Повышение речевой культуры студентов – одна из актуальных задач при подготовке специалистов. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствие языковым нормам.
Курс «Русский язык и культура речи» имеет важное значение для будущего специалиста, т.к. он должен владеть точной, логичной, правильной и выразительной речью, уметь пользоваться современным литературным языком.
Данный курс – практический, ориентированный не только на получение знаний, но и, прежде всего на отработку умений и навыков анализа и построения самых различных текстов в зависимости от их функционально-стилистических особенностей.
Студент должен овладеть навыком отбора речевых средств с учетом ситуации и обстановки речи, избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций.
Студент должен иметь представление:
- о процессах происходящих в современном литературном языке;
- о нормах современного литературного языка;
- о понятиях «речь правильная и речь хорошая»;
Данный курс дает возможность применять приобретенные навыки и умения при изучении следующих дисциплин: «Этика деловых отношений», «Деловое общение», «Психология» и др.
Содержание
Раздел 1. Введение
Основные составляющие русского языка; язык и речь; понятие о нормах литературного языка; виды норм.
Студент должен знать: отличие письменной речи от устной, виды норм.
Студент должен уметь: классифицировать виды норм.
Раздел 2. Фонетика и орфоэпия
2.1.Основные фонетические единицы (фонемы).
Фонетические средства языковой выразительности (особенности звучащей речи)
Студент должен знать: основные фонетические единицы.
Студент должен уметь: находить фонетические средства языковой выразительности в художественных текстах
Самостоятельная работа студента: основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности.
2.2. Орфоэпия.
Орфоэпические нормы русского языка, понятие о фонеме.
Студент должен знать: орфоэпические нормы русского языка, понятие «орфоэпия».
Студент должен уметь: правильно произносить слова и пользоваться орфоэпическим словарем, различать пометы.
Самостоятельная работа студента: работа с орфоэпическим словарем.
Раздел 3. Лексика и фразеология.
3.1. Лексические нормы.
Использование изобразительно-выразительных средств.
Студент должен знать: языка изобразительно-выразительные средства и лексические нормы.
Студент должен уметь: находить и исправлять речевые ошибки, использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка.
3.2. Фразеология.
Типы фразеологических единиц, их использование в речи.
Студент должен знать: роль фразеологизмов в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике, понятия «фразеология», «фразеологизм».
Студент должен уметь: находить фразеологизмы в текстах художественной литературы и использовать их в речи., пользоваться толковым, фразеологическим и другими видами словарей
Самостоятельная работа студента: работа с различными видами словарей: толковым, фразеологическим, словарем синонимов, антонимов, омонимов и др.
Раздел 4. Лексикография.
Основные типы словарей.
Студент должен знать: все типы словарей, иметь представление о словарных статьях основных типов словарей, пометах.
Студент должен уметь: пользоваться основными типами словарей.
Самостоятельная работа студента: Основные типы словарей. Словарные статьи основных словарей. работа над контрольной работой «Энциклопедия одного слова».
Раздел 5. Текст. Функциональные стили речи.
Специфика и жанры художественного, разговорного, официально-делового, публицистического, научного стилей.
Студент должен знать: понятия «стиль», «стилистика», функциональные стили речи.
Студент должен уметь: определять стили речи и их специфику.
Раздел 6. Орфография.
Принципы русской орфографии, орфографическое правило, группы орфограмм.
Студент должен знать: принцип русской орфографии, орфографические правила.
Студент должен уметь: применять орфографические правила на письме.
Самостоятельная работа студента: Орфографические правила.
Раздел 7. Морфемика и морфология.
Словообразовательные нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке, морфологические нормы.
Студент должен знать: виды грамматических ошибок.
Студент должен уметь: находить и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи.
Самостоятельная работа студента: Основные способы словообразования. Работа со словообразовательным словарем.
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.
Основные единицы синтаксиса, знаки препинания и их значения, пунктуационные правила.
Студент должен знать: определение понятий «синтаксис», «пунктуация», пунктуационные правила.
Студент должен уметь: применять на письме знания по синтаксису и пунктуации.
Самостоятельная работа студента: Пунктуационные правила, основные единицы синтаксиса.
Раздел 9. Лингвистический анализ текста.
Студент должен уметь: анализировать художественный текст по плану