Сравнение житейской и научной психологии

Оформление психологии в отдельную науку

Вильгельм Вундт (1832-1920) – основоположник психологии как формальной академической науки, самостоятельной экспериментальной науки.

Традиционно считается «отцом» психологии

В 1879 году

· открывает в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии

· предлагает первую программу построения психологии как отдельной науки

Вместе с тем, история экспериментальной и научной психологии начинается задолго до В. Вундта и не только в Германии.

По словам Германа Эббингауза (1850-1909) «Психология имеет длинное прошлое, но короткую историю».

Психология имеет короткую историю, поскольку как отдельная наука она оформляется только в конце 19 века. Большое значение в выделении психологии как самостоятельной науки имело развитие естествознания в 19 веке. В первую очередь, психология заимствует из естественных наук эксперимент как метод исследования. Большой вклад в этот процесс внесли немецкие ученые: Г. Гельмгольц, Э. Вебер, Г.Т. Фехнер.

Поэтому нельзя считать В. Вундта единственным основателем психологии. Он ускорил и практически завершил процесс превращения психологии в самостоятельную и экспериментальную науку.

Психология имеет длинное прошлое, поскольку интерес к проблемам, традиционно относящимся к области психологии, возникает еще в 17-16 веке до н.э. в рамках философии.

Психологическое знание одновременно сосуществует в 3-х формах:

1. Житейское знание – приобретается отдельным человеком или группой людей в житейском, жизненном опыте.

2. Художественное психологическое знание - существует в форме художественных произведений, где в образной форме отражается авторское видение.

3. Научное психологическое знание.

Сравнение житейской и научной психологии

Основание разведения Житейская психология Научная психология
  Субъект познания Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной Научное сообщество
  Объект познания Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях Самые различные виды деятельности человека (и животных) в том числе уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие результаты прошлой деятельности человека
  Конкретные методы получения психологических знаний Самонаблюдение и наблюдение Наблюдение, эксперимент, а также иные научные методы получения знаний
  Степень обобщения знаний и формы их представления Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне (или в форме «житейских понятий) Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям
  Способы приобретения опыта и степень субъективности Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств
  Способы передачи (трансляции) опыта Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта опыта

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: