гуманитарным знанием'; 3) общение ученых и представителей других сфер деятельности тоже осу­ществляется «на территории» философии (хотя чаще непрофессиональ­ной); общение учёных и деятелей искусства, учёных и прессы, а также современные социально-политические и этические дискуссии о науке тоже проходят (или по крайней мере должны проходить) именно в поле общефилософской аргументации, свободного концептуального диало­га. Надо сказать, что, по сути дела, общество и видит науку во многом через призму той философии, которая интерпретирует научные знания, адаптирует их к общественному сознанию, включает в современное ей мировоззрение через различные образы, метафоры, ключевые идеи, а также даёт экстраполяции, социальные прогнозы и т.п. 1. Проясняющая. Сегодня становится весьма актуальной задача по­нять саму научную деятельность, ведь наука становится все более развет­влённой, дифференцированной, перегруженной фактической информа­цией. Иногда легче самому поставить эксперимент, чем найти нужные данные о его выполнении другими учеными, об иных его версиях. Часто научные журналы, будучи не в силах овладеть потоком информации, ра­ботают только с ограниченным кругом источников: два журнала могут ссылаться только друг на друга. Все это производит известное впечатле­ние хаоса. Научная деятельность в таких условиях выглядит утрачиваю­щей свой смысл. Понимать, что же действительно происходит в данной конкретной области, группе наук, современной науке в целом, — очень важная задача, и эта задача философская в широком смысле слова.

Важнейшим видом проясняющей деятельности является работа в об­ласти т.н. оснований той или иной науки. М. Бунге именует этот непрек­ращающийся процесс прояснения содержания теоретических систем «домашней уборкой». Исследования в Области оснований важны не только в период критического переосмысления науки (во времена научных револю­ций), и в относительно спокойные периоды тоже должна проводиться «теку­щая уборка» имеющегося научного знания. Известный логик А.С. Есенин-Вольпин называет такие исследования фундаменталистикой, настаивая на том, что вообще в любой области знания должна быть собственная сфера оснований, ставящая своей целью не расширение или применение знаний, а их обоснование, шлифовку, повышение строгости доказа­тельств, изгнание всех некритично воспринятых утверждений2. Достоин-

' Франк Ф. Философия науки. М., 1960. С. 46.

2 Есенин-Вольпин А.С. Об антитрадиционной (ультраинтуиционистской) программе оснований математики и естественно-научном мышлении // Вопросы философии. 1996. № 8. С 100-136.


падноевропейский философ К. Поппер, один из первых обративший внимание на позитивную роль метафизики в науке, называет этот про­цесс «движением от мифа к науке».

Кроме того, философия оказывает серьёзную помощь развитию науки, давая единое понимание различных методологических принципов и подхо­дов, которые приложимы к разнообразным областям познания. По мнению В.А. Фока, выдающегося отечественного физика, одной из основных задач k философии в области специальных наук как раз является перенесение новой методологии, полученной в одних науках, в другие научные дисциплины.

5. Ценностно-этическая. На первый взгляд, деятельность ученого вы­глядит «чистым познанием», свободным от субъективного отношения ученого к изучаемому объекту, от индивидуальных предпочтений и оценок. Во
многом этот идеал верен. Он является внутринаучным регулятором позна­вательного продвижения. Однако в более широком контексте проблема
взаимоотношения знания и ценности намного сложнее. На самом деле науч­ное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной
включенности учёного в область исследовательской деятельности: так, для
занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради
которых стоит тратить время собственной жизни. Без определённого цен­ностного отношения учёный вообще не смог бы выбрать тот или иной
объект исследования. Ценностные аспекты играют важную роль также на
институциональном уровне научной деятельности. Как известно, этико-
социальные проблемы взаимоотношений учёных и общества являются
всегда актуальными и непростыми. По роду своей деятельности ученые оказываются вовлечёнными в сложный контекст социальной ответственности.

Сказанное.означает, что научная деятельность пронизана многообраз­ными ценностными отношениями. Но ценностные отношения как таковые находятся опять же в русле общих метафизических представлений о добре и зле, о допустимом и неприемлемом, о непреходящем и суетном. Обсуж­дая все эти вопросы, мы оказываемся в сфере философствования.

6. Интерпретирующе-коммуникативная. В наш век узкой специализации и взаимонепонимания философия может выступать и действитель­но выступает средством общения для различных областей знания:

1) философия оказывается посредником для ученых смежных или более отдалённых специальностей, решающих проблему, общую для их обла­стей деятельности. В этом случае базовые, предельно общие рамки обсуждения помогают учёным выделить главное в их совместной про­блеме, наладить полноценное междисциплинарное общение;

2) она позволяет преодолеть разрыв таких существенно различных науч­ных областей, как естествознание и гуманитарная наука. Австрийский физик и философ Ф. Франк утверждает, что вообще важнейшей функ-



цией философии науки должно являться «наведение мостов» между естественно-научным и гуманитарным знанием1; 3) общение ученых и представителей других сфер деятельности тоже осу­ществляется «на территории» философии (хотя чаще непрофессиональ­ной); общение ученых и деятелей искусства, ученых и прессы, а также современные социально-политические и этические дискуссии о науке тоже проходят (или по крайней мере должны проходить) именно в поле общефилософской аргументации, свободного концептуального диало­га. Надо сказать, что, по сути дела, общество и видит науку во многом через призму той философии, которая интерпретирует научные знания, адаптирует их к общественному сознанию, включает в современное ей мировоззрение через различные образы, метафоры, ключевые идеи, а также даёт экстраполяции, социальные прогнозы и т.п.

7. Проясняющая. Сегодня становится весьма актуальной задача по­нять саму научную деятельность, ведь наука становится все более разветвлённой, дифференцированной, перегруженной фактической информа­цией. Иногда легче самому поставить эксперимент, чем найти нужные данные о его выполнении другими учёными, об иных его версиях. Часто научные журналы, будучи не в силах овладеть потоком информации, ра­ботают только с ограниченным кругом источников: два журнала могут ссылаться только друг на друга. Все это производит известное впечатле­ние хаоса. Научная деятельность в таких условиях выглядит утрачиваю­щей свой смысл. Понимать, что же действительно происходит в данной конкретной области, группе наук, современной науке в целом, — очень важная задача, и эта задача философская в широком смысле слова.

Важнейшим видом проясняющей деятельности является работа в об­ласти т.н. оснований той или иной науки. М. Бунге именует этот непрек­ращающийся процесс прояснения содержания теоретических систем «до­машней уборкой». Исследования в Области оснований важны не только в период критического переосмысления науки (во времена научных револю­ций), и в относительно спокойные периоды тоже должна проводиться «теку­щая уборка» имеющегося научного знания. Известный логик А.С. Есенин-Вольпин называет такие исследования фундаменталистикой, настаивая на том, что вообще в любой области знания должна быть собственная сфера оснований, ставящая своей целью не расширение или применение знаний, а их обоснование, шлифовку, повышение строгости доказа­тельств, изгнание всех некритично воспринятых утверждений2. Достоин-

1 Франк Ф. Философия науки. М, 1960. С. 46.

2 Есенин-Вольпин А.С. Об антитрадиционной (ультраинтуиционистской) программе
оснований математики и естественно-научном мышлении // Вопросы философии. 1996. № 8.
С100-136. ',.


ства такого упорядочения очевидны; содержание же деятельности фундаменталистики оказывается логико-философским: здесь выявляются скры­тые допущения, изучаются способы аргументации, осуществляется про­верка непротиворечивости, полноты теории, внутренних связей между ее первичными и производными понятиями. В идеале результатом такой ра­боты должна стать аксиоматизация данной научной области.

8. Направляющая. Из обзора предыдущих функций мы увидели, что метафизика оказывает существенную помощь науке, является важным ин­теллектуальным инструментом для решения научных задач. Но значение метафизики для науки не исчерпывается инструментальными функциями. Соотношение метафизики и науки гораздо глубже. Несколько неожидан­ный поворот этой темы предлагает западный философ и историк науки Джозеф Агасси. Он переворачивает принятые представления о помощи науке со стороны метафизики. Дж. Агасси утверждает, что следует, наобо­рот, считать науку средством решения метафизических проблем. Действи­тельно, факты из истории науки показывают, что критерием выбора тех или иных научных проблем часто является их значение для метафизики. Осо­бенно, конечно, это касается фундаментальных исследований. В науке мы занимаемся преимущественно теми проблемами, которые важны и инте­ресны именно с метафизической точки зрения и которые могут подтвер­дить и систематически развернуть фундаментальные метафизические идеи о структуре и основаниях мироздания. Это означает, что метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, сти­мулируя научный интерес. Метафизика не просто помогает науке в ее само­стоятельном поиске, но она «ведёт» за собой науку в общей исследователь­ской стратегии. Метафизика задаёт науке устойчивые ориентиры, являясь для науки, по словам Дж. Агасси, «программой будущего научного развития»1.

Следует говорить не только о том, что значение философии для науки возрастает в периоды научных революций, когда философия становится инструментом критики; ее роль более значительна: она часто является и движущей силой самих научных революций. Приведём пример. Исто­рик науки А. Койре показывает, что научная революция XVI-XVII вв., ознаменовавшая собой собственно рождение новой науки, была связана прежде всего с революцией метафизической — с изменением глобаль­ных представлений о Вселенной вообще. «Метафизическая революция», прежде всего, отвергла схоластически-аристотелевское понимание Кос­моса; она заменила старые представления о Космосе как о конечном

1 J. Agassi. The Nature of Scientific Problems and their Roots in Metaphysics // M. Bunge (ed.). Critical Approach. Glencoe, 111., 1964. P. 189-211. См. также: Вартофский М. Эвристи­ческая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 72 и ел.


иерархическом мире, новым представлением о бесконечной и гомогенной Вселенной. Причём, интересно, что в основаниях науки Нового времени лежали совсем не новые опытные данные: А. Койре показывает, что сами опыты XVII в. по измерению ускорения были совсем не точны, для того чтобы они были действительно значимы, их надо было бесконечно экстраполировать, и если они должны были якобы доказать реальность инерциального движения, то ведь эта инерциальность в строгом смысле в реальных условиях вообще невозможна. Поэтому ведущим фактором в построении математической механики явились не непосредственные экспериментальные данные, а именно изменение философской установ­ки, «инфинитизация Вселенной»1.

Резюме. Таким образом, философское знание выступает предпосыл­кой научного исследования, создаёт ему необходимый концептуальный фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории; экстраполирует полученные данные и обобщает их до уровня фундаментальных научных принципов; интерпретирует научные резуль­таты и опосредует диалог различных областей знания; выступает важным эвристическим средством; служит инструментом критики в период ста­новления новых научных представлений; становится непосредственной движущей силой научных революций, меняя глобальные представления о миропорядке; направляет научный поиск и формирует фундаментальный интерес учёных к решению важнейших метафизических проблем; осмыс­ливает общие ориентиры ценностных отношений, связанных с научной дея­тельностью; проясняет основания и содержание научного знания, спо­собствуя самопониманию науки. Это разнообразие функций показывает, что научная деятельность от начала и до конца пронизана философским содержанием. Указанные функции пересекаются друг с другом, образуя единую «равнодействующую» присутствия метафизики в научном позна­нии. Предельно обобщая значение философии для науки, можно сказать, что роль философии в науке, прежде всего, мировоззренческая и методо­логическая. Философия задаёт науке мировоззренческий и методологи­ческий базис, необходимый для исследовательской деятельности.

0.2. Философские дисциплины, изучающие науку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: