Вводный характер этого занятия и его место в начале изучения курса истории России предполагают активизацию имеющихся у студентов со школьной скамьи знаний по истории и обществоведческим дисциплинам.
Опираясь на эти знания, преподаватель может организовать в группе беседу по некоторым вопросам теории исторического познания и теории исторического процесса, мировоззренческой роли исторического знания.
Преподавателю следует затронуть следующие темы:
- значение и смыслы термина «история»,
- предмет и объект исторического знания,
- научный характер исторического знания, возможности исторической науки в выявлении закономерностей и тенденций исторического процесса, прогностические возможности истории,
- функции исторической науки.
В беседе также можно оживить и сохранившиеся у студентов представления (полученные из курса обществознания) о стадиальной модели исторического процесса (Гегель, Маркс), об общественном прогрессе, а также о теории локальных цивилизаций (А.Тойнби).
|
|
Другой комплекс вопросов, который следует затронуть в беседе, связан с развитием отечественной исторической науки:
- о времени возникновения исторической науки в России,
- о самых выдающихся историках XVIII – XIX вв.
Можно коснуться некоторых вопросов источниковедения:
- понятие исторического источника,
- виды исторических источников,
- место и роль вспомогательных исторических дисциплин в исторических исследованиях.
Тема: Социально-экономические и этнокультурные процессы общественного развития восточных славян.