Тема: Общая теория права

Для стабильности общества необходимо, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. Порой правонарушения со­вершаются людьми по незнанию. Совершив тот или иной противоправный поступок, человек ссылается на то, что не знал о нарушении. Во всех государствах ми­ра действует принцип: «Незнание законов не освобож­дает от ответственности за их нарушение». Вместе с тем одно лишь владение этими знаниями не гарантирует, что человек будет соблюдать законы. Уважение к зако­нам не менее важно, чем их знание.

Общество не может двигаться вперед, если люди но будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь. Отношение людей к праву, осмысление ценности права, поведение, согласуемое с правовыми нормами, входит в понятие правовой культурой личности и общества в целом.

Таким образом, к проявлениям правовой культуры относятся:

— во-первых, знание действующего законодательства;

— во-вторых, уважительное отношение к праву (уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей, соблюдение законности) и стремление гражданина строить свое поведение в соответствии е предписанием юридических норм.

Особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью.

Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры населения. Всегда опасно, если в об­ществе распространено неуважительное отношение к праву, пренебрежение правовыми нормами. Подобное отношение определяется в науке понятием «правовой нигилизм». Он развивается, когда и представители власти, и представители закона сами не торопятся неукос­нительно исполнять нормы права.

Задание 21. Понимание текста. Что автор вкладывает в понятие правовой куль­туры? Какие два проявления правовой культуры называет автор? Укажите их с опорой на текст.

Задание 21. Понимание текста. В чем автор усматривает опасность правового ниги­лизма? Какие причины его появления приводит автор? Какие дополнительные причины вы можете указать?

Задание 23. Конкретизация материала текста. Автор подчеркивает, что «общество не может дви­гаться вперед, если люди не будут доверять за­конам, стремиться строить по ним свою жизнь». Опираясь на материал курса и личный социальный опыт, приведите два любых способа, при помощи которых общество и государ­ство могут формировать в обществе высокий уро­вень правовой культуры.

Задание 24. Аргументация суждений. Автор подчеркивает, что «особое значение име­ет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохра­нительной деятельностью». Сформулируйте свою точку зрения в отношении авторской позиции. Приведите два аргумента, подтверждающие важ­ность соблюдения и уважения правовых норм гос­служащими.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет своё действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия.

Под обратной силой закона понимается распространение на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия. Общее правило гласит, что закон обратной силы не имеет.

Однако из этого правила есть исключения: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

В части 1 ст. 54 Конституции РФ декларируется, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а в ч. 2 той же статьи указывается, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Эти конституционные положения конкретизируются в ст. 10 Уголовного кодекса РФ.

В УК РФ обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления. Статья 10 УК РФ содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

Задание 21. Понимание текста. Что понимается под обратной силой закона?

Задание 22. Понимание текста. Назовите случаи-исключения, когда действие нового нормативно-правового акта распространяется на общественные
отношения, возникшие до его вступления в силу. Приведите пример.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Соответствует ли такой порядок применения новых законов нормам международного права?

Задание 24. Аргументация суждений. Опираясь на знания и жизненный опыт, выскажите свое мне­ние об ограничении применения обратной силы закона, а так­же предположите, какой принцип в развитии российской системы права реализуется через соблюдение данного правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: