Содержание дисциплины

Повышение речевой культуры студентов – одна из актуальных задач при подготовке специалистов. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствие языковым нормам.

Курс «Русский язык и культура речи» имеет важное значение для будущего специалиста, т.к. он должен владеть точной, логичной, правильной и выразительной речью, уметь пользоваться современным литературным языком.

Данный курс – практический, ориентированный не только на получение знаний, но и, прежде всего на отработку умений и навыков анализа и построения самых различных текстов в зависимости от их функционально-стилистических особенностей.

Студент должен овладеть навыком отбора речевых средств с учетом ситуации и обстановки речи, избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций.

Студент должен иметь представление:

- о процессах происходящих в современном литературном языке;

- о нормах современного литературного языка;

- о понятиях «речь правильная и речь хорошая»;

Данный курс дает возможность применять приобретенные навыки и умения при изучении следующих дисциплин: «Этика деловых отношений», «Деловое общение», «Психология» и др.

Содержание

Раздел 1. Введение

Основные составляющие русского языка; язык и речь; понятие о нормах литературного языка; виды норм.

Студент должен знать: отличие письменной речи от устной, виды норм.

Студент должен уметь: классифицировать виды норм.

Раздел 2. Фонетика и орфоэпия

2.1.Основные фонетические единицы (фонемы).

Фонетические средства языковой выразительности (особенности звучащей речи)

Студент должен знать: основные фонетические единицы.

Студент должен уметь: находить фонетические средства языковой выразительности в художественных текстах

Самостоятельная работа студента: основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности.

2.2. Орфоэпия.

Орфоэпические нормы русского языка, понятие о фонеме.

Студент должен знать: орфоэпические нормы русского языка, понятие «орфоэпия».

Студент должен уметь: правильно произносить слова и пользоваться орфоэпическим словарем, различать пометы.

Самостоятельная работа студента: работа с орфоэпическим словарем.

Раздел 3. Лексика и фразеология.

3.1. Лексические нормы.

Использование изобразительно-выразительных средств.

Студент должен знать: языка изобразительно-выразительные средства и лексические нормы.

Студент должен уметь: находить и исправлять речевые ошибки, использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка.

3.2. Фразеология.

Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

Студент должен знать: роль фразеологизмов в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике, понятия «фразеология», «фразеологизм».

Студент должен уметь: находить фразеологизмы в текстах художественной литературы и использовать их в речи., пользоваться толковым, фразеологическим и другими видами словарей

Самостоятельная работа студента: работа с различными видами словарей: толковым, фразеологическим, словарем синонимов, антонимов, омонимов и др.

Раздел 4. Лексикография.

Основные типы словарей.

Студент должен знать: все типы словарей, иметь представление о словарных статьях основных типов словарей, пометах.

Студент должен уметь: пользоваться основными типами словарей.

Самостоятельная работа студента: Основные типы словарей. Словарные статьи основных словарей. работа над контрольной работой «Энциклопедия одного слова».

Раздел 5. Текст. Функциональные стили речи.

Специфика и жанры художественного, разговорного, официально-делового, публицистического, научного стилей.

Студент должен знать: понятия «стиль», «стилистика», функциональные стили речи.

Студент должен уметь: определять стили речи и их специфику.

Раздел 6. Орфография.

Принципы русской орфографии, орфографическое правило, группы орфограмм.

Студент должен знать: принцип русской орфографии, орфографические правила.

Студент должен уметь: применять орфографические правила на письме.

Самостоятельная работа студента: Орфографические правила.

Раздел 7. Морфемика и морфология.

Словообразовательные нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке, морфологические нормы.

Студент должен знать: виды грамматических ошибок.

Студент должен уметь: находить и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи.

Самостоятельная работа студента: Основные способы словообразования. Работа со словообразовательным словарем.

Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.

Основные единицы синтаксиса, знаки препинания и их значения, пунктуационные правила.

Студент должен знать: определение понятий «синтаксис», «пунктуация», пунктуационные правила.

Студент должен уметь: применять на письме знания по синтаксису и пунктуации.

Самостоятельная работа студента: Пунктуационные правила, основные единицы синтаксиса.

Раздел 9. Лингвистический анализ текста.

Студент должен уметь: анализировать художественный текст по плану



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: