Классификация физических упражнений

1. Гимнастические ФУ:

а) по анатомическому признаку – упражнения на мелкие группы мышц (кисти, стопы, лицо), упражнения на средние группы мышц (голень, бедро, предплечье, плечо, шея), упражнения на крупные группы мышц (грудь, спина, живот, область таза);

б) по признаку активности – активные, активно-пассивные, пассивные;

в) по принципу использования гимнастических предметов и снарядов: с использованием предметов и снарядов, без предметов и снарядов и на снарядах;

г) по видовому признаку и характеру упражнений:

- порядковые и строевые упражнения организуют и дисциплинируют, вырабатывают двигательные навыки;

- подготовительные (вводные) – подготавливают к предстоящей нагрузке;

- корригирующие – уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации, сочетаются с пассивной коррекцией (ношение корсета, вытяжение и т.д.);

- на координацию – применяются при заболеваниях ССС, неврологических заболеваниях и др.;

- дыхательные – статические (изменяющие тип дыхания и упражнения в дозированном сопротивлении), динамические (сочетающиеся с движением конечностей и туловища), дренажные (способствующие оттоку мокроты из дыхательных путей);

- в сопротивлении – укрепляют мышцы, улучшают ССС и дыхательную систему, улучшают обмен веществ;

- на расслабление – сознательно снижают тонус различных групп мышц, применяются в неврологии, заболеваниях ССС, ЖКТ, дыхательной систем;

- на растяжение – применяют в форме различных движений с амплитудой, показаны при тугоподвижности в суставах, понижении эластичности тканей и кожи;

- в равновесии – активизируют вестибулярные, тонические и статокинетические рефлексы, содействуют восстановлению рефлекторных регуляций вегетативных функций, происходящих при смене положения тела;

- рефлекторные – связаны с воздействием на определенные мышечные группы с помощью напряжения других мышечных групп, в значительной степени отдаленных от тренируемых (например, укрепление мышц плечевого пояса будут рефлекторно усиливать мышцы тазового пояса и бедер);

- ритмопластические – чаще применяются после выписки больного из стационара при заболеваниях ОДА и неврозах, упражнения выполняются с музыкальным сопровождением с заданным ритмом и тональностью;

2. Спортивно-прикладные ФУ - это естественные двигательные действия или их элементы. Такими упражнениями являются лазание, ходьба, бытовые и трудовые действия, прыжки, метание, плавание, ходьба на лыжах, гребля, захватывание, смещение и перенос различных предметов и т. д.

Спортивные упражнения более эффективны для развития выносливости, нормализации функционального состояния больного (особенно при заболеваниях кардиореспираторной системы, нарушении обмена веществ и др.).

Упражнения для восстановления бытовых навыков применяются при нарушении движений (травмы, ампутации, параличи и др.), которые необходимы для бытовых и производственных двигательных актов (одевание и раздевание, умывание, чистка зубов, причесывание, а также открывание и закрывание замка, водопроводного крана, пользование телефоном и др.). Для этих целей используют также специальные стенды (в кабинетах трудотерапии).

Ходьба, как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций, тренировки сердечно-сосудистой и двигательной систем и др. Используется ходьба с костылями, в специальных «ходилках», ходьба по лестнице, в воде и др. Дозировка проводится по темпу, длине шагов, времени, рельефу местности (ровная, пересеченная и пр.). Ходьбу используют с целью восстановления механизма походки (при травмах, ампутациях, параличах и др.), для улучшения подвижности в суставах, а также для тренировки сердечно-сосудистой системы у больных с ИБС, гипертонической болезнью, вегетососудистой дистонией, легочной патологией (пневмония, бронхиальная астма и др.), при нарушении обмена веществ. Практикуется дозированная ходьба, прогулки по местности с разным рельефом (терренкур).

Бег является упражнением общего воздействия на кардиореспираторную систему и обмен веществ. В сочетании с ходьбой он широко применяется при санаторно-курортном лечении. По мере адаптации организма к тренировкам длина пробегаемых дистанций увеличивается, а время ходьбы уменьшается.

Ходьба на лыжах содействует тренировке кардиореспираторной системы, стимулирует метаболизм в тканях и т. д. В зависимости от вида ходьбы (темпа, скорости, длины дистанции, профиля местности) интенсивность упражнения может быть умеренной, большой и максимальной. Ходьба на лыжах является не только тренирующим, но и закаливающим фактором. Лыжные прогулки широко практикуются в санаториях и домах отдыха.

Гребля оказывает благотворное воздействие на кардиореспираторную систему, обменные процессы, на мышечную систему и др. В санаторно-курортных условиях гребля показана при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениях обмена веществ.

Катание на коньках требует хорошей координации. Особенно полезно катание на коньках при неврозах, заболеваниях кардиореспираторной системы и других патологиях. Дозировка катания зависит от времени, количества кругов, темпа и других факторов.

Езда на велосипеде усиливает вегетативно-вестибулярные реакции, стимулирует обменные процессы, а также является прекрасным средством тренировки сердечно-сосудистой системы, дыхания, функции нижних конечностей. Дозировка определяется временем езды на велосипеде, ее темпом, расстоянием (дистанцией), рельефом и т. д. Применяется в санаторно-курортном лечении, в профилакториях.

Плавание как средство ЛФК используется при кардиореспираторных заболеваниях, нарушениях обмена веществ, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата и др. Является хорошим средством тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции. Дозировка определяется длиной проплываемых дистанций, темпом, периодами отдыха между отрезками, а также техникой плавания. Если больной плохо плавает, то энергии он тратит значительно больше.

3. Идеомоторные ФУ -упражнения в посылке импульсов к движению, рекомендуются больным, находящимся на постельном режиме, при наличии иммобилизации, при параличах и парезах

4. Игры как средство ЛФК предназначены для совершенствования двигательных навыков в меняющихся условиях, для улучшения функции анализаторов. Игры обладают тренирующим эффектом для ряда систем и органов, а если учесть эмоциональный фактор, то они успешно применяются и при неврозах, вегетососудистой дистонии и другой патологии. Преимущество игр заключается также в том, что во время их проведения периоды напряжения чередуются с периодами отдыха. Игры особенно полезны детям. В играх развиваются такие качества, как ловкость, быстрота реакции, внимание и др. С лечебной релью используют малоподвижные, подвижные и спортивные игры, игры в воде и т. д. Игры на месте, малоподвижные и подвижные включают в групповые процедуры ЛФК. Игры широко используются в детских лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, школах-интернатах и других учреждениях.

Продолжительность и интенсивность игр регулируют, меняют высоту сетки (в волейболе), число участников и правила игры, включают паузы для отдыха и выполнения дыхательных упражнений, изменяют размеры площадок.

Не следует включать игры в занятия ЛФК групп больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями функции вестибулярного аппарата, с выраженным церебральным склерозом, перемежающейся хромотой (облитерирующий эндартериит) и др. Подвижные игры включаются в занятия ЛФК в поликлиниках, диспансерах и при санаторно-курортном лечении. Нагрузки регулируются подбором игр, интервалами отдыха, сменой «водящего» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: