Справедливость, трагический юмор, честь, товарищество, комическое, догадки, удивление, красивое, долг, патриотизм, трудовой энтузиазм, художественная ценность, сомнение, коллективизм.
Задача 3.
В настоящее время имеет место два подхода к управлению состоянием психического стресса, возникающего у человека в экстремальных условиях деятельности. Один из них может быть обозначен как симптоматический. Процесс управления стрессом в этом случае уподобляется симптоматическому лечению болезни, т.е. воздействию на отдельные симптомы: если у человека появляется робость, вселяют уверенность в его силах; нарушения сна - проводят сеансы гипнотического внушения сна. Другой подход - системный - предполагает осуществление управления стрессом не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой воздействий, адресованных к различным уровням индивидуальных свойств человека (по Б.А. Вяткину).
Какой из подходов будет более эффективным и почему?
|
|
´ Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте эмоции и чувства как специфические формы отражения действительности.
2. Как соотносятся понятия «эмоции» и «чувства»?
3. Опишите эмоциональные состояния (чувственный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фундаментальные эмоции и др.).
4. Дайте характеристику высшим чувствам человека.
5. Расскажите об основных функциях эмоций и чувств.
6. Раскройте суть психоорганических теорий эмоций (Джеймс-Ланге, Кеннон-Бард).
7. В чем суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера?
8. Охарактеризуйте информационную теорию П.В. Симонова.
9. Расскажите о физиологических основах эмоций (концепция эмоциональных «центров» и концепция «эмоционального мозга»).
10. Охарактеризуйте системный подход в изучении мозговых механизмов эмоций.
Тема 10. Воля
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
аннотирование книг, статей | Выступление | ||
тест | Тестирование | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель: закрепить понятие о воле как высшем уровне регуляции, о структуре волевого акта, сформировать представление о взаимосвязи мотивационной сферы личности и волевой деятельности, о методах исследования и развития волевых качеств.
|
|
Ключевые понятия: воля, произвольность, саморегуляция, волевой акт, волевые качества личности.
План:
1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.
2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.
3. Структура волевого акта.
4. Волевые качества человека и их развитие.
5. Патология воли.
& Список литературы:
Основной ‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 373-392.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 134-135.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 206-226.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011. – С. 86-91.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. – С. 182-204.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.
2. Охарактеризуйте волевые действия.
3. Раскройте взаимосвязь воли и сознания.
4. Какие вы знаете теории воли?
5. Каковы взгляды античных и средневековых философов на проблему воли?
6. Что является физиологической основой воли?
7. Что вы знаете о нарушениях воли?
8. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.
9. Что такое волевое усилие и решительность?
10. Что относится к волевым качествам человека?
11. Каково соотношение волевых усилий и волевых качеств?
12. Основные этапы развития воли у ребенка.
13. Какова роль сознательной дисциплины в формировании воли.
14. Назовите факторы, способствующие проявлению волевых усилий.
15. Количественная оценка уровня развития волевых качеств.
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача 1.