double arrow

III этап – психология как наука о поведении

2

Как альтернатива психологии явлений сознания возникает психология поведения. Сторонники данного подхода утверждали, что явления сознания недоступны науке и должны быть оставлены психологией, ее усилия психологии должны быть сосредоточены на поведении, доступном в отличие от явлений сознания объективному изучению, наблюдению.

Оформление представлений о поведении как предмете психологии было также связано с развитием естественных наук, в частности с разработкой теории рефлексов и метода условных рефлексов.

Данное представление оформилось в рамках бихевиоризма, который получил свое развитие спустя 30 лет после появления первой экспериментальной психологической лаборатории. Основателем данного направления считается Дж. Уотсон. Бихевиористы считали, что единицы поведения отражают психику человека. Была выведена формула «стимул-реакция». Стимул – это воздействие внешней среды, реакция - факты поведения, которые необходимо изучать. Основной метод – это наблюдение и метод проб и ошибок. Несмотря на то, что бихевиоризм получил признание во многих странах, достаточно было оснований для критики данного подхода. В частности, отождествление психики человека с психикой животных, игнорирование многих компонентов сознания мотивационной сферы личности.

В результате возникают и другие психологические направления – глубинная психология, гештальтпсихология, гуманистическая, экзистенциальная психология, советская психология, базирующаяся на диалектическом материализме.

VI этап – психология о фактах, закономерностях и механизмах психики. Развитие представлений о предмете психологи происходит в рамках отдельных психологических школ.

Вопрос

Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за поверхностью сознания.

Предметом психологии в данном направлении стали глубинные, бессознательные структуры психики. Была разработана концепция бессознательного.

Психоанализ – является одним из психологических направлений, возникших в результате разделения психологии на отдельные школы. Родоначальник психоанализа австрийский ученный З. Фрейд.

Представителями психоаналитического направления были также К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливан, Э.Фромм, Э. Эриксон.

Основными методологическими положениями данного направлении являются:

1. Понимание мотивационного, личностного;

2. рассмотрения развития как адаптации к среде;

3. движущие силы развития всегда врожденные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений, стремлений человека и стремящуюся к разрядке;

4. основные механизмы развития, которые являются врожденными, закладывают основные мотивы уже в раннем детстве.

Основными методами психоанализа являются:

· метод анализа свободных ассоциаций;

· анализ снов и толкование сновидений;

· анализ и объяснение ошибочных и непреднамеренных действий человека.

Гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века.

Представители М. Вертгеймер, В.Келер, К. Коффка, К. Левин

Предмет психологии – содержание психики, познавательных процессов, структуры и динамики развития личности.

Однако, оставив практически неизменным предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные структуры – гештальты, свойства которых не являются суммой их частей и свойств.

Гуманистическая психология -одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е г.г. XX века, противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.

Предмет психологии – личность как уникальная, целостная система.

Основные положения гуманистической психологии:

· человек должен изучаться в целостности;

· каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

· человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

· человек наделен возможностями к непрерывному развитию и самореализации;

· человек обладает определенной ценностью свободы от внешнего влияния благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

· человек существо – активное, творческое.

Когнитивная психология – современное направление в исследовании познавательных процессов. Данное направление возникло для обозначения появившегося в 1950-60–е гг. течения, которое вновь привлекло внимание к исследованию познавательных процессов, оставленным до этого в стороне бихевиоризмом.

Представители Ж. Пиаже, Дж. Миллер, У. Найссер, Брунер и др.

Вопрос

Отечественная психология также выделяется в самостоятельную отрасль в конце 19 – н. 20 века. В своем содержательном отношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных направлений.

1 направление – идеалистическое, описательноеразвивалось преимущественно на историко-философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях (Г.В. Флоровский, Н.А. Бердяев, С.Ф. Франк, С.Н. Трубецкой и др.)

2 направление – опытное и объективное изучение психологии на базе достижений в естествознании и физиологии, способствовало становлению экспериментальной психологии.

3 направление – эмпирическое ориентировалось на идеи В.Вундта, Дж. Локка (М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, А.П. Нечяев и др.)

Формирование научной психологии в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научной деятельностью И.М. Сеченова, И.А. Павлова, А.И. Введенского, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Основы естественно-научного материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученый И.М. Сеченов. В 1863 году он опубликовал свой фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга».

И.М. Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения (до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем, связанных соотношением возбуждения и торможения. И.М. Сеченов, пытаясь разобраться в механизме психического процесса, обращается к проблеме рефлекса. Он рассматривает любое психическое явление как процесс, имеющий начало, течение и конец.

Начало процесса определяется внешними влияниями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное – это стало рассматриваться в качестве одной из основных функции психики. Заключительный акт психического процесса состоит в двигательном ответе на воздействие внешнего раздражителя – приспособительное действие.

Сеченов считал, что мозг получает и обрабатывает два типа сигналов: идущих от значимых предметов, событий через органы чувств и от результата действия.

Наряду с отражательной функцией психики Сеченов выделяет ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обобщение этих воздействий (мышление, воображение), ан основе чего происходит активизация или торможение деятельности.

Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии – рефлексологии.

Дальнейшее развитие учения И.М. Сеченова осуществил физиолог И.П. Павлов, которому принадлежит заслуга создания целостного учения о высшей нервной деятельности как основы психического.

Он открыл основные закономерности высшей нервной деятельности.

Павлов рассматривал поведение как систему условных рефлексов, открыл закономерности их формирования. Он выявил, что под влиянием стабильных условий жизни и деятельности человека у него складывается достаточно устойчивая система условных рефлексов, обеспечивающих устойчивую систему реакций – динамический стереотип.

Павлов разработал учение о двух сигнальных системах человека: сенсорные сигналы – первая сигнальная система и речевые сигналы – вторая сигнальная система, основанная на первой.

И.П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об анализаторах: показал связи органов чувств с соответствующими корковыми центрами, осуществляющих анализ и синтез информации.

Учение И.П. Павлова дало основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозге, как функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.

Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологи связано с деятельностью А.а. Ухтомского. В своем труде «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведения человека под влиянием доминанты – устойчивого и господствующего очага возбуждения.

Л.С. Выготский разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, с позиции которой он объясняет возникновения сознания человека. Выготский утверждал, что развитее человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого опыта. Основная идея учения Выготского об опосредованном характере психической деятельности человека. Особое внимание он уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. Психическое отражение действительности человеком определяется социальным опытом людей.

А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в которой рассматривал структуру деятельности. Он сыграл важную роль в создании факультета психологии в МГУ.

Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленинградском государственном университете сыграл Б.Г. Ананьев.

Особое внимание к развитию отечественной психологи уделяется в послевоенный период. Открываются факультеты психологии в других университетах, начинается преподавание психологии в юридических ВУЗах, во всех высших военных учебных заведениях.

В трудах отечественных ученных разрабатываются вопросы о теоретико-методологических основах психологии, система методологических принципов психологии, определяется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины. Активизируются исследования в области теории сознания, его связи с подсознанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: