Требования к минимуму содержания по дисциплине

Русский язык и культура речи

Учебно-методический комплекс

дисциплины «Русский язык и культура речи»

для студентов заочного отделения УПК по специальностям:

0601, 0602, 1201, 1806, 1006

Екатеринбург


Одобрена предметной комиссией социально-гуманитарных дисциплин   Составлена в соответствии с Государственным требованиями минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 0601, 0602, 1006, 1806,1201
     
Председатель: Молотилова Г.В.   Заместитель директора по учебной работе: Тараборин С.А.
     
Автор: Дышаева Т.В. Рецензенты: Молотилова Г.В. Ятнина Е.В., преподаватели русского языка и литературы УПК Гоголина Т.В. к.ф.н., доцен кафедры русского языка УрГПУ    

Содержание учебно-методического комплекса

1. Программа

2. Введение

3. Теоретический материал

4. Практические работы

5. Образец выполнения практической работы

6. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы

7. Задание для контрольной работы

8. Вопросы для самоконтроля

9. Краткий словарь терминов

10. Список литературы

11. Приложение


Программа

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по русскому языку и культуре речи в соответствии с рабочими планами Уральского политехнического колледжа.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык культура речи» для средних специальных учебных заведений. М.,2002.

Основные задачи курса:

-совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному осознанному владению норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями.

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи.

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка.

В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах русского языка – фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических – и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее убедительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные или иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и своей речи.

Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний студентов, тематики анализируемых тестов.

Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тесте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не является предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над тестом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть и некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты не знакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специально лексики, словосочетаниями с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг.

Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы)

- язык и речь; основные единицы языка и речи; монолог и диалог, устная и письменная формы речи;

-понятие о литературном языке, его книжной и разговорной разновидностях; основные типы норм литературного языка и качества хорошей литературной речи; основные словари русского языка;

- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические ошибки и недостатки;

- лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в построении выразительной речи; лексические фразеологические ошибки;

- состав слова; способы словообразования; стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

- части речи; самостоятельные и служебные; стилистика частей речи; ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

- основные синтаксические единицы; словосочетание и предложение; предложения простые и сложные; актуальное членение предложений; выразительные возможности русского синтаксиса;

-русская орфография и пунктуация в аспекте норм и речевой выразительности;

- текст и его структура; описание, повествование, рассуждение; стили литературного языка; жанры деловой и учебно-научной речи.

Структура курса «русский язык и культура речи» составлена в соответствии с логикой учебного материала, наименование и последовательность изучения разделов выбрано на основе структурно-логической межпредметной связи.

Программа состоит из 9 разделов, которые отражены в тематическом плане. В 1 разделе дается общая типология норм, которые в последующих разделах раскрываются, дополняются, закрепляются. 9 раздел является обобщающим, т.к. для выполнения лингвистического анализа текста требуются знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения материала курса.

К концу обучения студент должен знать:

- понятия норм стилей;

-определения «культура речи», «лексическая норма», «орфоэпическая норма», «морфологическая норма», «синтаксическая норма», «функциональный стиль», «текст», «типы речи»;

- орфоэпические и пунктуационные правила;

- виды словарей;

- понятия и определения изобразительно-выразительных средств языка;

Студент должен уметь:

- классифицировать виды норм;

- находить и исправлять речевые ошибки;

- различать и определять признаки текста, типы речи;

- говорить и писать:

* правильно;

* точно;

* логично

* выразительно;

* целесообразно и уместно;

* убедительно;

- определять стили речи и их специфику.


2.Тематический план для специальности 0601, 0602, 1201

Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка Количество аудиторных часов Самостоятельная работа
Всего Лаб.раб. Практические занятия
м эк, рм
Раздел 1. Введение                
Раздел 2.Фонетика и орфоэпия.              
2.1.Основные фонетические единицы (фонемы).              
2.2. Орфоэпия.              
Раздел 3.Лексика и фразеология.              
3.1. Лексические нормы.              
3.2. Фразеология.              
Раздел 4.Лексикография.              
Раздел 5. Текст. Функциональные стили речи.              
Раздел 6. Орфография.              
Раздел 7. Морфемика и морфология.              
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.              
Раздел 9. Лингвистический анализ текста.              
Итого:            

Тематический план для специальности 1006, 1806

Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка Количество аудиторных часов Самостоятельная работа
Всего Лаб.раб. Практические занятия
т, эп
Раздел 1. Введение              
Раздел 2.Фонетика и орфоэпия.            
2.1.Основные фонетические единицы (фонемы).            
2.2. Орфоэпия.            
Раздел 3.Лексика и фразеология.            
3.1. Лексические нормы.            
3.2. Фразеология.            
Раздел 4.Лексикография.            
Раздел 5. Текст. Функциональные стили речи.            
Раздел 6. Орфография.            
Раздел 7. Морфемика и морфология.            
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.            
Раздел 9. Лингвистический анализ текста.            
Итого:          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: