Концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Система TQM включает:
1) контроль в процессе разработки новой продукции;
2) оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;
3) входной контроль материалов;
4) контроль готовой продукции;
5) оценку качества продукции;
6) оценку качества производственного процесса;
7) контроль качества продукции и производственного процесса;
|
|
8) анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);
9) использование информации о качестве продукции;
10) контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
11) обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;
12)гарантийное обслуживание;
13)координацию работ в области качества;
14) совместную работу по качеству с поставщиками;
15)использование цикла PDCA (plan-do-check-action);
16)работу кружков качества;
17)управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;
18)работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);
19)участие в национальных кампаниях по качеству;
20)выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);
21)участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;
22)проведение мер по формированию культуры качества;
23) подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
|
|
24) возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.
Всеобщее управление качеством — это технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей:
♦ базовой системы;
♦ системы технического обеспечения;
♦ системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством.
Базовая система — это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Cuстема технического обеспечения — это приемы и программы, позволявшие обучить персонал владению этими средствами и правильном их применению. Система совершенствования и развития принципов содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.
Концепция TQM позволяет представить широкое понимание качества.