Принцип участия в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей

Значимость судебной власти в государстве определяется не только тем, в каких взаимосвязях она находится с законодательной и исполнительной властями, но и отношением народа к ее институтам, доверие которого создается на базе упорядоченного контроля с его стороны. Формы этого контроля разнообразны и зависят от особенностей государства, традиций народа.

В древности, на ранних этапах развития государственности суд вершился самим народом или его организационными формами. В более поздний период, когда укрепляется монархическая власть, значительную роль играют правительственные, т.е. коронные (профессиональные) судьи. Но они стали осуществлять судебную власть, как правило, вместе с представителями народа: присяжными заседателями или шеффенами (народными заседателями).

Присяжные заседатели образуют самостоятельную от профессиональных судей коллегию. Их количество может быть разным, от 7 до 12 человек, но, как правило, 12 человек. От них не требуется никакой специальной юридической подготовки. Они выносят свой вердикт (решение) на основе непосредственного восприятия того, что происходит в судебном заседании. Равных и одинаковых прав с профессиональными судьями при осуществлении правосудия они не имеют. Коллегия присяжных заседателей выносит вердикт только по поставленным перед ней вопросами. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Профессиональный судья в суде присяжных выносит обвинительный или оправдательный приговор. При наличии обвинительного вердикта присяжных заседателей судья всегда выносит обвинительный приговор. Он единолично назначает подсудимому наказание. В случае вынесения присяжными оправдательного вердикта судья выносит оправдательный приговор.

В России суд присяжных был введен в ходе судебной реформы 1864 г. и предназначался для рассмотрения уголовных дел в окружном суде.

В 70-х гг. XIX в. в Западной Европе получает распространение суд с участием шеффенов, в особенности в Германии.

Шеффены – это лица, избранные народом на определенный период времени для совместного с профессиональными судьями разрешения всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела и обязанных мотивировать свои решения относительно вины лица, а также его наказания. В то время как в суде присяжных приговор – это результат деятельности двух коллегий, присяжных заседателей и профессиональных судей, в суде шеффенов существует лишь одна коллегия, нераздельно и совместно разрешающая все вопросы как фактические, так и юридические.

В СССР действовал суд с участием народных заседателей (шеффенов).

Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. все существующие на тот момент в России Судебные установления упразднил, предусмотрев иную судебную систему. Характерно, что Декрет не обошел своим вниманием вопрос об участии граждан в реализации судебной власти. Совет Народных Комиссаров отдал предпочтение не суду присяжных, а шеффенной форме суда в виде участия в местном суде двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей [56].

Декрет № 2 о суде от 7 марта 1918 г., предусмотрел образование окружных народных судов. В этих судах решения по гражданским делам принималось в составе трех постоянных членов окружного народного суда и четырех народных заседателей. Решение по уголовным делам принималось в составе двенадцати очередных заседателей и двух запасных под председательством одного из постоянных членов суда. Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, на основании списков кандидатов, представляемых местными работниками и волостными Советами. Очередные списки каждой сессии составлялись путем жеребьевки исполнительными комитетами Советов [57].

В последующем было установлено, что уголовные и гражданские дела суд первой инстанции должен рассматривать в составе судьи и двух народных заседателей, а проверку законности и обоснованности судебных приговоров осуществлять только профессиональными судьями.

Компетенция народных заседателей и профессиональных судей при осуществлении правосудия одинакова. Они совместно рассматривают все вопросы, включая и те, которые касаются виновности и наказуемости лица, и выносят простым большинством голосов свое решение. Председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья. При голосовании он подает свой голос последним.

На протяжении своего существования деятельность народных заседателей подвергалась критической оценке и вносились предложения по совершенствованию их работы. Некоторые юристы пришли к выводу, что институт народных заседателей не оправдал своего предназначения и с середины 80-х годов активно начал обсуждаться вопрос о возможности учреждения суда присяжных.

Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. предусмотрел организацию суда присяжных. Однако в этой части Закон оказался не реализованным. В Республике Беларусь продолжают функционировать народные заседатели.

Верховный Совет Республики Беларусь 7 июня 1996 г. издал Временное положение о порядке утверждения списков народных заседателей [58]. Согласно этому нормативно-правовому акту, народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, а народными заседателями военных судов – граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе.

Народными заседателями не могут быть лица: 1) признанные ограниченно дееспособными или недееспособными либо страдающие хроническим, психическим или иным заболеванием; 2) привлеченные к уголовной ответственности либо судимые за совершение преступления; 3) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 4) занимающие должности, не совместимые с исполнением обязанностей народных заседателей (депутаты, члены Правительства, судьи, служащие аппарата судов, работники органов прокуратуры, служащие органов внутренних дел и государственной безопасности, адвокаты, священнослужители).

Количество народных заседателей устанавливается: для районных (городских), межгарнизонных военных судов – 35 народных заседателей на одного судью; для областных, Минского городского судов, Белорусского военного суда – 25 народных заседателей на одного судью; для Верховного Судьи Республики Беларусь – 10 народных заседателей на одного судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в местные советы или высшие органы власти из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города, области. Затем эти списки утверждаются соответствующими исполнительными комитетами. Так, списки народных заседателей районных (городских) судов утверждаются районным (городским) исполнительным комитетом, областных судов, Минского городского суда – областным исполнительным комитетом, Минским городским исполнительным комитетом. Списки народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Списки народных заседателей военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Народные заседатели приносят присягу на общем собрании народных заседателей в присутствии судей и представителей исполнительного комитета (командира воинской части), а в Верховном Суде Республики Беларусь – в присутствии судей Верховного Суда и депутатов парламента.

Народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в судах в порядке очередности. За участие в рассмотрении дел им осуществляются судом выплаты за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета.

Народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей в суде до окончания срока полномочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе по другим уважительным причинам. Они могут быть досрочно исключены из списков органам, их утвердившим, если они совершили действия, не достойные высокого звания народного заседателя, или же в силу состоявшегося приговора суда.

В Республике Беларусь проходит реформа законодательства. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу, принятому в 1998 г., рассмотрение гражданских дел осуществляется единолично судьей или коллегией профессиональных судей. Народные заседатели и присяжные заседатели в рассмотрении дела не участвуют. В рассмотрении дел хозяйственными судами и Конституционным Судом представители народа (народные заседатели или присяжные заседатели) также не участвуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: