Сосотояние как психическое явление

Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний / Психические состояния: Хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Издат. Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 11‑44.

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

´ Задания для самостоятельной работы.

Задача 1.

1. В начале XX века популярной была теория эмоций Джеймса-Ланге. Эти психологи считали, что эмоции возникают в результате восприятия человеком изменений, происходящих в собственных мышцах и внутренних органах. Согласно этой теории, не потому человек смеется, что ему смешно, а ему смешно, оттого, что он смеется. Не потому у человека льются слезы, что он плачет, а он плачет, оттого, что льются слезы. В чем правы и в чем не правы авторы этой теории эмоций?

Определите, к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, эмоция, чувство, страсть, стресс, фрустрация, депрессия, тревога и т.д.) относятся описываемые в каждом примере переживания. По каким признакам это можно определить?

А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы: куда девались их задор и одержимость?

Б. Во время экзамена по математике сильный ученик, отличник не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: все забыл.

В. Ученик 6-го класса рассказывает, что, когда он расстроен, то начинает всем грубить. Злоба так его охватывает, что он хочет излить ее на окружающих. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

Г. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно неловко выпячиваясь, и билась о стену... - Наташу! - кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все! Неправда! Убили!... Ха-ха-ха-ха!... Неправда!»

Д. В условиях аварийной ситуации у оператора Ч. наблюдаются учащенное мигание, сухость во рту, усиленная двигательная активность, напряженность голоса, блокирование процесса восприятия: Ч. слушает и не слышит, смотрит и не видит. Объем восприятия узок, показания приборов воспринимает с ошибками, мыслительная деятельность затруднена. Нарушает инструкцию об определенном порядке действий. Наблюдаются сенсорные и двигательные отвлечения: оператор смотрит в окно, переходит с места на место. Дает без надобности сигнализацию. Все это приводит к выпадению ряда необходимых операций и к ошибочным действиям.

Е. При решении задачи у испытуемого чрезмерно повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, потирал руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и размашистыми. Стал необычайно говорлив: к звуковому сигналу об ошибке отнесся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. В конце опыта появилась одышка. Но сознательный контроль за ходом выполнения деятельности не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок.

Задача 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: