II этап – психология как наука о сознании

Вопрос

Психология сравнительно молодая наук, ее официальное оформление произошло немногим более ста лет назад. Становление психологи как науки представляет собой достаточно продолжительный период, в котором можно выделить несколько этапов, отражающих происходившие изменения в представлениях мыслителей и ученных о ее предмете.

Первые представления о психики сложились в первобытном обществе. Уже в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные материальные (предметы, природа, люди) и нематериальные (образы предметов, людей, воспоминания, переживания) – существующие самостоятельно, независимо от окружающего материального мира. Малопонятные психические явления люди обозначили понятием душа. Возникли представления о теле и душе, по сути, о матери и психики. С возникновением первых представлений о душе связан донаучный период развития психологии.

В представлениях первобытных людей душа и тело составляют единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное им управлять. Представления о душе основывались на различных мифах и легендах, первоначальных религиозных верованиях. Первые представления о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и всеобщей одухотворенности мира. Такое представление получило название анимизм (от лат «анима» - душ, духа). В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть теплота и движение, а в ряде случаев душой наделялись все предметы вообще.

Таким образом, психологические знания выступают непременным спутником человеческого общества.

Однако возникновение учений о душе и научный период в развитии психологического знания относится к рубежу VII-VI в.в. до н.э. Становление психологии как науки было связано с развитием философии. Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии.

I этап - психология как наука о душе.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа. Однако в разное время в данное понятие вкладывалось разное содержание.

Первые представления о теле и душе как самостоятельных началах явились основой принципиально противоположных философских направлений.

В период античности большинство представлений о душе сохраняет идеалистический характер. Но возникают и первые наивно-метриалистический подход.

Родоначальником материалистического понимания души был греческий философ Демокрит.

Душа рассматривается как материальный орган тела. Душа считается телесной и образуется из мельчайших, неделимых частиц – атомов. Данные частицы обладают чрезвычайной подвижностью, гладкостью и способностью проникать в самые мелкие щели между другими более тяжелыми атомами. Атомы души начинают толкать более тяжелые инертные атомы и тем самым приводят их в движение. Душа в связи с этим рассматривалась как движущее начало, причина движения тела.

Достоинство этого представления заключалось в том, что душа рассматривалась наряду с другими вещами, т.е. не считалась чем-то сверхъестественным.

Недостатком этого представления было то, что душа понималась как первопричина всего и что на всякое внешнее воздействие она может отвечать, как хочет или вовсе не отвечать, т.е. другие окружающие ее тела не определяли поведения души.

С позиции такого подхода невозможно было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воли, целеполагания и т.д. В связи с этим активно развивались идеалистические взгляды на психику.

Наиболее ярким представителем этого направления был Платон. Он выдели в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в разных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже соответствующему этносу.

Разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество – у воинов; вожделение – у простых тружеников, ремесленников, рабов. У греков преобладает – разум; у варваров – мужество; у южан – вожделение.

Платон создал учение об идеях как вечных неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело. Душа ничего общего не имеет с материей, она идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики и с миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире.

Первый труд о душе создал Аристотель «О душе». Также большое значение имели его труды «О сновидениях», «О памяти». Аристотель выдвигает идею неразделимости души и тела, преодолевая дуализм Платона. В этом единстве душа выступает двигателем живого тела путем принимаемых решений. Душа не может существовать без тела, но и нее является телом.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественнонаучную основу. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем как ощущения, представления, активность психики, психический образ и т.д.

Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние врчи.

Уже в VI веке до н.э. древнегр. врач Алкмеон выявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг.

Основоположник научной медицины Гиппократ разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темперамента людей от материальных физиолгических основ.

В III веке до н.э. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II век до н.э. римский врач Гален обобщил достижения физиологии и медицины и установил, что нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении всех психических процессов играет задний желудочек мозга.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности обосновал рабский мыслитель Ибн-Сина (Авиценна).

В эпоху Средневековья душа была предметом рассмотрения богословия, что сужало возможности ее научного познания. Понимание психики человека приобретает религиозно-богословскую окраску. Церковно-богословским продолжает оставаться учение о душе и в эпоху Возрождения.

В конце VII – начале VIII в.в. такое представление о душе стало неудовлетворительным. Это было связано с развитием естественных наук и утверждением механистического мировоззрения, строго причинного не допускало представления о душе как первопричине. Были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знания и научного понимания психики и сознания.

II этап – психология как наука о сознании

В конце VII – начале VIII в.в. сложилось представление, что наука должна заниматься тем, что дано в опыте. Опыт имеет две формы: внешнего мира и внутреннего мира. Внешним миром занимаются все известные науки, а психология занимается теми явлениями, которые каждый человек находит в своем внутреннем опыте. Такой подход опирался на тот факт, что человек находит внутри себя какие-то переживания, чувства, воспоминания, сновидения желания, которые назвали явлениями сознание. Основным методом изучения данных явлений был назван метод самонаблюдения – «интроспекции».

Становление психологических воззрений в этот период было связано с деятельностью Р.Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка и др.

Р. Декарт, исследуя природу человека, вводит понятие о рефлексе как ответной реакции организма на воздействия среды. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, на «машину тела». С помощью рефлекса психику он трактовал как внешне детерминированный регуляционный механизм.

Декарт ввел понятие сознания как «знания души о себе». Всю психическую деятельность с позиции рефлекторной схемы он объяснить не сумел, поэтому считал, что наряду с рефлекторной природой психического у человека в отличие от животного продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.

Бенедикт Спиноза попытался преодолеть дуализм и механистические представления Р. Декарта. Отстаивая идею единства мира, считал, что сознание является такой же реальностью как и материальный мир, что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он обосновал принцип детерминизма.

Родоначальником эмпирической, т.е. опытной психологии становится Дж. Локк. Он утверждал, что с рождения человек представляет «чистую доску, на которой можно написать любые письмена».

Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания Дж. Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств и внутреннюю работу ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию.

Локку принадлежит заслуга введения в психологию понятия ассоциация, под которым понималась связь идей. С помощью принципа ассоциации объяснялся механизм формирования человеком опыта в результате воздействия на нервную систему человека. Сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо врожденных качеств.

Х. Вольф развивает учение о способностях души, которое утверждает, что психика обладает присущими ей свойствами – способностями, не являющимися следствием ассоциаций. Х. Вольф вводит в оборот термин психология.

Развитие психологии в XVIII-XIV веках было связано с развитием естественных наук. В частности с достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека, Особое значение имела эволюционная теория Ч. Дарвина (с. XIX в.).

Естествоиспытатели первой половины XIX века обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной области знания.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий ученный В.Вундт. В 1879 г. он создает в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психически функций человека.

В. Вундт изучал такие характеристики сознания как его объем и структуру. Он выделил в сознании такие структурные элементы как ощущение. образ, чувство и т.д. Благодаря исследованиям В.Вундта психология получает развитие во многих странах мира.

Большую известность приобретает учение о сознании американского исследователя У. Джеймса, исходившего в отличие о В.Вундта из целостности и динамичности сознания. Он ввел термин «поток сознания», объясняя его направленность нуждами индивида. В начале XX века ученик В.Вундта Освальд Кюльпе создает Вюрцбургскую психологическую школу. Наряду с методом интроспекции в исследованиях стали использоваться методы естественных наук, методы дедукции, индукции, анализа. В начале XX века используется метод анализа результатов деятельности, появляются первые тесты.

Взгляд на предмет психологии как на явления сознания продержался до конца XIX века. По мере того как он развивался, появились обстоятельства, подрывавшие идею психологии как науки о явлениях сознания.

Одно из возражений против психологии как науки о явлениях сознания заключалось в том, что в изучении явлений сознания мы ограничены преимущественно методом самонаблюдения, характеризующимся принципиальной субъективностью: психология, которая хочет заниматься недоступными объективному исследованию явлениями, не может стать объективной наукой. В результате развернулся так называемый открытый кризис психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: