Оформление психологии в отдельную науку
Вильгельм Вундт (1832-1920) – основоположник психологии как формальной академической науки, самостоятельной экспериментальной науки.
Традиционно считается «отцом» психологии
В 1879 году
· открывает в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии
· предлагает первую программу построения психологии как отдельной науки
Вместе с тем, история экспериментальной и научной психологии начинается задолго до В. Вундта и не только в Германии.
По словам Германа Эббингауза (1850-1909) «Психология имеет длинное прошлое, но короткую историю».
Психология имеет короткую историю, поскольку как отдельная наука она оформляется только в конце 19 века. Большое значение в выделении психологии как самостоятельной науки имело развитие естествознания в 19 веке. В первую очередь, психология заимствует из естественных наук эксперимент как метод исследования. Большой вклад в этот процесс внесли немецкие ученые: Г. Гельмгольц, Э. Вебер, Г.Т. Фехнер.
|
|
Поэтому нельзя считать В. Вундта единственным основателем психологии. Он ускорил и практически завершил процесс превращения психологии в самостоятельную и экспериментальную науку.
Психология имеет длинное прошлое, поскольку интерес к проблемам, традиционно относящимся к области психологии, возникает еще в 17-16 веке до н.э. в рамках философии.
Психологическое знание одновременно сосуществует в 3-х формах:
1. Житейское знание – приобретается отдельным человеком или группой людей в житейском, жизненном опыте.
2. Художественное психологическое знание - существует в форме художественных произведений, где в образной форме отражается авторское видение.
3. Научное психологическое знание.
Сравнение житейской и научной психологии
№ | Основание разведения | Житейская психология | Научная психология |
Субъект познания | Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной | Научное сообщество | |
Объект познания | Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях | Самые различные виды деятельности человека (и животных) в том числе уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие результаты прошлой деятельности человека | |
Конкретные методы получения психологических знаний | Самонаблюдение и наблюдение | Наблюдение, эксперимент, а также иные научные методы получения знаний | |
Степень обобщения знаний и формы их представления | Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне (или в форме «житейских понятий) | Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям | |
Способы приобретения опыта и степень субъективности | Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью | Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств | |
Способы передачи (трансляции) опыта | Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта | Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта опыта |
|
|