Наука, философия, искусство

В античности философию понимали как науку всех наук. Такое царственное положение философии обращало в ее ведение все виды человеческих знаний. Однако никакая сфера человеческо­го духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Фило­соф не может подменять собой работу медика, биолога, матема­тика, физика и т.п. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть сведена к одной из частных наук в ряду прочих. Философия - это лю­бовь к мудрости, это особая форма общественного сознания, основным вопросом которой является проблема отношения мышления к бытию. Нон многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или на­уке - породил множество точек зрения на их соотношение.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребно­стям общества - технике, экономике, политике и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Научное мышление погружено в конечный ма­териал и ограничено рассудочным постижением конечного. Фи­лософию же интересует мир в целом, она устремлена к целост­ному постижению универсума, задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего. В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

Частные науки обращены к явлениям, существующим объек­тивно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от че­ловечества. Наука формулирует теории, законы и формулы, вы­нося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к ко­торым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жиз­ненных предпочтений в контексте научного исследования осо­бого значения не имеет. Закон тяготения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально, оно не зависит от предпочтений лич­ности ученого.

Мир в представлении философа - не просто статичный пласт реальности, а живое динамичное целое, многообразие взаимо­действий, в котором переплетены цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отно­шение к миру. Потому-то основной вопрос философии и фор­мулируется как вопрос об отношении мышления к бытию. Принимая во внимание научные данные, филосо­фия идет дальше, рассматривая вопрос о смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

Представители науки исходят из определенных представле­ний, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непо­средственной научно-исследовательской деятельности не зада­ется вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее специ­фика и отличие от прочих дисциплин. Если эти проблемы зат­рагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу истории и философии науки. Философия же стремится выяснить исходные предпосылки любого знания, направлена на выявление крите­риев для понимания и оценки всего остального (отличия исти­ны и мнения, эмпирии и теории, свободы и произвола, наси­лия и власти).

Наука направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Как форма общественного сознания наука связана с постижением закономерностей мира и производ­ством знаний. Триединая цель науки включает в себя описание, объяснение и предсказание. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается примерно каждые 15 лет. А в развитии науки чередуются периоды нормального развития науки и периоды научных революций, которые приводят к кардиналь­ным изменениям структуры науки, принципов познания, катего­рий, методов и форм организации.

Философия же основывается на теоретико-рефлексивном и ду­ховно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказы­вает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Ее основными, исторически сложившимися разделами являются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, антропология, социальная философия, история философии, философия рели­гии, методология, философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого позна­ния, бытие и язык.

Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание принимает вид не рассудочно упо­рядоченной схемы, а развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопостав­ления и оценки возможных путей решения поставленной про­блемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату, ибо путь и является специфическим способом обоснования резуль­тата. Восклицание Ньютона «Физика, бойся метафизики!» можно истолковать как протест против того, что в философии невоз­можно найти однозначный ответ на поставленный вопрос. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия каждый раз сталкивается с выстраиванием множе­ства вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы сомнение. Знаменитое изречение «подвергай все сомнению», а также страстная неприязнь догма­тов - вот кредо философствующего разума.

Для науки традиционно кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов (не будет же ученый заново открывать таблицу умножения или за­коны классической механики). Ее можно сравнить с копилкой, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы истинных знаний. Философия, напротив, не может довольствоваться заим­ствованием уже полученных результатов. Нельзя, скажем, удов­летвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему ставить и решать этот вопрос.

Специфика философии проявляется в том, что она применя­ет свой особый метод рефлексии - метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для филосо­фии характерна переформулировка основных проблем на про­тяжении всей истории человеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обозначено как рефлексивность философии.

Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия же отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных сущностей (пости­гаемый, мыслимый), которые постигаются только умом и не доступны чувственному познанию. Вопросы, что есть красота, истина, добро, справедливость, выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть тот или иной прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или девушка. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения все­общего. Оно выходит за пределы эмпирической данности, пре­одолевает их и «трансцендирует к сущностному определению».

Популярно разъясняя специфику философии, Б.Рассел утверждал, что философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, от­носительно которых точное знание оказывалось до сих пор не­достижимым; но подобно науке, она взывает скорее к челове­ческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Философия, по его мнению, ничейная земля между наукой и теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы нельзя найти ответ в научной ла­боратории; не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт творения и Священное писание. Неразрешимые вопросы с точ­ки зрения науки и теологии оказываются уделом философии.

Язык философии существенно отличает­ся как от языка науки с его четкой фиксацией термина и пред­мета, так и от языка поэтического или обыденного, где предмет­ность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Фило­софия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, которые смогли бы от­разить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому фи­лософия создает собственный язык - язык категорий, предель­но широких понятий, обладающих статусом всеобщности и не­обходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность - примеры философских категорий.

Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опы­та истории искусства, а химия - невзирая на распространение религии; математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире прини­мается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания - науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.

Философия - не наука, однако в ней господствует понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стрем­ление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. Философия - не искусство, хотя в ней образ - это признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция. Философия - не религия, хотя уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и часто име­ет дело с чувственно-сверхчувственным материалом.

В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно-безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку не интересуют. Творец, в свою очередь, не несет ответственность за последствия своих открытий. В фи­лософии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Согласно те­зису античного мыслителя Протагора «человек есть мера всех вещей», философия и поныне выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она интересуется судь­бой научных открытий и теми социальными последствиями, к которым они могут привести, утверждая в качестве абсолют­ной ценности человеческую жизнь. Личность творца, мысли­теля и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе.

В философском творчестве всегда происходит углуб­ление человека в самого себя. Мыслитель стремится к более точному и адекватному определению своего места в мире, что создает все новые оттенки миросозерцания. Поэтому в фило­софии каждая система авторизована, и при освоении философ­ских знаний достаточно значимой оказывается роль персона­лий. Философия - это такой род интеллектуальной деятельно­сти, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности - Платоном, Аристотелем, Авгус­тином, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Сартром, Фроммом, Соловьевым, Бердяевым и др. В философии важен и ярко выражен национальный элемент: есть русская, немецкая, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой хи­мии, физики, математики.

Можно ли философию определять словом «наука»? Часто встречается определение философии как науки о наи­более общих законах природы, общества и мышления. Законы имеют универсальный и всеобщий характер и конкретизируют­ся с указанием на закон единства и борьбы противоположнос­тей, взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.

Однако тот, кто знаком с историей философии, с легкостью сделает вывод, что понимание философии как науки самым по­следовательным образом было сформулировано О.Контом. Частные науки (физика, химия, биология), по Конту, рисуют частные позитивные изображения окружающего нас мира, по необходимости друг с другом не связанные, а на­учное изображение мира в целом из разрозненных фрагментов обеспечивается научной (позитивной) философией. Вместе с тем, уже по мысли Ф.Энгельса, философия должна решительно от­казаться от претензий на роль «науки наук». Научное мировоз­зрение, как он утверждает, не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тог­да из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Но если определить, насколько правомерно представление о философии как о науке (даже при оговорке, что это особая на­ука, наиболее общая, интересующаяся всем миром в целом, а не частными фрагментами действительности), необходимо выявле­ние критериев научности: повторяемость в наблюдении; интер­субъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. Эти критерии вряд ли приемлемы для философии с ее обилием авторских концеп­ций, борьбой направлений и стремлением к самовыражению в поиске всеобщего.

Вместе с тем исторические параллели философии и науки до­статочно очевидны. Философия и наука - «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению ос­нов бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии они совпадали друг с другом. По справедливому замечанию Ф.Франка, один конец этой цепи касался основания - непосредственно познаваемых наблюдений, другой, более высокий, соединялся с интеллигибельными принципами. Вся цепь от наблюдаемых фактов до интеллигибельных принципов называлась и наукой, и философией.

Наука видит реальность как совокупность причинно обуслов­ленных естественных событий и процессов, охватываемых зако­номерностью. Это не поле действия одухотворенных сил, пре­творяющих свою волю и желание и всилу этого непредсказуе­мых. Наука ратует за естественный порядок, который может быть выражен законами физики и математики. Отвечает ли подобным критериям научности философия? Можно ли предположить, что философы различных направлений будут слово в слово повто­рять положения одной и той же теории, приходить к идентич­ным выводам и добиваться воспроизводимости суждений? Вряд ли. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они зависимы исключительно от личности мыслителя и его индивидуальности.

По мнению Аристотеля, философия - особая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе. Предметом ее исследования являются начала и причины всего сущего, и «ни одна из других наук не исследует общую природу сущего так такового».

Разделение науки и философии частенько обусловливается тем, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия - нет: на основании открытий и достижений на­уки можно построить технические сооружения, интеллигибель­ные же рассуждения философии не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны.

Многие мыслители объясняли эту парадоксальную ситуацию тем, что философия требовала близкого соответствия между все­общими принципами и опытом здравого смысла. В науке же, чем она больше углублялась в теоретическую область, тем более уда­ленными от обыденного понимания становились формулировки ее общих принципов. (Вспомним дефиниции законов классической механики или основоположения коперниканской, гелиоцентри­ческой системы, второе начало термодинамики). Считается, что успех в науке в большей степени зависит от удачной замены мира обыденного здравого смысла миром абстрактных символов и что для ученого чрезвычайно важно отказаться от обыденного языка и уметь пользоваться языком абстрактных символов, увязывая их в единую систему. Таким образом, философия, несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее, оказывалась ближе к обыденному здравому смыслу, чем наука.

Стремление к разделению науки и философии вызвано же­ланием освободить науку от экзистенциальных предпосылок, идеологических наслоений и иррациональных мифообразований, квазинаучных явлений. Вместе с тем уязвимым пунктом одного из критериев науки - опытной проверки (верификации) - яв­ляется ее несамодостаточность, т.е. могут быть выявлены такие факты, которые не подтверждают данную теорию. Опытное знание не может привести к полной уверенности, что теория истинна - ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение.

Взаимоотношения философии и науки являются острой про­блемой для современных философов. Существуют следующие вер­сии взаимоотношений философии и науки: наука отпочковалась от философии; философия, стремясь сохранить за собой функции «трибу­нала» чистого разума, сделала центральной теоретико-по­знавательную проблематику, проработав ее во всех направ­лениях; современная философия мыслится как вышедшая из эпис­темологии. И именно философия должна сделать предметом своего ана­лиза рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропо­логическом измерении, нести ответственность за науку перед че­ловечеством.

Наука не содержит критериев социальной значи­мости своих результатов, а это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получа­ется, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не наука, а филосо­фия. Достижения науки не могут функционировать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, подразумева­ющего предотвращение негативных последствий наисовремен­нейших научных и технологических разработок, связанных с угрозой существованию самого рода Homo sapiens, вынесены за пределы науки. Положительная задача философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего совокупность результатов на­учных исследований в их гуманистической перспективе, двигаться в соответствии с логикой развития научных исследований, до­ходя до исходных рубежей, т.е. до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих проблем.

Философы науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские ос­нования, и тот, кто хочет удовлетворительно понимать науку XX в., должен хорошо освоить философскую мысль. Хотя фило­софия не рассматривает частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт познания человечества. Философия осмысливает природу общественного мироощущения и жизнедеятельности людей, что не попадает в поле зрения частных наук. В отличие от отдель­ных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет общие грани пе­ресечения с каждой из них. Это фиксируется областью, которая называлась «философские вопросы естествознания» и подчерки­вала огромное значение достижений естественных наук.

Взаимовлияние философии и науки, когда развитие филосо­фии стимулируется развитием частных наук, а интеллектуаль­ные инновации философского постижения мироздания служат «строительным материалом» эпохальных открытий, обосновыва­ется с учетом следующих обстоятельств. Философия является формой теоретического освоения действительности, которая опи­рается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю ис­торию человеческого мышления. В той своей части, которая на­зывается «методология», современная философия предлагает до­полнения формализованного аппарата конкретных наук, а также решает проблему теоретических оснований науки и конкуриру­ющих моделей роста научного знания. Специфическая эвристи­ческая функция философии по отношению к научному позна­нию наиболее заметна при выдвижении принципиально новых физических теорий и соотношений. Именно философские иссле­дования формируют самосознание науки, ее рефлексивность, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перс­пектив, задают ориентиры ее последующего развития.

Наука и искусство - это формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума. Однако между ними есть существенные отличия. Если наука направлена на объективное отражение мира в понятийных формах и с точки зрения закономерности, то искусство - это такая форма обще­ственного сознания, которая при помощи художественных об­разов обеспечивает надэмпирическую трансляцию человеческого опыта. Те многочисленные драмы и коллизии, лирические, ко­мические, бытовые ситуации, которые разыгрываются на про­тяжении всей многовековой истории человечества, находят свое отражение в мировом искусстве. Считается, что искусство воз­никло раньше науки. Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и выражает личностные смыслы жизни, как отдель­ного человека, так и поколения. Смысложизненная составляю­щая искусства преподается наглядно, зримо, образно в живописи, литературе, драматургии, музыке, постигается и переживается всем человеческим существом.

В отличие от науки, нацеленной на поиск общих закономер­ностей, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию,каждой отдельной человеческой жизни. На ее при­мере выявляется и типическое, и индивидуальное в человеческой жизни. Искусство может быть и реалистичным, и предельно абстрактным. История развития искусств описывает многообразие стилей, выразительных приемов, причины их возникновения, социальную обусловленность трансформаций.

Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса.В нем с очевидностью проявляется национальный тип мироотношения. Если в науке в общем случае господствует генерализация (обобщение), то в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содер­жится в ткани художественных образов. Искусство обращено не крассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно предметно-изобразительное воплощение идеала красоты и художественно-правдивое отношение к миру. Отсюда полярность в ценностях, оценках и категориях художественного со­знания: прекрасное - безобразное, гармония - дисгармония, трагическое - комическое, реальное - фантастическое, ложная и истинная красота и пр. Воспроизводя идеал человека в худо­жественных формах, искусство утверждает необходимость гар­монии духовного и телесного, открывает красоту человеческого духа то, что «в здоровом теле - здоровый дух». Вместе с тем ис­кусство высвечивает и уродливые, низменные стороны и прояв­ления человеческой природы, нисколько их не умаляя и не за­тушевывая.

Однако вопрос, откуда возникает идея прекрасного и что есть прекрасное, всегда вызывал споры. Платон связывает идеал кра­соты с тем интеллигибельным, умопостигаемым миром идей, который проникает в душу художника. Вместе с тем обращение внимания на природу и поиск идеала красоты, прекрасного в самой природе, был характерен для реализма всех эпох. И если античный реализм рекомендует наблюдать за природой, то в рамках социалистического реализма оформилась дискуссия так называемых «природников и общественников»: первые доказывали, что красоту следует искать и видеть исключительно в природных проявлениях, вторые утверждали общественную суть идеала кра­соты и связывали его с проявлениями жизни общества.

Таким образом, если для науки целеполагающим регулятивом выступает идея закономерности, то для искусства им ока­зывается эстетический идеал. В науке важен поиск закономер­ности, в искусстве - выражение идеала в восприятии мира. Другая отличительная особенность связана с ролью слова. Если для научной деятельности необходима артикуляция и постановка цели и задачи научного исследования, то специфика художествен­ного поиска и отражения действительности допускает неартикулированность, т.е. область не выразимого словами, а воспри­нимаемого душой. Искусство включает в себя знаковые систе­мы разнообразных видов искусств, однако к ним не сводится. Искусству нельзя научиться по учебнику, оно воплощает твор­ческое вдохновение и способности, содержит в себе личностные смыслы, обеспечивает вид удовольствия, который сродни сво­бодному чувству эстетического наслаждения.

Помимо обозначения многоплановой сферы творческой дея­тельности понятие «искусство» означает еще и мастерство, уме­ние того или иного субъекта, а также искус, искушение, хитрость и обман. Искусство предлагает одну из древнейших форм отра­жения действительности, своеобразный тип художественного знания, которое предстает как личностно-субъективноеотобра­жение мира на основе художественных образов. Оно конструи­рует специфический мир по отношению к эмпирической действи­тельности и ориентирует на нахождение прекрасного, на поис­ки художественного идеала. Искусство подвержено историческим изменениям, находится в зависимости отдуха эпохи, а также от способностей того или иного субъекта - творца художественного процесса, от особенностей его духовной и творческой манеры и стилистики, его мышления и ментальности. Искусство может сделать духовный мир науки и ученых предметом художествен­ного отражения. Не случайно искусство называют своеобразной энциклопедией человековедения. В то же время наука может по­ставить задачу проникнуть «в святая святых» человеческой ге­ниальности, интуиции, раскрыть тайну человеческих способно­стей и таланта.

В отличие от науки и научного знания, которое общезначи­мо и надличностно, отражает мир в понятиях и предполагает наличие общей для всех системы, способов и правил построе­ния знания, в художественном знании человек проявляет свою индивидуальность, творческие способности, закрепляет личнос­тное и эмоциональное видение мира. Мир предстает как «музей воображения». Искусство сопряжено с богатой палитрой эмоци­ональных переживаний, предоставляет возможности для само­выражения человека, отражения и познания отдельных, частных сторон жизни и пограничных жизненных ситуаций, ускользающих из сферы ведения науки. Итак, личностный, эмоциональный, художественно-образный характер отражения мира, своеобразная суггестия - внушение психологически значимой информации - вот те особенности, которые отличают искусство от науки. Худо­жественное видение мира нельзя представить как сугубо рацио­нальное. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосо­образность.

Искусство обеспечивает способ надэмпирической трансляции человеческого опытаи выступает как источник духовного обо­гащения личности на основании сопереживания судьбам героев и драматическим ситуациям, отраженным в ткани художествен­ного произведения. Именно искусство показывает, насколько отражение действительности зависит от способа ее восприятия. Ученый, как и художник - это творец, способный подчинить своему замыслу окружающую действительность, наделенный недюжинной силой воли и энергии. В своей деятельности он испытывает огромные интеллектуальные и эмоциональные на­грузки, и его мысль способна к невероятному напряжению. Ху­дожественный образ как основная матричная единица искусст­ва является неустранимым элементом научного исследования, подпитываемым воображением, роль и значимость которого не отрицается учеными всего мира. В этом проявляется родствен­ность науки и искусства.

Существует предположение, что чрезмерное развитие рациональных способностей ведет к уменьшению и даже атрофиро­ванию всех прочих каналов мировосприятия. Ученые, ссыла­ясь на интуицию, тем самым демонстрируют стремление выр­ваться за пределы жесткой рациональности. Опредмечивание художественного видения мира, вхождение в сферу искусства формируется в процессе общения с учителем, мастером, но возможно лишь благодаря особым способностям и одареннос­ти личности. Прекрасное - это высший род организации чув­ственных впечатлений и движения смыслов, а выражаясь язы­ком науки, - содержательной предметности. Прекрасное - это «несокрытая» истина. Начиная с Платона существует традиция наделять прекрасное, эстетическое законодательной силой. Действительно, гармония мира должна отразиться гармонией уравнений. В этом плане эстетическое может претендовать на роль парадигмальной установки. В науке она отражается в том, что в реестре критериев научного исследования появляется критерий красоты (например, красота уравнений, формул), а на­ходящаяся в центре науки научная «картина мира» указывает на стремление науки воспроизвести мироздание во всей его пол­ноте ицелостности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: