Вопрос для размышления

Отечественная история

для заочной формы обучения ФПИК

(учебное пособие)

Волгоград 2007

ББК Т3я7

Б725

Рецензенты:

Зав. кафедрой истории России ВГПУ им. А. С. Серафимовича д.и.н., проф. Е. Ю. Болотова.

Д.и.н., проф. Г. Л. Соболев (СПб);

Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета

Отечественная история. Для студентов заочного факультета ФПИК: Учебно-методическое пособие / В. Г. Бобровников. – Волгоград, 2006. – 229 с.

В учебное пособие включены темы контрольных работ, литература, лекционный материал и вопросы для повторения к зачету.

© Волгоградский государственный

технический университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...........................................................................................................

Темы контрольных работ................................................................................ (нет)

Лекционный материал, рекомендуемые учебники......................................3

Лекция 1............................................................................................................4

.Лекция 2...........................................................................................................15

Лекция 3.............................................................................................................22

Лекция 4.............................................................................................................33

Лекция 5.............................................................................................................45

Лекция 6.............................................................................................................56

Лекция 7.............................................................................................................64

Лекция 8.............................................................................................................76

Лекция 9.............................................................................................................88

Лекция 10...........................................................................................................100

Лекция 11...........................................................................................................113

Лекция 12...........................................................................................................123

Лекция 13...........................................................................................................138

Лекция 14............................................................................................................152

Лекция 15............................................................................................................164

Лекция 16............................................................................................................173

Примерные вопросы к зачету по курсу «История»........................................184

Учебники:

Зуева, М. Н. История России. Учебное пособие/ М. Н. Зуева. – М.: Высшее образование, 2008.

Левандовский, А. А., Щепенов, Ю. А. Россия в XX веке / А. А. Левандовский, Ю. А. Щепенов. – М.: Просвещение, 2010. – 212 с.

Моряков, В. И. История России (X–XVIII вв.). Учебник / В. И. Моряков. – Ростов-на-Дону: Феникс. –2004. – 448 с.

Мунчаев, Ш. М. История России. Учебник для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2003. (ВолгГТУ).

Платонов, С. Ф. Полный курс по русской истории / С. Ф. Платонов. 3-е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 576 с. (ВолгГТУ – 15 экз.).

Сахаров, А. Н. История России / А. Н. Сахаров. – М.: Русское слово, 2011.

Семенникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семенникова. – Екатеринбург, 2005. – 608 с.

Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории: http: // www hrono.info / literature.htu.

Образование Киевской Руси, hist.zip

slava-cccp.narod.ru “Советский Союз”

hrono.ru проект “Хронос - всемирная история в Интернете”

Электронные учебники по истории России:

Htt://bobych.ru/lection/history/

Htt://www.xenoid.ru/materials/history/default.php

Вводная лекция.

1. Необходимость изучения социально-гуманитарных дисциплин и Отечественной истории.

2. Два подхода к изучению истории: формационный и цивилизационный.

3. Западная цивилизация: ее особенности и основные черты.

Литература

1. Блок, М. Апология истории / М. Блок. – М., 1986.

2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1991.

3. Тайны истории. М. П. Погодин, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев,

В. О. Ключевский о пользе исторических знаний. – М., 1994.

4. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1992.

5. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.

Сегодня многие ученые и педагоги говорят о повышении роли социально-гуманитарных знаний. Это связано с тем, что за 5,5 тысяч лет создано много наук, которые в основном делятся на две составные части. Первая часть наук изучает природу – это естественные науки, а другая часть изучает деятельность человека и его общество. Это социо-гуманитарные науки.

Почему же повысился интерес к последним? Во-первых, человечество задумывается о своем выживании. Во-вторых, возникшие глобальные проблемы коснулись всех людей (экология, терроризм, национальные конфликты, неизлечимые болезни и др.). Поэтому человек ищет ответы на эти проблемы.

Теперь можно поставить конкретный вопрос: «Зачем нужно изучать историю, что это на практике дает?» По выражению К. Маркса «Все науки создают одну науку – историю». Но современный студент, и нашего вуза в частности, отвечает однозначно: «Помогает общему развитию». Попробуем расшифровать эту общую фразу.

ИСТОРИЯ – это не только комбинация дат, фактов, событий. Это, прежде всего, судьбы людей, нации, государства. И самым ценным, на наш взгляд, в любом государстве является человеческая жизнь, а не идеи, строи с различными «измами» как то: феодализм, капитализм, коммунизм и даже не экономика. Косвенным доказательством как раньше, так и теперь основного секрета любого ведомства или архива является фамилия, имя, отчество конкретного человека.

Резюме. Основной ценностью любого государства является человек и его деятельность, из которой складывается история Родины.

ИСТОРИЯ помогает понять, почему мы хотим и вроде делаем как лучше, а получается, иногда, – плохо. Другими словами: «Если мы такие умные, то почему мы такие бедные». Как раз отечественная история и помогает нам увидеть корни наших социальных и нравственных бед – пьянства, сквернословия, воровства, нищеты, социальной неустроенности. Еще в IX веке, новгородцы, приглашавшие иноземцев править ими, писали: «Земли наши богаты и обильны, а наряда (порядка) в них нет».

Резюме. Основным критерием человеческой деятельности является нравственность и вклад каждого человека в развитие своей страны.

Изучение отечественной истории позволяет ответить на следующие очень важные вопросы: Почему, как отмечал историк В. О. Ключевский, вся история России была историей «догоняния» Запада? Почему мы так много воем, то с внешними, то с внутренними врагами? Так, например, из 537 лет, прошедших со времен Куликовской битвы (1380 г.) до момента окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. С одной Турцией – 12 войн.

Ответы на эти вопросы можно найти в определениях и сентенциях выдающихся россиян:

«Избавь меня от хищных рук,

И от чужих народов власти.

Их речь полна тщеты напасти,

Рука их в нас наводит лук».

(XVIII век, М. В. Ломоносов).

«У России нет друзей. Нашей огромности боятся. Нашими друзьями могут быть только армия и флот» ( XIX век, Слова Александра III на смертном одре цесаревичу Николаю).

Знайте, наши враги не сидят сложа руки. Охотники до нашей земли и наших завоеваний по-прежнему есть и, думаю, долго не переведутся еще ” (1941 год. Г. К. Жуков).

«Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная война, имеющая цель его уничтожить». (2003 год, патриарх Алексий II).

Мы имеем дело (захват 1200 заложников в г. Беслане, Сев. Осетия) с прямой интервенцией международного террора против России. С тотальной жестокой полномасштабной войной. Это нападение на нашу страну... ”. (4 сентября 2004 г. В. В. Путин).

Резюме. Мы отстаем в экономическом развитии из-за постоянных войн и разорений, навязанных нам из вне. Поэтому история России помогает осознать кто наши недруги и что делать.

ИСТОРИЯ РОССИИ – это есть история нашего духовного развития, укрепления православия во всем мире, взращивание целого сонма святых, просветителей, великомучеников. Столпами Русской Православной Церкви являются: Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Александр Мень и другие. По словам Александра III, церковь не раз спасала Россию в годину бед и, наверное, поэтому по выражению историка В. О. Ключевского «Россия погибнет, тогда, когда погаснет лампада над гробницей Сергия Радонежского».

Резюме. История России – это часть мировых духовных нравственных ценностей, которые нас совершенствуют. Поэтому наша страна носила название «Святая Русь», а по мнению историка А. В. Гудзь-Маркова наша страна на протяжении семи последних тысячелетий являлась планетарным «складом» материальных, духовных и нравственных ценностей.

РОССИЯ на протяжении последнего столетия стала «испытательным полигоном» для всего мира в социальном, экономическом и политическом аспектах. XX век для страны начался с выходом 1 января 1900 года газеты «Утро социализма», в декабре – «Искры», и пророчества предпринимателя Саввы Морозова, что «Век двадцатый – это век социализма».

На России апробировались основные идеи социализма о равенстве «апостолов от марксизма» К. Маркса и Ф. Энгельса. В середине 70-х годов XIX века германского канцлера О. Бисмарка спросили: «Как вы относитесь к идеям социализма и воплощению его в какой-либо стране?» На это дипломат ответил: «Социализм – это хорошо, только надо найти страну, которую не жалко». В конечном итоге это стоило России к середине 50-х годов XX века жизни 60 миллионов человек по минимальной шкале.

Тем не менее, в XX веке от 40 до 50 % населения земного шара оказались под влиянием идей социализма. На 1/3 территории Земли строился социализм. Каковы же сейчас результаты этого «строительства?». Если в начале XX века говорили, что социализм – это светлое будущее человечества, то с 1990 года «Социализм – это прошлое человечества».

Социальные революции (Франция, Россия, Китай и др. страны) приводят к большим человеческим жертвам, к духовным и нравственным потерям, регрессу. Поэтому должна повышаться роль альтернатив в выборе путей развития, что актуально и сейчас в современной истории.

Некоторые обобщения:

1) Отказ от изучения социально-гуманитарных дисциплин приводит к социальным и техногенным трагедиям.

2) По мнению филолога древнерусской литературы академика Д. С. Лихачева «только гуманитарные дисциплины формируют интеллигента», потому что они учат «мыслить хорошо, говорить и поступать хорошо».

3) Изучать свою историю необходимо, чтобы знать и помнить свои корни, чтобы не быть «Иванами, не помнящими своего родства».

4) Чтобы знать, сохранять и передавать следующему поколению свою православную веру, духовные и культурные традиции великой России.

5) Знание своей истории позволяет разбираться и адаптироваться к реалиям современной жизни, искать альтернативы и идти на компромиссы.

Таким образом, по мнению Джорджа Сантаяна « Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова».

Историческое понимание было свойственно для людей прошлого России. Сейчас это очень важно. Сошла со сцены КПСС, ликвидировалась марксистко-ленинская концепция. Чем больше выходит документов, тем больше возникает вопросов у современных историков. Имеются разные взгляды на роль России в историческом процессе:

1. Россия – это страна рабов.

2. Россия – страна первооткрывателей и гениев.

3. Россия выпала из хода мировой цивилизации.

4. Церковные святители и пророки (Нострадамус, Василий Немчин, С. Саровский, И. Кронштадтский, П. Глоба) – у России великое будущее.

5. У России великая миссия – она спасает и спасет мир. (Инок Филофей, Ванга, М. В. Назаров и др.)

Поэтому, прежде чем рассмотреть вопрос о месте России в мировой цивилизации, следует выяснить, как подходили историки к историческому процессу человечества. Имелось два подхода: ФОРМАЦИОННЫЙ с середины XIX века и ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ с начала XX века.

Прилагательное «формационный» происходит от слова формация, или от греческого слова – ступень. Разработчиками этой теории формации (далее: ТФ) являлись: К. Маркс, Ф. Энгельс, советские историки.

Основные черты формации:

1. Вся история человечества была разделена на пять ступеней: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

2. Основным критерием каждой формации являлся главенствующий способ производства материальных благ.

3. Этому способу соответствовали политические, юридические и идеологические учреждения определенной формации.

4. Общество делилось на классы: на эксплуататоров и эксплуатируемых.

5. Основным двигателем прогресса считалось развитие орудий труда, классовая борьба как «локомотив истории».

Минусы теории формации (далее: ТФ):

1. ТФ предлагала только один линейный (стадиальный) вариант развития стран: от первобытнообщинного к коммунистическому обществу.

2. Существовали такие страны и народности, которые ориентировались на усовершенствование материального способа производства (аборигены Австралии, Индия, Китай и др.). У них имелась такая культура и традиции, которые не подведешь к материальному знаменателю. Их культура опиралась на духовные ценности гармоничного существования с окружающей средой.

3. На первом месте изучения являются класс, масса.

4. Социализм и коммунизм – реальные ли эти общества? Вопрос, большой вопрос...

Что же предлагается сейчас взамен? – Давно забытое старое. Цивилизационный подход. В чем его преимущество?

Во-первых, он подходит к любой стране и в любое время, с учетом местных особенностей.

Во-вторых, позволяет широко применять сравнительные методы: Александр Македонский – Б. Наполеон, А. Гитлер – И. Сталин и т. д.

В-третьих, реально оценивать и исследовать исторические события, избегая сиюминутных политических интересов.

В-четвертых, выдвигается личность как активный участник исторического процесса.

Представители цивилизационного подхода: Англичанин Роберт Оуэн, Н. Я. Данилевский, немецкий ученый Отто Шпенглер, американец Арнольд Тойнби; русский эмигрант, живший в США Питирим Сорокин, наши соотечественники: Отто Лацис, профессора А. И. Мальков, Л. И. Семенникова и др.

Понятие «цивилизация». Человеческое сообщество, с точки зрения некоторых ученых, началось 35–40 тысяч лет назад. Было все одинаково: строй, быт, трансовая культура. Сейчас разнообразнее. Существует масса определений цивилизации.

Цивилизация – это культурный археологический слой: черепки и пр. (Роберт Оуэн), это музей под открытым небом, подобный огромной материальной культуре (П. Сорокин), это форма, образ культуры (Отто Шпенглер).

Самое лучшее определение, в свое время, дал Арнольд Тойнби: «Цивилизация – это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии».

Но мы будем придерживаться лучше рабочего определения, данным доктором истории МГУ им. М. В. Ломоносова Семенниковой Л. И: Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющие устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Типы цивилизации: По мнению современных историков, придерживающихся цивилизационного подхода, существует три типа цивилизации:

1. С непрогрессивной формой существования (аборигены Авст­ралии, индейцы в Америке, эскимосы, нанайцы и др. в России и др.).

2. Цивилизация с циклическим развитием или восточным типом (Китай, Индия, Иран, Ирак и другие).

3. Цивилизация с прогрессивным развитием (современная западная, американская и другие формы).

Рассмотрим третий тип цивилизации с прогрессивным развити­ем. Существовало, по мнению историков, две формы такой цивили­зации: античная греческая и современная европейская.

Основные черты западной цивилизации:

1. На первое место был поставлен ЧЕЛОВЕК, индивидуально незави­симая личность от общества.

2. Власть и общество были разделены: Существовало гражданское общество, а власть была ограничена правовыми нормами. Сократ: “ Управлять при демократии должны лучшие нравственные люди ”.

3. Формой политического устройства была демократия, т.е. сущест­вовала выборность, отчетность, сменяемость.

4. Наличие социальной дифференциации – классов.

5. Наличие рынка, как способа функционирования экономики и ее регулятора, привело к появлению частной собственности.

А как же быть с Россией? Какое ей место отвели различные общественные деятели, писатели, ученые-историки, прорицатели? Вот некоторые мнения:

– «Россия – это не страна, это вселенная» (Екатерина II).

- «Мы люди вне общества, потому что Россия не есть общество»

(В. Г. Белинский).

– «Россия, нищая Россия, страна рабов, страна господ» (Н. А. Некрасов).

– “ Все растает, словно лед, и только одно останется – слава Владимира, слава России. Слишком много принесено в жертву. Никто не сможет остановить Россию. Все сметет она на своем пути и не только сохранится, но и станет Властелином мира ” (Ванга, конец 90-х XX в.)*.

Точки зрения ученых-историков. 1. Россия развивается аналогично западной европейской циви­лизации, (К. Маркс, Ф. Энгельс, некоторые зарубежные и советские историки). Их аргументы:

Россия – часть Европы, которая развивается то медленно, то быстро (принятие христианства, реформы Петра I, Павла I, П. А. Столыпина и др.).

Во 2-й половине XIX века Россия ускоряется в своем развитии, вступила в капитализм, империалистическую стадию и раньше дру­гих перешла к социализму. Но возникают вопросы:

а) почему страна с низким культурным и другими уровнями развития перешла к социализму?

б) почему западные страны с более высоким уровнем развития не последовали за Россией?

2. Другие историки анализируют Россию как страну восточного типа, для которой характерно: построение власти по вертикали: община-бюрократия-монарх; цикличность развития; обожествление лидеров и вождей; общинное устройство деревни; контроль государства «всего и вся».

3. Третья концепция – евразийская. Содержание евразийской концепции:

а) отрицательное отношение к Западу и их традициям, которые чужды России и славянофильству.

б) особенности развития России были обусловлены географической средой, как важнейшим фактором.

в) в истории России необходимо учитывать влияние турко-татарского фактора.

Впервые этот вопрос обозначил П. Я. Чаадаев, развил его Н. А. Бердяев, поддерживали ученые: В. И. Вернадский, философы Л. П. Корсавин, Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский, П. Я. Чаадаев отмечал: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку». Бердяев: «В России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток-Запад. Россия есть целая часть света... она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Что же из себя, с их точки зрения, представляет Россия?

Россия – это особый тип цивилизации, характерными чертами которой являются:

- единая многонациональная общность, имеющая общую евразийскую культуру;

- наличие у России положительной самодостаточности, т.е. имеется все необходимое – материальное, духовное, культурное;

- наличие российской государственности.

Что положительного в этой концепции?

Россию действительно нельзя отнести ни к восточному, ни к западному типу цивилизации в чистом виде, но имеющую как те, так и другие черты.

Что не устраивает в этой гипотезе?

Нельзя решать проблемы о России и в ней самой с точки зрения национализма, так как это приводит к гражданской войне и извращению истории.

Нельзя говорить о самодостаточности России, что приведет к консервации патриархальных элементов, мании величия и прочее. Нельзя говорить о единой общности: «евразийской нации» или «советский народ».

Резюме. Россия – не самостоятельный тип цивилизации, и не сводится ни к восточному ни к западному типу. Россия – неоднородное общество, особый феномен, в которомимеются народы с различным типом цивилизаций, объединенных во главе с русским ядром. Россия развивается под влиянием этих двух цивилизаций, конденсируя положительные, устойчивые, жизненно важные черты. Россия – уникальная страна. Хотя бы потому, что:

– она занимает 1/8 (1,124 тыс. кв.км.) часть всей суши и управление столь гигантскими территориями всегда накладывало отпечаток на ее жизнь;

– это единственная страна, которая соседствует с пятью из семи мировых цивилизаций;

– это единственная страна в мире, где языком межнационального общения является русский язык;

– на ее территории мирно развивались самые разные народы и конфессии – «Ноев ковчег» наций;

– Русь и Россия была и остается под мощным воздействием как Востока, так и Запада;

– в ее недрах сосредоточено более 40% запасов мировых ресурсов полезных ископаемых.

Не потому ли императрица Екатерина II отмечала, что «Россия – это не страна, это вселенная».

ВЫВОД

Таким образом, наша история – это история части человечества, которая дает нам знания, политический и социальный опыт, помогает нам увидеть ошибки в прошлом, чтобы не совершать их в настоящем, помогает адаптироваться и выживать в сложных российских условиях.

Контрольные вопросы

1. Почему необходимо изучать гуманитарные дисциплины?

2. Какие существуют два подхода в изучении истории?

3. Каково место и роль России в мировой цивилизации?

ЛЕКЦИЯ 2

“ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ...»

1. Проблема славянского этногенеза: хронология, происхождение, переселения и основание государственных образований на Востоке и в Азии.

2. Формирование государственности Киевской Руси и проблема славянско-варяжского синтеза.

Литература

1. Данилов, В. В. Русь ведическая в прошлом и будущем / В. В. Данилов. – М., 1996.

2. Щербаков, В. А. Асгард – город богов / В. А. Щербаков. – М., 1991.

3. Фоменко, А. Т. Глобальная хронология / А. Т. Фоменко. – М., 1993.

4. Носовский, Г. В. Новая хронология Руси, Англии и Рима / Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. – М.: МГУ, 1995.

5. Гриневич, Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки / Г. С. Гриневич. – М., 1993. – Т.1. – М., 1999. – Т.2.

Нет настоящей истории. Впервые это заметил Исаак Ньютон. Это касается и нашей страны. 400 лет фальсифицируется российская история. Особенно это заметно после 1613 года, когда особенно тщательно переписывалась история российской цивилизации. Какие русские ученые пытались и пытаются воссоздать историю русской цивилизации?

Филолог Юрий Миролюбов, нашедший в 1919 году древние доски у дворян Задонских в Великом Бурлуке Курской губернии. Математик Анатолий Фоменко; Геннадий Ильич Брызгалин, написавший брошюру «Чудесной тайны ключ» – Слово о полку Игореве. Разгадка авторской мысли. (Волгоград, 1994), Дмитрий Викторович Кандыба, президент Ассоциации народной медицины РФ, Волгоградский краевед Софья Мухина.

По мнению С. Мухиной русский этнос был прародиной европейской цивилизации. Не было еще Византийской империи и эти территории были колониями русской цивилизации. Протошумеры, по мнению С. Мухиной, были наши предки. Библейские легенды – взяты из шумерского творчества.

Современные историки внесли значительный вклад в изучении прошлого страны. Асов, А. Славянские боги и рождение Руси / А. Асов. – М., 1999; Валянский, С. И. Явление Руси / С. И. Валянский, Д. В. Калюжный. – М., 1988. (Хронотрон. Версии мировой истории); Гудзь-Марков, А. В. История Славян / А. В. Гудзь-Марков. – М., 1997; Демин, В. Н. Тайна русского народа / В. Н. Демин. – М., 1997; Демин, В. Н. От ариев к русичам: Концептуальный исторический очерк / В. Н. Демин. – М., 1998; Петухов, Ю. Д. Колыбель Зевса: История Русов от «античности» до наших дней / Ю. Д. Пету-хов. – М., 1998. (Подлинная история русского народа); Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С. Ф. Платонов. – М., 1993. С. 81–105; Кандыба, В. Н. Тайны земли русской / В. Н. Кандыба. – СПб., 1998).

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Археологические находки. На острове Крит при раскопках в 80-х годах XX века найден Фестов диск, где среди мудрых выражений упоминается слово «рысичи». Расшифровку текста сделал Г. С. Гриневич. Этот диск определен датой в 5 тысяч лет до нашей эры; город Асгард, найденный археологами в Сибири и др. Археологические раскопки различных курганов и находки берестяных грамот в Твери, Пскове, Новгороде и др.

Письменные источники: «Велесова книга» (V–VIII век н.э.), «Каляды», «Песнь Бояна».

Этимология – раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков. Н. Рерих в работе «Русь-Индия»: “ В языке русском столько санскритских корней... Пора русским ученым заглянуть в эти глубины и дать ответы на пытливые вопросы ”.

Эзотерика, и ее раздел, связанный с ведическими знаниями. Ведические знания о Древней Руси дошли до нас, по мнению В. Кандыба, в семи формах: научной (В. М. Бехтерев), мировоззренческой (К. Циолковский), – философской (Л. Н. Толстой), религиозной (Иоанна Кронштадтский), мистической (Григорий Распутин), культурной (К. Рерих), трансовой (Д. Кандыба).

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖ Д ЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Норманнская. Представители: немцы-ученые XVIII века Г.- З. Байер,

А. Л. Шлецер, Г.- Ф. Миллер, русские историки В. О. Ключевский, С. М. Соловьев.

В 862 году новгородцы призвали варягов к правлению, аргу­ментируя тем, что «Земля наша богата и обильна, а наряда (порядка) в ней нет? Нестор-летописец писал «...идоша за море к варягам, к руси... и от этих варяг прозвалася Русская земля''.

По всей видимости, Нестор, выполнявший заказ великих князей Рюриковичей, потомков варяга – Рюрика*, был вынужден сделать эту вставку, которую к тому же неверно поняли, поскольку Рюрик был варягом – бодричем, но не норманном.

Сущность теории. Русь находилась в полудиком состоянии и только с приходом варягов открывался путь к расцвету Киевской Руси. Организаторы – варяжские князья Рюрик, Синеус, Трувор.

Антинорманнская

Первый подверг сомнению норманнскую теорию М. В. Ломоносов, его позднее поддержали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Их аргументы сводились к следующим положениям:

Русское государство и культура созданы славянами – коренными жителями районов Днепра и Вятки. Современные археологические раскопки (берестяные грамоты в районах Твери, Новгорода, Пскова, «Велесова книга») доказывают наличие городов «гардариков» и своей письменности на территории проживания славян еще в I–V веках нашего тысячелетия, показывают жизненность данной теории.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Развитие орудий труда (появление железных сошек, плугов и др.) повлекло к распаду патриархально-родовых отношений, означавшее:

а) распад родовой общины и замена ее соседской (вервью);

б) хозяйственной самостоятельностью отдельных семей, приводившей к имущественному расслоению общин, появлению частной собственности на средства производства, землю и образованию классов.

2) Отделяется ремесло из других видов хозяйственной деятель­ности (т.е. сельского хозяйства), что способствовало образованию «гардариков» т. е. городов еще в I –V веках н. э. и развитию внешней торговли.

3) Еще до Рюриков существовала у славян своя трансовая культура: религия, письменность, обряды, традиции.

4) К приходу варягов на Руси уже существовали сословия. В летописях класс феодалов выступал под названием князей, бояр, княжих мужей, старцев градских.

Тягловое население был представлено ЛЮДЬМИ, которые делились на СВОБОДНЫХ (общинники, платившие дань и ренту феодалу продуктами) и ЗАВИСИМЫХ. Зависимые имели следующую градацию:

ЗАКУПЫ – это общинник, зависимый от феодала. Он получал ссуду – (купу) деньгами, скотом, хлебом и превращался на этой основе
в зависимого человека.

РЯДОВИЧИ – общинник, заключавшие с феодалом договор (ряд) о работе.

ИЗГОИ – общинник, потерявшие связь с общиной по тем или иным – причинам (сам ушел, совершил преступление, нарушил законы общины и др.).

СМЕРДЫ – частично зависимые от феодала люди.

ХОЛОПЫ – часть населения, находившиеся в положении рабов (пленники, за долги, по рождению).

ПУЩЕННИКИ – холопы, отпущенные на волю.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Во главе государства стоял Великий киевский князь, опиравшийся на многочисленную и хорошо вооруженную ДРУЖИНУ, которая принимала участие в управлении государством.

Дружина делилась на «вядшую”, т. е. старшую и «молодшую”. В старшую входили – бояре, «княжии мужи», которые были совет­никами князя, наместниками, послами, профессиональными воинами.

В «молодшую» входили – «гридни'', отроки, детские – наследники бояр и мужей. Они выступали в качестве великокняжеской адми­нистрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцо­вое хозяйство и были молодым пополнением дружины.

Кроме дружины, созывалось ополчение, состоящее из свободных земледельцев-общинников. К феодальному классу относились представи­тели старой племенной знати: старцы градские, «нарочитая чадь''. Постепенно они слились с верхушкой дружины.

Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из «вядшей» дружины. Дань собирали княжеские данщики, мечники, вирники и другие административные лица. Они вершили суд и расправу от имени киевского великого князя.

Другой формой правления в Новгородской и Псковской землях была вечевая. Вече – собрание граждан имевших право голоса. На вече, как высшем органе власти, избирался и приглашался КНЯЗЬ для защиты от врагов. Церковь возглавлял АРХИЕПИСКОП, имелся совещательный орган – Совет господ (300 золотых поясов), городом управлял ПОСАДНИК, а во главе ополчения стоял ТЫСЯЦКИЙ.

Определяя время и место происхождения протославян можно предположить, что колыбелью племен русов была междуречье рек Тигра и Евфрата 35–40 тыс. лет назад. Переселение их коло­ний на Юг, Север и Восток позволили основать в различных ре­гионах многие династии, города, распространить свои знания и культуру.

В XII веке до нашей эры большая колония русов. Освоив районы Карпат они начинают вести оседлый образ жизни и основывают в 9 веке д. н. э. Киев, в I веке н. э. Новгород. Эти два города становятся к V–VI векам двумя центрами будущего государства Киевская Русь. Наши предки имели свою древнюю ведическую трансовую культуру, элементы которой отражены в исторических источниках – «Велесовой книге», «Калядах», «Гимне Бояна».

К этому времени появляются первые признаки государства, разделение общества на классы, формируются две формы управления, имелась своя культура, язык, письменность. Все это доказывает, что и племена русов и Киевская Русь сыграли большую роль в развитии мировой цивилизации.

ВЫВОДЫ

В «Житие блаженного Великого князя Александра Невского» (начало XIII в.) говорится:

О, светло-светлая и прекрасная земля Русская!

И многими красами удивляешь ты:

Озерами многими... горами крутыми, холмами высокими,

Дубравами частыми, полями дивными.

Городами великими... князьями грозными,

Боярами честными, вельможами многими,

Всего ты исполнена земля Русская!

Контрольные вопросы

1. Основные источники изучения истории России.

2. Когда и где образовался русский этнос?

3. Каковы предпосылки образования Древнерусского государства и основные признаки государства?

4. Формы правления, классы и особенности развития феодализма в Древней Руси.

Вопрос для размышления

Почему Древняя Русь называлась «святой»?

ЛЕКЦИЯ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: