Учебное пособие. Введение

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический

Университет им. Л. Н. Толстого»

С. А. Радченко, М. С. Петрова, С. С. Радченко,

И. В. Лазарев, И. В. Долгополов, П. Н. Медведев

ОХРАНА ТРУДА

Учебное пособие

Тула – 2015

    Радченко, С. А. Охрана труда: Учебное пособие / С.А. Рад­ченко, М.С. Петрова, С.С. Радченко, И.В. Лазарев, И.В. Долгополов, П.Н. Медведев. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 328 с.  
  Учебное пособие имеет цель помочь студентам в получении знаний и практических навыков, позволяющих учи­тывать и соблю­дать требования нормативных документов по охране труда при работе в системе образования и небюджетной сфере, и содержит информацию, излагаемую на лекциях и нужную для подготовки к лабораторным и практическим занятиям. Описаны требования нормативных документов по охране труда, ме­тоды и технические средства для её обеспечения в системе образования и в других сферах, и указаны основные нормативные документы по каждой из тем курса, а также сайты, где с ними можно бесплатно ознакомиться. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей, занимающихся вопросами охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях.

Учебное издание

РАДЧЕНКО Сергей Анатольевич,

ПЕТРОВА Марина Сергеевна,

РАДЧЕНКО Сергей Сергеевич,

ЛАЗАРЕВ Игорь Викторович,

ДОЛГОПОЛОВ Игорь Викторович

МЕДВЕДЕВ Павел Николаевич

ОХРАНА ТРУДА

Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ

Охрана здоровья и обеспечение безопасности труда работников всех хозяйственных субъектов, а также обучения детей и молодёжи являются в Российской Федерации одними из самых главных целей и приоритетов.

А охрана здоровья учащихся и обеспечение безопасности учебного процесса – важнейшая обя­занность учителя. Поэтому он должен уметь использовать множество нормативных актов по охране труда и по­жарной безопасности [227], чётко знать и соблю­дать правила и нормы тех­ники безопасности, санитарии, электро- и пожарной безопасности и методы их эффективного выполнения в школе, а также уметь до­водить их до сведе­ния учащихся, строго требовать их выполнения и контролировать его.

Отечественная система охраны труда формировалась и развивалась в рамках плановой, государственно регулируемой экономики. Её главной особенностью было жёстко регла­ментированное государственное финан­сирование и преимущественно административная ответственность руко­водителей за нарушение законов, норм и правил охраны труда. А форми­рующаяся с начала 90-х годов ХХ века система новых экономических от­ношений отличается самостоя­тельно­стью работодателей в решении боль­шинства вопросов и в выборе ими приори­тетов инвестирования средств.

Это не замедлило сказаться на ре­зульта­тах. Уже в середине 90-х го­дов ХХ века в России был зафиксирован самый высокий среди индустри­ально развитых стран уровень производствен­ного травматизма с леталь­ным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промыш­ленности условия труда были квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях сократилось почти в 2 раза, а затраты на мероприятия по охране труда уменьшились в 5 раз. И в настоящее время проб-лема улучшения охраны труда в России по-прежнему очень актуальна.

Анализ опыта промышленно развитых стран показал, что при ры­ночной экономике для решения этой про­блемы необходимо эффективное использование системы государствен­ного регулирования с возложением расходов и экономической ответствен­ности за её реализацию на работода­телей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой ещё бо­лее масштабную задачу, провозгла­сив принципом государственной поли­тики в сфере охраны труда приори­тет жизни и здоровья работников по отношению к результа­там производ­ственной деятельности.

К настоящему времени в нашей стране действуют около 1300 фе­деральных и межотраслевых нормативных документов по охране труда, указан­ных на сайте www.niiot.ru/doc/catalogue [227], сотни нормативных до­кументов по пожарной безопасности и много других документов, требования которых работодатели и работники должны выполнять, а также изучать их и учитывать вносимые в них изменения. Поэтому в учебном пособии указаны основные нормативные документы по каждой из изучаемых тем и сайты, на которых с ними можно бесплатно ознакомиться.

Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» [176] и другие нормативные акты повысили ответственность хозяйственных субъектов и руководителей [197], так как:

1 – работодателей, нарушающих трудовое законодательство, ожи­дают новые штрафы от 5 тысяч до 200 тысяч рублей;

2 – наказать начальника могут не только за уклонение от оформле­ния или за ненадлежащее оформление трудового договора, но и за:

- нарушение государственных нормативов охраны труда, порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний правил охраны труда;

- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания по исправлению обнаруженных недостатков;

3 – самые суровые штрафы для ответственных лиц и компаний пре­дусмотрены за повторные нарушения;

4 – ответственность работодателей за нарушение требований по охране труда и социальной защите беременных женщин и имеющих малолетних детей, за задержки выплаты заработной платы очень строгая.

А всем работникам образовательных учреждений надо помнить, что при несчастных случаях в образовательных учреждениях из-за нарушений требований охраны труда виновные могут привлека­ться к уголовной ответственности, в результате чего они и в случаях услов­ного наказания никогда больше не смогут работать в образовательных учреждениях в соответствии с действующим законодательством Рос­сийской Федерации.

Вышеизложенное показывает, что после издания учебного пособия по охране труда [182] действующее законодательство по охране труда в Российской Федерации очень сильно изменилось и всех студентов необходимо обучать с учётом этих изменений. Поэтому в каждом из разделов этого нового учебного пособия приведено много ссылок на нормативные документы по охране труда и важных цитат из них, что должно помочь:

- эффективнее знакомить с ними студентов и учить их использовать указанные в списке литературы и информационных ресурсов нормативные документы по охране труда при будущей работе в любых сферах;

- легче и быстрее отслеживать изменения во всех перечисленных в учебном пособии и в нормативных документах [227], что крайне важно.

Введение, главы 1–4 написаны С.А. Радченко, М.С. Петровой и С.С. Радченко, глава 5 – И.В. Лазаревым, И.В. Долгополовым и П.Н. Медведевым, список литературы и информационных ресурсов – С.А. Радченко, И.В. Лазаревым, П.Н. Медведевым и С.С. Радченко.

Глава 1. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: