Русский язык и культура речи
Учебно-методический комплекс
дисциплины «Русский язык и культура речи»
для студентов заочного отделения УПК по специальностям:
0601, 0602, 1201, 1806, 1006
Екатеринбург
Одобрена предметной комиссией социально-гуманитарных дисциплин | Составлена в соответствии с Государственным требованиями минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 0601, 0602, 1006, 1806,1201 | |
Председатель: Молотилова Г.В. | Заместитель директора по учебной работе: Тараборин С.А. | |
Автор: Дышаева Т.В. Рецензенты: Молотилова Г.В. Ятнина Е.В., преподаватели русского языка и литературы УПК Гоголина Т.В. к.ф.н., доцен кафедры русского языка УрГПУ |
Содержание учебно-методического комплекса
1. Программа
2. Введение
3. Теоретический материал
4. Практические работы
5. Образец выполнения практической работы
6. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы
7. Задание для контрольной работы
|
|
8. Вопросы для самоконтроля
9. Краткий словарь терминов
10. Список литературы
11. Приложение
Программа
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по русскому языку и культуре речи в соответствии с рабочими планами Уральского политехнического колледжа.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык культура речи» для средних специальных учебных заведений. М.,2002.
Основные задачи курса:
-совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному осознанному владению норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями.
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи.
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка.
В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах русского языка – фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических – и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее убедительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные или иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и своей речи.
|
|
Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.
Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний студентов, тематики анализируемых тестов.
Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тесте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.
Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не является предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над тестом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть и некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты не знакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специально лексики, словосочетаниями с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг.
Требования к минимуму содержания по дисциплине
(основные дидактические единицы)
- язык и речь; основные единицы языка и речи; монолог и диалог, устная и письменная формы речи;
-понятие о литературном языке, его книжной и разговорной разновидностях; основные типы норм литературного языка и качества хорошей литературной речи; основные словари русского языка;
- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические ошибки и недостатки;
- лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в построении выразительной речи; лексические фразеологические ошибки;
- состав слова; способы словообразования; стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;
- части речи; самостоятельные и служебные; стилистика частей речи; ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;
- основные синтаксические единицы; словосочетание и предложение; предложения простые и сложные; актуальное членение предложений; выразительные возможности русского синтаксиса;
|
|
-русская орфография и пунктуация в аспекте норм и речевой выразительности;
- текст и его структура; описание, повествование, рассуждение; стили литературного языка; жанры деловой и учебно-научной речи.
Структура курса «русский язык и культура речи» составлена в соответствии с логикой учебного материала, наименование и последовательность изучения разделов выбрано на основе структурно-логической межпредметной связи.
Программа состоит из 9 разделов, которые отражены в тематическом плане. В 1 разделе дается общая типология норм, которые в последующих разделах раскрываются, дополняются, закрепляются. 9 раздел является обобщающим, т.к. для выполнения лингвистического анализа текста требуются знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения материала курса.
К концу обучения студент должен знать:
- понятия норм стилей;
-определения «культура речи», «лексическая норма», «орфоэпическая норма», «морфологическая норма», «синтаксическая норма», «функциональный стиль», «текст», «типы речи»;
- орфоэпические и пунктуационные правила;
- виды словарей;
- понятия и определения изобразительно-выразительных средств языка;
Студент должен уметь:
- классифицировать виды норм;
- находить и исправлять речевые ошибки;
- различать и определять признаки текста, типы речи;
- говорить и писать:
* правильно;
* точно;
* логично
* выразительно;
* целесообразно и уместно;
* убедительно;
- определять стили речи и их специфику.
2.Тематический план для специальности 0601, 0602, 1201
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лаб.раб. | Практические занятия | ||||
м | эк, рм | |||||
Раздел 1. Введение | ||||||
Раздел 2.Фонетика и орфоэпия. | ||||||
2.1.Основные фонетические единицы (фонемы). | ||||||
2.2. Орфоэпия. | ||||||
Раздел 3.Лексика и фразеология. | ||||||
3.1. Лексические нормы. | ||||||
3.2. Фразеология. | ||||||
Раздел 4.Лексикография. | ||||||
Раздел 5. Текст. Функциональные стили речи. | ||||||
Раздел 6. Орфография. | ||||||
Раздел 7. Морфемика и морфология. | ||||||
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. | ||||||
Раздел 9. Лингвистический анализ текста. | ||||||
Итого: |
Тематический план для специальности 1006, 1806
|
|
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лаб.раб. | Практические занятия | |||
т, эп | |||||
Раздел 1. Введение | |||||
Раздел 2.Фонетика и орфоэпия. | |||||
2.1.Основные фонетические единицы (фонемы). | |||||
2.2. Орфоэпия. | |||||
Раздел 3.Лексика и фразеология. | |||||
3.1. Лексические нормы. | |||||
3.2. Фразеология. | |||||
Раздел 4.Лексикография. | |||||
Раздел 5. Текст. Функциональные стили речи. | |||||
Раздел 6. Орфография. | |||||
Раздел 7. Морфемика и морфология. | |||||
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. | |||||
Раздел 9. Лингвистический анализ текста. | |||||
Итого: |