Концепция всеобщего управления качеством

Концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Система TQM включает:

1) контроль в процессе разработки новой продукции;

2) оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;

3) входной контроль материалов;

4) контроль готовой продукции;

5) оценку качества продукции;

6) оценку качества производственного процесса;

7) контроль качества продукции и производственного процесса;

8) анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);

9) использование информации о качестве продукции;

10) контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

11) обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

12)гарантийное обслуживание;

13)координацию работ в области качества;

14) совместную работу по качеству с поставщиками;

15)использование цикла PDCA (plan-do-check-action);

16)работу кружков качества;

17)управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

18)работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);

19)участие в национальных кампаниях по качеству;

20)выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

21)участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

22)проведение мер по формированию культуры качества;

23) подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

24) возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством — это технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей:

♦ базовой системы;

♦ системы технического обеспечения;

♦ системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством.

Базовая система — это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Cuстема технического обеспечения — это приемы и программы, позволявшие обучить персонал владению этими средствами и правильном их применению. Система совершенствования и развития принципов содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.

Концепция TQM позволяет представить широкое понимание качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: