Сущность управления знаниями

В XXI в. знания становятся доминирующим средством достижения высоких социально-экономических результатов. Традиционные факторы (земля, труд и капитал) в современной экономике действуют только при условии эффективного использования знаний. К знаниям в данном контексте относятся не только те, которые преподаются в вузах, но и подходы и идеи относительно того, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, на какие продукты имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках и умениях людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений. В настоящее время управление знаниями становится решающим фактором социально-экономического развития.

Именно они во многом определяютконкурентоспособность организаций, стран и регионов, выступают ключевым ресурсом развития.

Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но и их передачи, тиражирования, трансформации и использования.

Менеджмент знаний предусматривает синергетическую связь между технологическими и поведенческими аспектами в управлении. Это отражает взаимосвязь между явным и неявным знанием.

Явное знание – это то знание, которое может быть выражено в виде слов и цифр и передаваться в формализованном виде на соответствующих носителях.

Неявное знание – это то знание, которое не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем – конкретным человеком или группой лиц.

Данные – это цифры или факты, вырванные из контексты, и которые вследствие этого не могут быть сразу использованы.

Информация – это данные, помещенные в некоторый интерпретирующий их контекст, и приобретающие таким образом смысл и ценность.

Знания – это структурированная информация, которая имеет отношение к ситуации, служит руководством к действию и основана по крайней мере частично на опыте.

Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов.

Отличия информационного ресурса от традиционных видов ресурсов приведены в табл. 9.

Таблица 9. Свойства информационного ресурса и традиционных видов ресурсов

Традиционные виды ресурсов Информационный ресурс
Материальные потоки и запасы Нематериальные потоки и запасы
В процессе использования уменьшается В процессе использования увеличивается
Частное благо Общественное благо
Ограниченный Неограниченный
Тиражируемый с большими затратами Тиражируемый с малыми затратами
Убывающая предельная полезность Сетевые эффекты и возрастающая предельная полезность

Менеджмент знаний – это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Менеджмент знанийесть относительно самостоятельный вид специального менеджмента.

Управление знаниями – это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, новую стоимость и повышенную конкурентоспособность.

Главная цель управления знаниями –это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: