Религиоведение возникло в середине XIX века как комплекс научных дисциплин, изучающих религию как составную часть культуры человечества. Истоки становления религиоведения как науки можно наблюдать еще в античность (Гесеот "Теогония"), затем в эпоху Возрождения, когда накапливался эмпирический материал. Однако следует отметить те препятствия, которые мешали становлению религиоведения как отрасли знания, а именно:
- проблема верификации (проверяемости знания);
- субъективизм (христианство считалось истинной религией, а остальные - нет);
- аисторизм\надисторизм;
Предпосылки возникновения религиоведения:
- интерес к религиям неевропейских народов;
- концепция всеобщей истории, которая была сформулирована в начале XIX века;
- был собран богатый эмпирический материал;
- изучение древних восточных языков.
Этапы развития религиоведения:
1) в.п. XIX в. - н. XX - раннее религиоведение - попытка отделиться от теологии, создать науку о религии;
2) п.п XX в. - классическое религиоведение - теряется научная установка, увеличивается влияние богословов-теологов (Отто, ван дер Леуф);
3) в.п. XX в. - современное религиоведение - попытка вернуться к научному изучению религии, отделиться от философии религии.
Выводы по 1 этапу:
- религиоведение появляется в 60-е гг XIX в. В Зап. Евр. И Сев. Ам. Определяется предмет, цели, задачи, методология и т.д.;
- религиоведение зарождается на стыке наук: философия религии, социология религии, психология религии и т.д.;
- религиоведы старались опираться на эмпирические данные и использовать рациональные методы их интерпретации;
- были сформулированы методы религиоведения (см. 2 вопрос!!!);
- возникновение науки о религии вызвало отрицательную реакцию большинства теологов;
- религиоведение развивалось в полемике с теологией.
2 этап:
На этом этапе развития религиоведения возникают истоки феноменологии религии. Но это происходит во время теологизации: научные методы подвергаются жесткой критике, превалирует иррационализм и субъективизм.
Шмидт (богослов) - попытка перевернуть методологию религиоведения, концепция прамонотеизма - вера в единого Бога.
Маретт - гипотеза о наличии на раннем этапе развития религии веры в таинственную силу религии - мана, вера в существование сверхъестественного начала.
Характерно представление о диффузии анимизма, фетишизма и т.д.
Преобладал герменевтический подход к изучению религии - истолкование текстов. При этом нельзя нарушать принцип аутеинтичности текста - настоящего, первичного текста. Задача - раскрыть истинное значение библейского текста.
Выводы по 2 этапу:
- основным итогом развития религиоведения в п.п. XX в. было разрушение предшествующей научной парадигмы;
- критика парадигмы связана с появлением новых данных о веровании примитивных народов, не укладывающихся в эволюционизм;
- вместо философского рационализма, предпочтение отдается идеализму, субъективизму и иррационализму;
- теология пытается поставить научное изучение религии на службу христианству;
- в феноменологии религии не было предложено новой парадигмы;
- сер. XX в. - религиоведение в кризисе.
3 этап: религия теологический вероучение культ
Расширение международных контактов. Создана международная ассоциация изучении религии.
Тенденция: изменение акцента в области исследования - изучение современных религий, развитие социологии религии, психологии религии.
На первый план выдвигаются методы.
Доступ к новым данным.
Повышение внимания к уточнению терминологии.
Преодоление христоцентризма, евроцентризма. Ученые работают над выпуском разных энциклопедий.
Проблема общей методологии.
Критика феноменологии. Возникновение неофеноменологии. По мнения Вандербурга неофеноменология включает в сферу интересов состояние современных религий. Также она не изучает религиозные явления сами по себе, а только их значения для человека.
Выводы по 3 этапу:
- поиски новой парадигмы не увенчались успехом, т.к. нет единства, методологический плюрализм;
- религиоведческое сообщество не было монолитным. Фактор - стремление размежеваться с теологией и философией религии;
- вытеснение на второй план направлений, которые используют понятия и методвы теологии и философии религии;
- кризис классической феноменологии и как следствие усиление рационального начала.