Мотивацией в современной психологии принято называть побуждения, вызывающие данную деятельность и определяющие ее направленность: 1) потребности и инстинкты; 2) стремления и желания, т. е. эмоционально окрашенные субъективные переживания; 3) установки.
Мотивировку принято отличать от мотивации. Мотивировкой называют объяснение самим субъектом причин своих действий, обычно путем указания на приемлемые для него обстоятельства. Мотивировка может не совпадать с действительной мотивацией, сознательно или неосознанно ее маскировать или искажать.
Иногда с мотивацией смешивают объективно действующие факторы окружающей среды, чаще всего социальные и психологические (например, алкоголизм родителей рассматривается как мотивация аддиктивного поведения у подростка).
Мотивация начала злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами (инициальная мотивация) и мотивация последующего злоупотребления может быть различной.
Когда формируется психическая зависимость, то основной мотивацией становится влечение—потребность изменить определенным образом свое психическое состояние. Если возникает физическая зависимость, то главным мотивом злоупотребления делается страх мучительной абстиненции.
|
|
Инициальная мотивация у подростков представлена в основном несколькими наиболее частыми мотивами, которые встречаются при разных формах аддиктивного поведения—от алкоголизации до внутривенных вливаний опиатов. Однако при злоупотреблении разными веществами выступают на первый план неодинаковые мотивы. Например, для первого употребления алкоголя в опьяняющих дозах мотивом чаще всего служит реакция группирования со сверстниками - желание не отстать от «своих», «быть, как все», «чтобы считали своим». Мотивация первого употребления галлюциногенов чаще сводится к стремлению испытать неизведанные раньше ощущения и переживания («любопытство»).
Мотивация в определенной степени зависит от типа акцентуации характера у подростка. Подросток неустойчивого типа просто ищет еще один способ поразвлечься. Гипертима и истероида привлекает необычность переживаемого и возможность завоевать престиж в компании. Шизоиду важно заглушить внутренние противоречия, облегчить контакты со сверстниками или стимулировать аутистические фантазии. Эмоционально-лабильному подростку более важна релаксация, возможность «забыться», уйти от трудностей и невзгод.
Описываются некоторые личностные особенности, которые определяют мотивацию при аддиктивном поведении у подростков. К ним относят терпимость к отклонениям от социальных норм, недостаточная ориентация на достижение успеха своим упорным трудом, оппозиционная настроенность в отношении основных социальных требований, склонность к депрессиям [Brook J., 1985]. Многие из этих качеств входят в структуру неустойчивого типа акцентуации характера [Личко А.Е., 1977, 1983].
|
|
В зарубежной литературе как на частый мотив аддиктивного поведения у подростков и молодежи указывалось на конфронтацию поколений — протест в отношении духовных ценностей родителей и общества в целом [Robbins Е., 1970; Seibel S., 1976].
С неофрейдистской точки зрения [Фромм Э., 1986], главный мотив аддиктивного поведения обусловлен развившимся в нашу эпоху культом потребительства (желанием «потреблять счастье как товар»).
В немецкой литературе была сделана попытка классифицировать мотивы злоупотребления [Hell D. et al., 1976]. Они были разделены на «позитивные» (наслаждение), «негативные» (устранение тоски и тревоги) и «нейтральные» (приспособление к окружению). Несмотря на неудачные обозначения, подобные мотивы, действительно, имеют место. К ним можно еще добавить, что около 20 % подростков верят в миф о стимуляции творческих способностей некоторыми наркотиками [Коломеец А. А., 1989], а в отношении алкоголя еще бытует кое-где мнение о его пользе для здоровья в умеренных количествах [Братусь Б.С., Сидоров П.И., 1984].
О мотивации часто судят по мотивировке, которую узнают от самого подростка. Как указывалось, истинная мотивация далеко не всегда совпадает с мотивировкой. Тем не менее последняя сама по себе представляет интерес.
Для изучения мотивировки обычно используются два метода—анкетирование (заполнение опросников с предлагаемым списком вопросов или набором ответов для выбора) или клиническое интервью (выяснение мотивировки в индивидуальной беседе с подростком; желательно после того, как с ним был установлен достаточный контакт). Каждый из этих методов имеет преимущества и недостатки. Анкетирование более удобно для массовых исследований, интервью—при более тщательном знакомстве с пациентом в клинике. Но на одном и том же контингенте результаты, полученные с помощью этих двух методов, могут существенно отличаться. Например, сослались на влияние компании или соблазнившего приятеля при первом употреблении дурманящих веществ (экстрапунитивная мотивировка—желание переложить вину на других) при письменном анкетировании 76% подростков, а во время интервью— только 38% [Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б. Г., 1988]. Возможно, что стремление взвалить вину на других выступает сильнее, когда опрос ведется в настораживающей подростка письменной форме.
Исследование мотивировки злоупотребления наркотиками и другими токсическими веществами, проведенное у 370 подростков мужского пола в Ленинграде и Одессе [Битенский В. С., Личко А. Е., Херсонский Б.Г., 1988], при котором был использован метод клинического интервью, обнаружило следующее распределение:
% | |
- пристрастились к транквилизаторам, назначенным врачом - «от скуки», «от нечего делать» - демонстративный протест перед старшими - замена алкоголя, ставшего недоступным - стимуляция творчества - желание показать сверстникам свою незаурядность - влияние старшего по возрасту соблазнителя - любопытство, желание испытать неизведанное - стремление «забыться», отключиться от неприятностей - поиск фантастических видений, галлюцинаций («поймать глюки») - намерение пережить эмоционально приятное состояние («кайф») - желание не отстать от компании, быть, «как все», в своей группе сверстников | Меньше 1 Меньше 1 |
Влияние компании особенно велико при употреблении алкоголя, ингалятов, гашиша; желание испытать «кайф»—препаратов опия; стремление забыться—транквилизаторов и гашиша;
|
|
испытать неизведанное и «поймать глюки» — галлюциногенов.
Мотивация злоупотребления алкоголем довольно детально разработана в отношении взрослых. Предложено разделять мотивы на 3 группы [Завьялов В.Ю., 1988]: 1) социально-психологические; 2) отражающие потребность в изменении своего состояния и 3) «патологическую мотивацию». К социально-психологическим мотивам отнесены традиции, особенности культуры, подчинение другим людям или референтной группе. Как потребность изменить свое состояние расценены мотивы гедонистические (желание испытать эйфорию), атарактические (устранение негативных эмоциональных переживаний) и гиперактивация (стимуляция физической работоспособности или творческой активности). Патологической мотивацией названы «фиксация патологического влечения в сознании» (т. е. сформировавшаяся психическая зависимость), стремление избежать абстиненции и намеренное самоповреждающее поведение.
У подростков основные мотивы начала злоупотребления несколько отличны (Parquet Ph., Bailly D., 1988). Преобладают значение группирования со сверстниками, улучшение коммуникации с ними, стремление подчеркнуть свою «взрослость», желание избавиться от скуки или испытать необычное.
Мотивация воздержания имеет существенное значение и для инициальной мотивации аддиктивного поведения и при сформировавшейся зависимости [Bearden W. et al., 1979]. Здесь встречаются культуральные и субкультуральные запреты (когда-то не нарушаемое мусульманами запрещение употреблять спиртные напитки, согласно завету Мухаммеда; «сухие законы», бытовавшие во многих студенческих строительных отрядах; запрет на алкоголь и наркотики в некоторых подростковых и молодежных неформальных группировках).
Среди индивидуально-психологических факторов могут быть упомянуты страх навредить своему здоровью или превратиться в наркомана, а также реакция отрицательной имитации у подростков при тяжелом алкоголизме родителей [Личко А.Е., 1977; Булотайте Л.И., 1987].
После лечения алкоголизма и наркомании, особенно когда была выраженная физическая зависимость, мотивацией воздержания может стать страх рецидива этой зависимости.