Роль Аристотеля в становлении психологии

Отец Аристотеля - Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течении двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея - перипатетическая школа (от перипато - прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

В своих философских воззрениях Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и «линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма. (А.Н. Чанышев).

Аристотель даёт три определения души, близких друг другу, но не тождественных: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела».

· Душа – сущность тела, т.е. то, что позволяет существовать телу, как живому. «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма (глаз же есть материя зрения); с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный глаз». Душа – особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит. Душа неотделима от тела.

· Душа – это форма тела. Без формы материя не может существовать (медный кувшин, медное блюдо). Душа неотделима от тела.

· Душа – это энтелехия тела, т.е. осуществление какой-либо возможности бытия. ЭНТЕЛЕХИЯ - осуществление какой-либо возможности бытия, а также движущий фактор этого осуществления, и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. Иными словами, Душа – это способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер.

· Душа умирает вместе с телом, однако её часть, теоретическое мышление бессмертно.

· Центральный орган души – не мозг, а сердце, которое связано с органами чувств и движений посредством циркуляции крови.

Виды души как ступени её развития, обладают различными способностями (функциями):

1. Растительная душа обладает способностью к питанию и росту.

2. Животная душа способна ощущать.

3. Человеческая душа самая сложная, обладает всеми функциями растительной, животной и специфически человеческой функцией – умом, мышлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: