1. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 219-248.
2. Психология конституциональных различий у У. Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 248-252.
3. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 252-262.
Темперамент в структуре интегральной индивидуальности.
1. Мерлин В.С. Свойства темперамента и свойства личности // Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / под ред. Е.А.Климова. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 21-46, 79-104.
Индивидуальный стиль деятельности в структуре интегральной индивидуальности.
1. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция // Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / под ред. Е.А. Климова. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 144-171, 184-194.
|
|
Генетический анализ свойств темперамента.
1. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998. - С. 294-338.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача 1.
Выделите особенности, которые характеризуют свойства темперамента:
1. являются врожденными;
2. проявляются специфически в деятельности в зависимости от ее содержания, целей, мотивов;
3. определяют динамику психической деятельности;
4. характеризуют социально-типичное в человеке;
5. являются устойчивыми и постоянными;
6. определяют нравственный облик человека;
7. остаются постоянными в зрелом возрасте;
8. в различных видах деятельности проявляются одинаково;
9. не зависят от целей, мотивов и содержания деятельности человека.
Задача 2.
Какие из ниже перечисленных положений правильно отражают вопрос о ценности темперамента:
1. Меланхолик ‑ это плохой тип темперамента, поскольку ему свойственны повышенная чувствительность, высокая тревожность, низкая работоспособность, депрессивный характер эмоций, замедленный темп реакций.
2. Сангвиник ‑ это хороший тип темперамента, поскольку у него высокая активность, ускоренный темп реакций, высокая общительность и пластичность.
3. Нет темпераментов плохих и хороших ‑ каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других.
4. Темперамент не подлежит социально-нравственной оценке, так как от него не зависят мировоззрение, нравственные установки и убеждения человека.
|
|
Задача 3.
Выделите особенности, которые характеризуют физиологические основы темперамента:
1) система условных рефлексов;
2) общий тип нервной деятельности;
3) аналитико-синтетическая деятельность анализатора;
4) общая конституция тела;
5) динамический стереотип;
6) особенности процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Задача 4.