Сущность и система стратегического управления
Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.
Стратегия – это многогранное понятие. Такие авторы, как Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел, определяют его по пяти направлениям как «пять П»:
· стратегия – это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;
· стратегия – это принципы поведения или модель поведения;
· стратегия – это позиция;
· стратегия – это перспектива;
· стратегия – это прием, маневр с целью перехитрить соперника.
В современных условиях, в режиме стратегического управления стратегия состоит из двух частей: из запланированных, заранее предусмотренных способов, действий по приспособлению к внешней среде и реактивных действий на непредвиденные события во внешней среде. Стратегия – это более общая система действий, чем запланированная стратегия, которая может быть выражена в стратегическом плане.
|
|
В связи с внутренней иерархией (структурой) системы стратегия может быть общей для всей организации в целом (общей, базовой, корпоративной, общефирменной) и частной (для конкретного вида бизнеса – деловой, конкурентной, бизнес-стратегией; для функций управления – функциональной; для структурного подразделения – операционной).
Стратегический план содержит стратегические цели организации, наиболее эффективные способы, этапы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Стратегический план может быть как директивным, так и индикативным.
Стратегическое планирование представляет собой набор руководством организации действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
Стратегическое планирование осуществляется в восемь этапов: миссии, цели организации, оценки и анализа внешней среды, управленческого обследования, анализа альтернатив, выбора стратегии, реализации стратегического плана, оценки стратегического плана.