Теннисон А. (1809–1892) 10 страница

Вопросы и задания:

1. С каким сферами человеческой жизнедеятельности связывает автор каждую из предлагаемых им целей?

2. Какие глобальные проблемы призвано решить достижение каждой из обозначенных А. Печчеи целей?

3. Проанализируйте содержание каждой из 6 «целей для че­ловечества».

4. Достижение какой из данных целей лично вы считаете наиболее важным для успешного решения глобальных проблем современности?

Первая цель: «внешние пределы». Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны… Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгранична, то, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете. Сейчас потребность в достоверных научных знаниях о самих этих пределах, об условиях, при которых мы можем к ним приближаться, и последствиях их нарушения становится все более острой, ибо есть некоторые основания опасаться, что в некоторых областях границы дозволенного уже достигнуты <…>.

Вторая цель: «внутренние пределы». Совершенно очевидно, что физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Люди сознают, что, увеличивая свое господство над миром, человек в стремлении к безопасности, комфорту и власти обрастал целым арсеналом всякого рода приспособлений и изобретений, утрачивая при этом те свои качества, которые позволяли ему жить в своей первозданной девственной среде обитания, и что это, возможно, ослабило его физически, притупив биологическую активность. Можно с уверенностью сказать, что, чем более «цивилизованным» становится человек, тем меньше он оказывается способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждается в том, чтобы защитить свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий и великого множества других искусственных средств… В преддверии грядущих испытаний, трудностей и проблем нам совершенно необходимо четко знать и ясно понимать, каковы действительные возможности среднего индивидуума и как можно повысить его готовность к завтрашнему дню. Кроме того, мы должны знать, как нам лучше использовать свои умственные способности, причем не только для того, чтобы противостоять новым переменам, но и для того, чтобы поставить их под контроль и извлекать из них пользу. Так что основная задача сводится к оценке совокупности этих способностей и выяснию, как усовершенствовать и приспособить их к тому, чтобы не подвергать организм невыносимым напряжениям и стрессам <…>.

Третья цель: «культурное наследие». … люди начинают все больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем лицо, как показывает сегодняшний опыт, не слишком уж привлекательное – и что это движение к обезличивающей однородности происходит уже сейчас…

Надо немедля принять самые серьезные и активные меры для спасения культурного наследия человечества, которые должны охватить все без исключения области человеческой деятельности, использовать достижения всех научных дисциплин… Для того чтобы подтвердить уважение как к тем, кто уже ушел из этого мира, так и к тем, кто придет позже, необходимы качественно новые подходы, идеи и решения. К числу таких предложений можно отнести учреждение «Всемирного культурного треста», це­лью которого стало бы финансирование долгосрочных куль­турных программ.., и организацию «Культурного корпуса», который бы объединил добровольцев из всех стран мира, желающих защитить и сохранить это наследие... Бы­ло бы также целесообразно осуществить интернационализацию исторических памятников и центров, представляющих всемирный интерес, призвав государства передать их под международную юрисдикцию и доверить международным органам… их охрану и сохранность <…>.

Четвертая цель: мировое сообщество. Суть проблемы сводится к тому, чтобы выявить пути постепенного преобразования нынешней системы эгоцентрических государств, управляемых склонными к самоуправству правительствами, в такое мировое сообщество, в основу которого легла бы система скоординированных между собой географи­ческих и функциональных центров принятия решений,
охватывающая все уровни человеческой организации – от локального до глобального. Область юрисдикции таких центров – вне зависимости от их функций и уровня – должна больше соответствовать традициям, интересам и проблемам, которые являются общими для различных групп населения <…>.

Пятая цель: человеческое жилище. Одной из важнейших проблем, уже сейчас глубоко поражающей человеческое воображение, но еще не осознанной во всех ее поистине грандиозных масштабах, является размещение на планете в течение ближайших 40 лет населения вдвое большего, чем нынешнее. Ведь за это короткое время придется коренным образом улучшить и модернизировать, и, более того, удвоить всю нынешнюю инфраструктуру – причем не только жилые дома, но и вспомогательные системы, включая промышленную, сельскохозяйственную, социальную, культурную и транспортную… Это поистине грандиозное предприятие обречено, однако, на неминуемый провал, если не планировать его на единственно подходящем для этой цели уровне – а именно на общепланетарном уровне <…>.

Шестая цель: производственная система. …Бесспорно, самой главной ключевой целью для человечества является тщательный анализ существующего истеблишмента и выявление того, какие преобразования необходимо в нем запланировать для того, чтобы он оказался в состоянии в ближайшие десятилетия четко выполнять отведенные ему функции.

Печчеи А. Человеческие качества – 2-е изд. –
М., 1985. – С. 295–308.


КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ
О НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИХСЯ
ФИЛОСОФАХ

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства – ведущего направления философской мысли Древнего Китая, до сих пор продолжающего оказывать заметное влияние на китай­скую культуру и цивилизацию.

О своих жизни и творчестве сам Конфуций высказался в таких словах: “В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 лет я освободился от сомнения. В 50 лет я познал волю неба. В 60 лет научился отличать правду от неправды. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала”.

Знатного происхождения, однако бедный юноша, к 15 годам потерявший и отца, и мать, имел только одну возможность «выйти в люди» – получить хорошее образование. Именно поэтому юный Конфуций с увлечением осваивает 6 «искусств»: правила соблюдения ритуала, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, грамматику и математику. Только после этого он смог поступить на службу к местному правителю. К тридцати годам Конфуций освоил основные достижения тогдашней письменной культуры, начал редактирование древних текстов, из которых им со временем был составлен образовательный канон из 6 книг, без знания которых впоследствии никто не мог получить государственную должность, сформулировал основные этико-политические положения своего учения, приобрел первых учеников. Однако его служебная карьера оказалась неудачной, поэтому долгое время он даже вынужден был жить в соседнем государстве. Только к 50 годам Конфуций вновь вернулся к государственной деятельности, поскольку рассматривал любую социальную деятельность как продолжение своего учения. В качестве «распорядителя общественных работ» и фактически третьего лица в родном царстве он провел несколько реформ, направленных на воплощение в жизнь собственных этико-политических представлений. Однако его требования строгого исполнения ритуальных правил привели к конфликту с правителем и аристократической верхушкой, вынудивших Конфуция уйти со службы. Проведя 14 лет в тщетных скитаниях от одного государства к другому, он понял ­несбыточность планов построения хорошо управляемого государства. Поэтому, вернувшись к 70 годам на Родину, Конфуций всецело посвятил себя любимому делу – фи­лософии. Через част­ную школу Конфуция, где учили древним текстам, правилам поведения в жизни, преданности учению и правдивости, прошло более 3 тысяч человек. Вопреки устоявшейся традиции туда принимали без учета социального происхождения и за весьма умеренную плату. Понять Конфуция было сложно, настолько новым казалось всем его учение, и ему приходилось в зависимости от особенностей характера самих учеников применять различные способы подачи материала: рас­сказывать притчи, задавать наводящие вопросы, заставлять комментировать смысл пройденного или облекать новые понятие в наглядные образы.

На месте захоронения Конфуция был вскоре сооружен храм, более 2 тысяч лет являвшийся величайшей святыней Китая. Един­ственный труд мыслителя – «Беседы и суждения».

СОКРАТ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, завершивший “антропологический переворот” в античной философии, перенос ее внимания с окружающего мира на самого че­ловека.

Сократ полагал, что разумное и доб­рое заложено в самой человеческой природе и может быть узнано путем самопознания, инициированного извне. По­этому Сократ также считается одним из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки косвенных вопросов.

Сократ родился в 469 г. до н. э. в Афинах, там же провел всю свою жизнь. Происходил он из простой семьи полноправных афинских граждан, поэтому получил достойное для своего времени «мусическое и гимнастическое воспитание» (письмо и чтение, поэзия и литература, умение играть на флейте и кифаре, пение и пляска, арифметика и начала геометрии, спортивная подготовка). Подобно другим гражданам, Сократ участвовал в боевых действиях, где проявил себя отважным и выносливым воином, а также в управлении делами родного города-государства, где продемонстрировал свою справедливость: однажды, будучи в день суда главой выборной коллегии присяжных из 500 человек, он отказался вынести неправедный приговор. В молодости он, возможно, работал в каменотесной мастерской своего отца, однако в конце концов забросил эту профессию и полностью отдался занятиям философией. С тех пор небольшого роста, скуластый, со вздернутым носом, толстыми губами и шишковатым лбом, лысый, в старом хитоне и почти всегда босиком Сократ, по словам его ученика Ксенофонта, в последующем круп­ного писателя, историка и военачальника, «всегда был на глазах людей: утром ходил в места прогулок и в гимнасии, и в ту пору, когда площадь бывает полна народу, его можно было тут увидеть; да и в остальную часть дня он всегда проводил там, где предполагал встретить побольше людей». Своим собеседникам – людям из самых разных классов и сословий – он задавал вопросы о внешне казалось бы отвлеченных вещах – о том, что такое мужество, красота, справедливость. Таким образом он заставлял их задуматься над предназначением человека и теми нормами и идеалами, которыми ему стоит руководствоваться в жизни, чтобы обрести счастье. В обыденной жизни мыслитель показывал примеры пренебрежения материальными благами: «Сократ… обладал больше всех на свете, – утверж­дает Ксенофонт, – воздержанием в любовных наслаждениях и употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычкой к умеренности в потребностях, что, при совершенно ничтожных средствах, совершенно легко имел все в достаточном для него количестве. Однако и тело он сам не оставлял без заботы и тех, кто не заботился о нем, не хвалил». К концу жизни Сократ приобрел такую известность, что, по преданию, был провозглашен самым мудрым человеков в Греции. К сожалению, это не спасло Сократа от судебного преследования по обвинению в «развращении молодежи» и «поклонении новым божествам», завершившегося вынесением ему смертного приговора. Смерть в виде чаши с ядом философ встретил достойно, считая ее моментом освобождения души от уз сковывающего ее тела.

Хотя Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения, и о его философии нам известно из сочинений его ученика Платона, для последующих эпох Сократ навсегда остался воплощением идеала мудреца.

ПЛАТОН (428/ 427–348/347 до н. э.) – древнегреческий фи­лософ, основоположник самого влиятельного в западной философии идеалистического направления.

По Платону, мир разделен на две части, условно говоря, “мир вещей” и “мир идей”. Идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; ве­щи – подобие и отра­жение идей. По­знание есть анамнесис – вос­поминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Происходил Платон из богатой аристократической семьи, поэтому сумел получить прекрасное всестороннее образование у известнейших в Греции учителей. В 408 г. до н. э. он встретил в своем родном городе Афинах Сократа и стал его учеником. После несправедливой казни наставника в течение десяти лет, до 389/387 гг. до н. э., Платон путешествовал, посетив многие города Греции, Египет, Се­верную Африку и Юж­ную Италию. Закончил свое путешествие Платон в Сиракузах, где пытаясь научить уму-разуму тамошнего единоличного правителя, оказался проданным в рабство. Известность помогла Платону выкупиться и вернуться домой в Афины. На деньги, которые друзья собрали для этой цели, Платон купил в окрестностях Афин дом с садом, где поселился и основал философскую школу. По имени мифологического героя Академа, с которым была связана эта земля, школа получила на­звание Академии. Помимо философии, преподававшейся по примеру Сократа во время прогулок в роще Академа или в специальном помещении, здесь изучались все известные тогда отрасли знания, в особенности математика. Ученики должны были постоянно находиться при школе и подчиняться строгим аскетическим правилам. Просуществовала школа до VI в. н. э., и год ее закрытия считается окончанием античной философии. В 367–366 и 361 гг. до н. э. Платон совершил еще две неудачные поездки в Сицилию, стремясь реализовать свой проект идеального государства – как иерархии трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники, принадлежность к которым определялась преобладающими в душе каждого человека способностями. Умер Платон, по преданию, в день своего рождения и был похоронен на территории Академии.

Крупнейший представитель классической русской философии ХІХ – начала ХХ ст., создатель оригинальной философии «всеединства» Владимир Соловьев в своей работе «Жизненная драма Платона», все творчество Платона рассматривает как по­пытку осмысления трагической гибели его учителя Сократа, заканчивающуюся тем, что философ в своем позднем диалоге «За­коны» определяет: «подлежит казни всякий, кто подвергнет кри­тике или колеблет авторитет отечественных законов как по отношению к богам, так и по отношению к общественному порядку». «Таким образом, величайший ученик Сократа, вызванный к самостоятельному философскому творчеству негодованием на легальное убийство учителя, – пишет В. Соловьев, – под конец всецело становится на точку зрения Анита и Мелита, добившихся смертного приговора Сократу именно за его свободное отношение к установленному религиозно-гражданскому порядку…» (Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т. 2. – С. 624).

Сочинения Платона – высокохудожественные диалоги, важнейшие из которых «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Государство», и поныне остаются самыми читаемыми за всю историю западной философии произведениями.

АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.) – ве­ликий древнегреческий философ, сочинения которого охватывали все отрасли тогдашнего знания и почти полторы тысячи лет оставались самыми популярными учебниками по ним, осноположник формальной логики как науки о законах и правилах “правильного мышления”. В философии наиболее известна его метафизика, содержавшая учение об основных принципах бытия: возможности и дей­ствительности, форме и материи, дей­ствующей причине и цели.

Аристотель родился в г. Стагире, греческой колонии, расположенной на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля был потомственным придворным врачом македонского царя. Он стал первым наставником Аристотеля и передал ему свои знания по медицине и естествознанию. В 367 г. до н. э. в целях совершенствования своего образования Аристотель отправился в центр культурной жизни Древней Греции – Афины. Ему не удалось сразу встретиться с Платоном, находившемся в то время в Сиракузах. Поэтому Аристотель располагал до­ста­точным временем, чтобы познакомиться самостоятельно не только с философией Платона, но и с другими философскими течениями своего времени. К возвращению Платона Аристотель уже хорошо изучил основные положения его философии и мог отнестись к ним критически (в связи с чем Стагириту приписывается изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»). После смерти Платона Аристотель покинул его Академию, которой отдал почти двадцать лет своей жизни. Три года (348/347–345 гг. до н. э.) Аристотель провел в гостях у своего ученика Гермия, бывшего правителем одного города на острове Ассос у побережья Малой Азии, затем перебрался на соседний остров Лесбос, во время пребывания на котором получил приглашение от друга детства – царя Филиппа Македонского стать наставником его сына Александра. В конце 340-х гг. Аристотель прибыл в город Пеллу, новую столицу Македонии, где посвятил себя воспитанию будущего покорителя мира. Достоверно известно, что, став македонским царем, Александр повелел восстановить родной город Аристотеля Стагиры, разрушенный по приказу его отца. Когда повзрослевший Александр отправился в свои знаменитые завоевательные походы, Аристотель в 335 г. до н. э. вернулся в Афины. Там на месте старого зала для гимнастических упражнений под названием Ликей он открыл свою собственную школу. На территории школы находилась тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» по-гречески звучали как «перипатос», то школа, а затем и целое направление последователей Аристотеля получили название перипатетиков. Аристотель вел занятия два раза в день – утром и вечером; по утрам он беседовал о трудных предметах с учениками, знакомыми с азами философии и прочих наук, а по вечерам учил начинающих. В остальном же форма и содержание образования в Ликее мало чем отличались от того, что преподавалось в платоновской Академии. В 323 г. до н. э. после внезапной смерти Александра в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание, и Аристотель поспешил уехать в Халкиду, где вскоре умер от передававшейся в его семье по наследству болезни желудка.

Основные сочинения Аристотеля: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Аврелий Августин) (латин. Aurelius Sanctus Augus­tinus) (354–430) – христианский теолог и церковный деятель, главный предста­витель западной патристики, сформулировавший многие основные положения средневековой христианской филосо­фии (учения о непрерывном творении, о време­ни и вечности, о Провидении, о свободе воли и благодати и др.), родоночальник философии истории как самостоятельного раздела философского знания.

Августин родился в 354 г. в небольшом африканском городке Тагесте (на территории современного Алжира). От отца, рим­ского патриция, члена городского совета, типичного представителя провинциальной знати Римской империи, Августин унаследовал любовь к яркой, полнокровной жизни, к плотским радостям и земным удовольствиям. Напротив, его мать Моника была глубоко верующей христианкой и немало сил отдала для приобщения мужа и сына к «истинной» церкви, что, по большому счету, ей удалось достичь. Начальный курс обучения Августин прошел в Тагесте и расположенном недалеко от него Мадавре. Затем по настоянию отца он был отправлен в риторскую школу Карфа­гена, где провел три года. Только исключительная природная одаренность позволяла Августину быть одновременно первым учеником в риторской школе и предаваться разнообразным развлечениям и порокам. Уже в первый год пребывания в Карфагене Августин сблизился с женщиной, которой он оставался верен в течение 15 лет. В 373 г. она родила ему сына Адеодата, умершего в 390-м году. Античная образованность не смогла удовлетворить пытливого юношу, который вынужден был искать духовность за стенами карфагенского «университета». На долгие 9 лет он обрел ее в учении манихеев – близком к христианству религиозном течении, исповедовавшем противоположность добра и зла, света и тьмы. С 375 г. началась самостоятельная преподавательская деятельность Августина: он преподает риторику в Карфагене и грамматику в родном Тагесте. В 380–381 гг. появляется и первое самостоятельное философское произведение Августина – написанный в античных традициях трактат «О прекрасном и соответствующем». В 384 г. не без помощи своих друзей-манихеев Августин перебрался в Рим и по их ходатайству получил должность учителя красноречия в риторской школе Милана. В этом городе Августин, успевший разочароваться и в манихействе, принял, наконец, 24 апреля 387 г. крещение. Он решает вернуться в родную Африку. Задержавшись некоторое время в Риме, он осенью 388 г. прибывает на Родину. Распродав свое имущество, Августин организует в Тагасте небольшую общину монашеского типа из 6 человек. Три года, прожитые в Тагасте, были заполнены духовными занятиями: постом, молитвами, размышлениями о Боге, беседами с друзьями, работой над книгами. Имя Августина становится все более известным среди местных христиан. Неудивительно, что в 391 г. епископ г. Гиппона (25 км от Тагасты) посвещает его в сан пресвитера (священника). Вскоре Августина как одного из самых образованных христиан Африки призывают к активной церковной деятельности. В 396 г. Августин занимает пост епископа г. Гиппона и пребывает в этой должности до конца своей жизни (Августин скончался 28 августа 430 г. во время осады города вандалами).

Из написанных Августином 93 трактатов наибольшую известность приобрели его «Исповедь», своего рода духовная ав­тобиография Августина, и сочинение о «Граде Божьем», содержащее в себе основные положения христианской философии истории.

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thoma Aquinas) (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Из творческого наследиия Фомы, причислен­ного к лику святых, наибольшую известность получили 5 доказательств Бытия Бога. В ХІХ в. учение Аквината – томизм – было признано официальной доктриной римско-католической церкви. В ХХ в. сло­жился и неотомизм как влиятельное течение философско-религиозной мысли.

Родился Фома в конце 1225 или в начале 1226 года вблизи итальянского города Аквино. Семья Фомы находилась в родстве с крупнейшими императорскими и королевскими фамилиями Западной Европы. На пятом году жизни Фому определили в бенедектинский монастырь, откуда он ­вынес прекрасное знание латинского языка. В 1239 г. Фома возвратился в родной дом и отправился в Неаполь на учебу в местный университет. Отказавшись от семейной должности настоятеля бенедектинского монастыря, Фома против воли родных в 1244 г. принимает монашеский постриг и вступает в орден доминиканцев. Выдержав острый семейный конфликт, когда в течение по­чти целого года он находился на положении узника родового замка, Фома уезжает в Париж. В 1245–1248 гг. Фома слушает лекции в центре теологической мысли того времени – Париж­ском университете. Его наставником оказывается Альберт Ве­ликий. Вместе с ним он перебирается в Кельн и обучается под его руководством еще четыре года. Возвратившись в Париж в 1252 г., он получает звание магистра теологии и преподает этот предмет вплоть до 1259 г. В этом году папа Урбан IV вызывает Фому в Рим, поскольку римская курия усмотрела в Фоме человека, способного обновить содержание схоластической теологии, да­бы привести ее в соответствие, так сказать, с «духом времени». Осенью 1269 г. Фома во второй раз отправляется в Париж, чтобы утвердить в упорной теоретической борьбе с альтернативны­ми теологическими доктринами разрабатывавшееся им учение. В 1272 г. Фома Аквинский возвратился в Италию. Он преподает в Неаполе и завершает разработку своей философской доктрины. Спустя два года, отправившись на церковный собор в Лионе, он скончался по дороге от сердечного приступа. Произошло это 7 марта 1274 года. После смерти ему был присвоен почетный титул «ангельский доктор», а в 1323 г. Фому Аквинского причислили к лику святых.

С детства необщительный и замкнутый, отличавшийся высоким ростом, чрезмерной полнотой, неповоротливостью и медлительностью, Фома прожил жизнь типичного «книжного червя». Однажды, когда его спросили, за что он больше всего благодарен Богу, Фома ответил: «Я понял каждую страницу, которую прочитал». При этом он был весьма скромен в потребностях, начисто лишен какого-либо интереса ко всему мирскому и удивительно прост в общении. Ему было неважно, насколько образован его собеседник, к каким слоям общества он принадлежит. Помимо собирания древних текстов, единственным увлечением Фомы можно считать сочинение стихов на религиозные темы. Находившийся при Фоме в последние минуты его жизни священник мог сколько угодно удивляться тому, что умирающий исповедовался как пятилетний ребенок, – сам Фома, по-видимому, так и не смог отыскать в своей душе особых грехов.

Трудом жизни Фомы Аквинского стали два капитальных многотомных произведения – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизированное – Картезий; Cartesius) (1596–1650) – французский философ, мате­матик, физик и физиолог. Его считают основоположником современного рационализма. В основе философии Декарта – дуализм души и тела, “мыслящей” и “протяженной” субстанции. Несомненным для него остается лишь факт сомнения как спо­соб мышления. Кроме того, Декарт заложил основы аналитической геометрии, ввел многие алгебраические обозначения, в частности, систему координат.

Родился будущий философ в городе Ляэ в провинции Турень (Франция) 30 марта 1596 года в семье советника местного парламента. Мать Рене умерла, когда ему исполнился год. В 1606 г. Рене отдали в иезуитский «Королевский коллеж», где, как напишет позже сам мыслитель, преподавали лучшие в Европе профессора. В этом учебном заведении типа интерната Рене Декарт провел неполных десять лет (1606 – лето 1615). Обучение в ­коллеже строилось следующим образом. Первые семь лет отводились штудированию грамматики, риторики, теологии и схоластики. Латынь усваивалась настолько, что выпускник «Королевского коллежа» владел ею не хуже, чем родным языком. Затем следовал трехгодичный курс философии. В первый год изучались логические труды Аристотеля, в течение второго – физика и математика. В последний год усваивались основные по­ложения «Метафизики» Аристотеля. После окончания коллежа Де­карт два года провел в Париже в традиционных для его круга светских занятиях: балах, приемах, пирушках, азартных играх. Правда, и здесь он нашел время на то, чтобы, уединившись на несколько месяцев в одном из парижских пригородов, усовершенствоваться в математике, искусстве фехтования и верховой езде. В 1618 г. Декарт отправляется за границу с целью пополнения своего образовательного багажа, посещает Голландию и Германию. Поскольку военная служба тогда считалась единст­венно достойным дворянина занятием, он вступает в армию од­ного из немецких князей. С армией он побывал в Чехии, Венгрии, затем через пограничные районы Польши вернулся в Гол­ландию, а зиму 1622/1623 гг. провел уже в Париже. С наступлением весны 1623 г. Декарт через Швейцарию предпринимает путешествие в Италию, посещает Венецию и Рим. В Париж Декарт возвращается в конце лета 1625 г., будучи преисполненным решимости целиком посвятить себя научным занятиям. Ра­ди этого он отказывается от военной и гражданской службы и принимает решение никогда не жениться. Претендентке на роль жены, некоей мадам Розэ, он, например, заявил, что «невозможно найти красоты, сравнимой с красотой Истины». Постепенно вокруг Декарта собирается кружок единомышленников, который впоследствии перерос в Академию наук Франции. В 1628 г. Де­карт переезжает в Голландию, справедливо полагая, что в этой стране у него будут большие возможности для научных и философских исследований. В 1649 г. Декарт из-за преследований травивших его схоластов и протестантских теологов был вынужден принять приглашение шведской королевы Христины организовать в ее стране собственную академию наук. Простудившись в холодном для его слабых легких северном климате, Декарт скончался в столице Швеции 11 февраля 1650 года.

Основные сочинения Декарта: «Рассуждение о методе...», «Метафизические размышления о первой философии», «Начала философии».

КАНТ Иммануил (1724–1804) – великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; иностранный почетный член Петербургской АН (1794). И. Кант совершил своего рода “коперниковский переворот” в философии – переместил внимание с объекта на субъект, показав, что не мир открывается субъекту таким, каким он есть на самом деле, а сознание субъекта предписывает предметам их законы и видит мир таким, каким способно его видеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: