Понятие судебной системы

Судебная система - это совокупность судов в государстве.

В современных государствах существуют государственные и негосударственные суды. Судебную систему образуют только государственные суды, а негосударственные в нее не входят. К негосударственным судам в Беларуси относятся товарищеские суды. В Италии - более тысячи консилиаторов (примирителей), избираемых или назначаемых муниципальными органами, и предназначенных для рассмотрения несложных дел об аренде, найме, возмещении ущерба, конфликтах между соседями; во Франции - медиаторы, улаживающие мелкие споры[59].

Белорусская судебная система – это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», иными нормативно-правовыми актами.

В ст. 109 Конституции сказано, что система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. В ст. 1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» перечислены суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. К ним относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. Кроме того в судебную систему входят хозяйственные суды, к которым относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе хозяйственных судов в настоящее время функционирует только Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска. Остальные хозяйственные суды, названные в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», не образованы. В судебную систему согласно Конституции Республики Беларусь входит также Конституционный Суд.

Необходимость существования в государстве множества судов объясняется рядом причин.

Во-первых, наличие в государстве совокупности судов способствует обеспечению их доступности для народа. В Республике Беларусь суды, как государственные органы, осуществляющие правосудие, организованы и действует в соответствии с установленным административно-территориальным делением. При этом деятельность каждого из судов основана на единых законах с использованием той же процедуры рассмотрения дел. Образование чрезвычайных судов, судов организованных для рассмотрения какого-либо одного дела, запрещено законом. Суд – единый для всех орган, независимо от того, какое социальное положение занимает человек в обществе.

Во-вторых, наличие системы судов объясняется необходимостью распределения между судами компетенции по рассмотрению и разрешению ими дел в зависимости от их характера, сложности и общественного значения. Вследствие этого, каждый из судов, входящих в судебную систему, полномочен рассматривать соответствующий круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность. Подсудность – это свойство юридического дела, совокупность характеризующих его признаков, определяющих, какой именно суд вправе и обязан рассматривать и разрешать это дело. В законодательстве определена подсудность дел с учетом предметных, территориальных и специальных признаков.

Предметная подсудность определяется родом, характером юридического конфликта, который подлежит рассмотрению судом. Территориальная – местом возникновения дела, например, по месту совершения преступления, по месту жительства ответчика. Специальная – в зависимости от специфики субъекта. Так, дела о преступлениях военнослужащих подсудны военным судам. Только на основе совокупности указанных в законе признаков подсудности, характеризующих дело, можно установить конкретный суд, который должен рассмотреть и разрешить дело.

В-третьих, создание системы судов в государстве необходимо с целью обеспечения проверки законности и обоснованности судебных актов. Согласно действующему законодательству, участники судебного процесса, изначально заинтересованные в исходе дела, имеют право на его обжалование, а прокурор на их опротестование. Рассмотрение жалоб и протестов происходит в вышестоящем суде по отношению к тому, который вынес судебный акт, с которым не согласны спорящие стороны рассмотренного судом конфликта, а также прокурор. Наличие возможности обжалования действий суда способствует вынесению законных и обоснованных судебных актов, гарантирует справедливость суда при рассмотрении дел и тем самым способствует укреплению прав и законных интересов человека.

Судебную систему Республики Беларусь образуют суды общей юрисдикции (общие суды), суды специальной юрисдикции (специальные суды) и Конституционный Суд.

Согласно ст. 1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

Действующее законодательство не говорит, что в Республике Беларусь существуют суды специальной юрисдикции (специальные суды), но из его смысла вытекает, что к таким судам относится система хозяйственных судов: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (ст. 1 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь). В настоящее время функционируют лишь хозяйственные суды областей, хозяйственный суд г. Минска и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Остальные хозяйственные суды, указанные в законе, не созданы.

Суды общей юрисдикции и хозяйственные суды подразделяются на несколько звеньев судебной системы.

Звено судебной системы – это совокупность однотипных судов, судов имеющую одинаковую структуру и одинаковые полномочия.

Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы.

Первое, основное звено общих судов включает в себя все существующие на территории Республики Беларусь районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды.

Среднее звено общих судов образуют областные суды и Минский городской суд. Их компетенция одинакова.

Основным звеном военных судов являются межгарнизонные военные суды. Среднее звено военных судов – Белорусский военный суд.

Высшим звеном всех судов общей юрисдикции является Верховный Суд Республики Беларусь. Он проверяет законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судьями общей юрисдикции, а также межгарнизонными военными судами или Белорусским военным судом.

Хозяйственные суды Республики Беларусь объединяются в настоящее время в два звена. Одно звено образуют областные суды и хозяйственный суд г. Минска. Высшим звеном является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В судебной системе следует различать суды, которые принято называть «вышестоящие» и «нижестоящие». Этим подчеркивается различие в компетенции судов различных звеньев и их взаимосвязь. Так, вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который будет в то же время нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Суды, входящие в систему Республики Беларусь, имеют структурные подразделения. Так, например, областные суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам и президиума суда. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по патентным делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Каждый суд возглавляет председатель. Он имеет заместителей. При каждом суде функционирует аппарат суда, который предназначен для организационного обеспечения деятельности суда.

Число звеньев судебной системы в современных государствах неодинаково, но, как правило, их три: низшее, среднее и высшее. Четыре звена судебной системы во Франции, Италии. В странах с англосаксонским правом звенья неопределенны, усложнены, ввиду того, что компетенция различных судов не имеет четкого разграничения, а в некоторых случаях может совпадать.

Судебные инстанции

Понятие «судебная инстанция» связано с характером конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют:

I.Суды первой инстанции.

II. Суды второй инстанции.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

I. Суды первой инстанции имеют следующие признаки:

1. Суд первой инстанции рассматривает дело в первый раз. До него никакой суд дело не рассматривал.

2. Суд первой инстанции может выступать как коллегиальный орган и рассматривать дело в составе профессионального судьи и двух народных заседателей, где профессиональный судья будет председательствующим в судебном заседании, в обязанности которого входит вести судебный процесс, руководить судебным заседанием. Суд первой инстанции может выступать также как орган правосудия в виде единоличного судьи. В законодательстве определено, какие дела рассматриваются коллегиально судом, а какие единолично судьей.

3. Суд первой инстанции рассматривает дело по существу, что означает: а)в судебном заседании непосредственно исследуются доказательства, т.е. суд заслушивает показания как заинтересованных в исходе дела лиц, так и не заинтересованных в результатах рассмотрения дела, а не ограничивается исследованием лишь письменных материалов дела; б)порядок судебного заседания по рассмотрению дела регламентирован законодательством, соблюдение которого является обязательным для суда; в)по результатам рассмотрения дела суд выносит судебный акт, в котором формулирует свое окончательное решение (вывод). Если было рассмотрено уголовное дело, то судебный акт носит название «Приговор», если гражданское, то – «Решение», в случае рассмотрения дела об административном правонарушении, то – «Постановление». По вопросам, предшествующим вынесению приговора, а также вопросам, связанным с исполнением вынесенного приговора и некоторым другим вопросам, суд выносит судебный акт, который называется «Определение», а судья – «Постановление».

К судам первой инстанции относятся все суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему Республики Беларусь.

Суд первой инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его отменить или изменить. Решение суда по гражданскому делу и приговор по уголовному делу вступает в законную силу спустя 10 суток после их вынесения. В течение этого времени стороны могут их обжаловать, а прокурор опротестовать в вышестоящий суд. Если подана жалоба или протест, то приговор и решение суда не исполняются до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит поступившие жалобы или протест и не вынесет по ним свой судебный акт, который носит название «Определение». Исходя из содержания определения вышестоящего суда происходит дальше движение дела.

II. Суды второйинстанции проверяют законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами первой инстанции. Эту проверку они могут осуществлять в форме кассационного производства или в форме надзорного производства, выступая при этом судом кассационной или надзорной инстанции. Применительно к судам общей юрисдикции, судами второй инстанции являются все суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь, за исключением районных (городских) судов и межгарнизонных судов (как вида военных судов).

Суд кассационной инстанции характеризуется следующими признаками:

1. В суде кассационной инстанции рассматриваются решения, приговоры, постановления, определения, не вступившие в законную силу. В задачу суда входит проверить законность и обоснованность этих судебных актов. В случае обнаружения допущенных нарушений закона, суд принимает меры к их устранению.

2. Кассационной инстанцией всегда является вышестоящий суд по отношению к тому, который рассмотрел дело по существу. Если районный (городской) суд при рассмотрении конкретного дела действовал в качестве суда первой инстанции, то кассационным судом по отношению к нему будет областной (Минский городской) суд. В случае, когда областной (Минский городской) суд был судом первой инстанции, то кассационной инстанцией будет Верховный Суд Республики Беларусь.

3. Суд кассационной инстанции осуществляет кассационное производство при наличии кассационной жалобы, поданной участниками процесса, заинтересованными в исходе дела, либо протеста прокурора. Прокурор обязан опротестовать каждый незаконный или необоснованный судебный акт.

Кассационная жалоба и протест могут быть принесены в течение 10 суток со дня вынесения приговора или решения суда по гражданскому делу.

4. Порядок рассмотрения дел в суде кассационной инстанции отличается от порядка рассмотрения дел в суде первой инстанции.

При рассмотрении гражданского дела в кассационном порядке судебное заседание (судебный процесс) протекает следующим образом. Судопроизводство осуществляется в составе трех профессиональных судей, без участия народных заседателей. Обязанности председательствующего выполняет один из судей. Он объявляет состав суда и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы. Затем председательствующий или один из судей кратко излагает сущность дела, содержание решения суда первой инстанции, содержание кассационной жалобы или кассационного протеста и поступивших на них возражений, сообщает о представленных и собранных судом новых доказательствах. После доклада суд заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, исследует собранные при подготовке дела письменные и вещественные доказательства. По имеющимся в деле и дополнительно полученным доказательствам суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции как в обжалованной или опротестованной, так и в необжалованной или неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не подавших жалобы. Суд не связан доводами кассационной жалобы или кассационного протеста и обязан проверить дело в полном объеме. По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции выносит документ, который носит название «Определение» (ст. 422, ст. 423 ГПК).

Порядок рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции состоит в том, что суд рассматривает дело в открытом судебном заседании в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим. Он открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит рассмотрению. Затем он удостоверяется, кто из участников процесса, вызванных в суд, явился и решает вопрос о возможности рассмотрения дела. После того объявляет состав суда, фамилию прокурора, опрашивает явившихся по делу лиц, имеются ли у них заявления об отводе, о ходатайствах. Рассмотрение дела начинается докладом одного из судей, который излагает существо дела, жалобы или протесты. Затем, лица подавшие жалобы, дают объяснения, а прокурор высказывает свое мнение, а если он подал протест, то обосновывает его. В случае представления в суд дополнительных материалов, председательствующий знакомит с ними лиц, участвующих в деле. Обвиняемый, его защитник и законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители, если они участвуют в судебном заседании, дают объяснения. Свидетели, эксперты, допрошенные в суде первой инстанции, могут быть вызваны в суд кассационной инстанции для дачи разъяснений по существу данных ими показаний или заключений, если их вызов суд признает необходимым. При этом суд (судья) по ходатайству сторон вправе: 1) назначить судебно-психиатрическую экспертизу; 2) назначить повторную или дополнительную экспертизу, если ее проведение возможно по имеющимся в деле материалам; истребовать документы, связанные с состоянием здоровья, семейным положением и данными о прошлых судимостях осужденного. Заслушав участников судебного заседания, суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения.

В кассационном порядке могут быть обжалованы и опротестованы все решения и приговоры судов общей юрисдикции, за исключением приговоров и решений Верховного Суда Республики Беларусь. Они могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.

5. Судами кассационной инстанции судов общей юрисдикции в Республике Беларусь являются:

– судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда, в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов;

– судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда.

Суд надзорной инстанции обладает следующими особенностями:

1. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов (приговоров, решений, определений, постановлений), вступивших в законную силу;

2. Суд надзорной инстанции осуществляет рассмотрение вступивших в законную силу судебных актов по протесту указанных в законе должностных лиц, к которым относятся: Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и их заместители, прокуроры области и г. Минска, председатели областных судов и председатель Минского городского суда. Прокурор района и председатель районного (городского) суда этими полномочиями не наделены.

По гражданскому делу протесты в порядке надзора вправе приносить:

– Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

– председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, г. Минска и приравненные к ним прокуроры – на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;

– председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор – на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.

По уголовному делу протест в порядке надзора вправе принести:

– Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители – на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

– председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции – на приговоры, определения и постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответствующего областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке.

3. Судами надзорной инстанции в Республики Беларусь являются: президиум областных судов и президиум Минского городского суда; судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь; Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда рассматривает гражданские дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения судебной коллегии по гражданским делам и военной коллегии Верховного Суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда рассматривает гражданские дела по протестам на постановления президиумов областных и Минского городского судов и вступившие в законную силу решения областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке. Военная коллегия Верховного Суда рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения, определения Белорусского военного суда, которые не были обжалованы в кассационном порядке, а также на решения и определения по гражданским делам межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассационном порядке Белорусским военным судом. Белорусский военный суд рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения и определения межгарнизаонных военных судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке. Президиумы областного, Минского городского судов рассматривают гражданские дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам соответствующего суда.

Президиум областного, Минского городского судов рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиумов областных, Минского городского судов или при отсутствии кворума в президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, а также приговоры, определения, постановления областных, Минского городского судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде. Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления межгарнизонных военных судов, приговоры, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде. Президиум Верховного Суда рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда.

4. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции имеет много сходств с кассационным порядком рассмотрения дела: непосредственное исследование доказательств не осуществляется, суд ограничивается проверкой письменных материалов дела. Но суд надзорной инстанции может признать необходимым участие в судебном заседании осужденного, оправданного, их защитников, потерпевшего, законных представителей, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Приглашенным на заседания лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом.

В судебном заседании уголовное дело докладывается председателем суда или по его назначению судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения, постановления, протеста. Судьи могут задать докладчику вопросы. Если в судебном заседании участвуют стороны, то они вправе дать свои устные объяснения. Затем слово предоставляется прокурору для поддержания принесенного протеста или дачи заключения по уголовному делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

При рассмотрении в порядке надзора гражданского дела его материалы также докладываются председателем суда или по его назначению судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения. Прокурор, если он участвует в судебном заседании, высказывает свое мнение по делу.

По результатам, рассмотренного уголовного либо гражданского дела суд составляет судебный акт, который имеет свое название в зависимости от того, каким составом суда он вынесен. Президиум областного суда, Президиум Минского городского суда, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь выносят судебный акт, который носит название «Постановление», а если дело было рассмотрено судебной коллегией по уголовным делам, судебной коллегией по гражданским делам, военной коллегией Верховного Суда – «Определение». При рассмотрении дела судебной коллегией по уголовным делам либо судебной коллегией по гражданским делам областного суда, Минского городского суда также выносится «Определение».

Вступившие в законную силу приговор, определение, решение суда могут быть отменены и производство по гражданскому или уголовному делу возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. Например, по гражданскому делу основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления (ст. 452 ГПК). Пересмотр решений суда первой инстанции, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом вынесшим это решение, а определений и постановлений кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено решение суда первой инстанции или вынесено новое решение, – судом, изменившим решение или вынесшим новое решение (ст. 453 ГПК).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: