Система и полномочия хозяйственных судов

Согласно Закону «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г.[75], хозяйственные суды являются составной частью судебной системы Республики Беларусь. Они предназначены для осуществления правосудия в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

Единую систему хозяйственных судов составляют:

– Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

– хозяйственные суды областей;

– хозяйственный суд г. Минска;

– специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), которые при необходимости могут быть образованы Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Задачами хозяйственных судов являются: юридическая защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия; обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Хозяйственные суды областей действуют в областях. По своему статусу к ним приравнивается хозяйственный суд г. Минска.

Такой же статус будут иметь и специализированные хозяйственные суды, если они будут созданы.

Хозяйственный суд области состоит из судей, в том числе председателя и заместителей председателя и действует в составе:

1) судебных коллегий;

2) кассационной инстанции;

3) надзорной инстанции.

Хозяйственный суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он изучает и обобщает судебную практику суда, анализирует судебную статистику, готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской или иной хозяйственной (экономической) деятельности.

В хозяйственном суде области могут создаваться судебные коллегии, в том числе специализированные, для рассмотрения отдельных категорий дел и для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов. Из числа судей этого суда могут образовываться судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Судебные коллегии и судебные составы формируются председателем хозяйственного суда области.

Председатель хозяйственного суда области является судьей этого суда. Он осуществляет функцию правосудия и обладает организационными полномочиями: организует деятельность суда; формирует судебные коллегии и судебные составы; председательствует в судебных заседаниях; рассматривает протесты на вступившие в законную силу и не обжалованные в кассационном порядке судебные акты; вносит представления в Президиум Высшего Хозяйственного Суда по проверке законности решений хозяйственных судов; распределяет обязанности между своими заместителями; руководит работой аппарата суда; назначает и освобождает от должности работников аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; руководит работой по анализу и обобщению судебной практики и ведению судебной статистики, осуществляет иные полномочия.

Заместители председателя хозяйственного суда области возглавляют судебные коллегии и судебные составы; организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики; организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. В его обязанности входит не реже одного раза в год информировать о деятельности хозяйственных судов Президента Республики Беларусь и Парламент.

Осуществляя правосудие, Высший Хозяйственный Суд выступает как суд первой инстанции, а также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов и пересматривает судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме функции правосудия он выполняет организационные полномочия: обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов; заслушивает отчеты их председателей и судей; изучает и рассматривает положительный опыт работы; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов (кадровое, иное организационное обеспечение); решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и вопросов взаимоотношений между ними принимает правовые акты, обязательные для хозяйственных судов.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей, в том числе Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Он действует в составе:

– Пленума Высшего Хозяйственного Суда;

– Президиума Высшего Хозяйственного Суда;

– Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;

– Судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

В Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь функционирует Квалификационная коллегия судей.

В структуре хозяйственных судов действует Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда функционирует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Первого заместителя и заместителей Председателя, судей Высшего Хозяйственного Суда и председателей хозяйственных судов областей и г. Минска. В его заседаниях вправе принимать участие: Президент Республики Беларусь и его представители; председатели палат Национального собрания Республики Беларусь; Председатель Совета Министров Республики Беларусь и его заместители; Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместители; Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители; Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители; Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители. По приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, иных государственных органов, научных учреждений, других организаций, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде, а также граждане.

Полномочия Пленума Высшего Хозяйственного Суда изложены в ст. 15 Закона «О хозяйственных судах Республики Беларусь», согласно которой он разрешает вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики; дает хозяйственным судам в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений; рассматривает заключения Конституционного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам; заслушивает сообщения председателей судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов о деятельности их судов; избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда секретаря Пленума Высшего Хозяйственного Суда из числа судей Высшего Хозяйственного Суда; утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда состав коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров; избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя этой коллегии и его заместителя, заслушивает отчет о деятельности коллегии; утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда состав Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде и положение о нем.

По рассмотренным вопросам Пленум Высшего Хозяйственного Суда принимает постановления.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутствие – Первым заместителем Председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца.

Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Пленума. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь устанавливаются Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, утверждаемым Пленумом Высшего Хозяйственного Суда.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе судей, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, его Первого заместителя и заместителей. Количественный и персональный состав утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители. По приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в заседании Президиума могут принимать участие судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, иных государственных органов, научных учреждений, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде, а также граждане.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутствие – первым заместителем Председателя. На его заседаниях рассматриваются протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда, представления о пересмотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам; решаются вопросы об обращении в Конституционный Суд с представлением о даче заключений; рассматриваются материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда, председателей и судей хозяйственных судов областей.

Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, отнесенным к его полномочиям, принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписывается председательствующим на заседании.

Регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Суда определяются правила подготовки, порядок проведения заседаний, оформления решений и контроля за их выполнением.

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь создаются из числа судей. По представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда состав судебных коллегий утверждается Пленумом Высшего Хозяйственного Суда. Судебные коллегии возглавляют председатели. Они одновременно являются заместителями Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Председатель Высшего Хозяйственного Суда и его первый заместитель в случае необходимости могут своим решением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия решений, контроля за их исполнением, другие вопросы организации их работы определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, а также регламентами судебных коллегий, утверждаемых Пленумом Высшего Хозяйственного суда.

Для рассмотрения отдельных дел в судебных коллегиях из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, могут образовываться судебные составы.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда, его Первый заместитель и заместители осуществляют функцию правосудия и руководят работой суда. Председатель назначается из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Первый заместитель Председателя и заместители назначаются Президентом Республики Беларусь из числа судей по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда возглавляет Высший Хозяйственный Суд. Его полномочия состоят в осуществлении правосудия и в организации работы суда.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда созывает Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного Суда; вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий. Он приостанавливает исполнение судебных актов; распределяет обязанности между Первым заместителем и заместителями Председателя; формирует судебные составы для рассмотрения дел; руководит работой аппарата суда; вправе истребовать из хозяйственных судов судебные дела для проверки в порядке надзора, а также для изучения и обобщения судебной практики; осуществляет иные полномочия, направленные на организацию работы суда.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда осуществляет полномочия Председателя в его отсутствие. Заместители Председателя возглавляют судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда и руководят их работой. В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного Суда и первого заместителя Председателя этого суда полномочия Председателя осуществляет один из заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Аппарат хозяйственных судов предназначен для обеспечения деятельности хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению дел, организации иных полномочий хозяйственного суда.

Это выражается в том, что аппарат хозяйственного суда принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов, производит рассылку и вручение документов; проверяет уплату государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела, подлежащих уплате на депозитный счет хозяйственного суда, а также штрафов, налагаемых хозяйственным судом; ведет учет движения дел и документов, осуществляет их хранение; участвует в изучении и обобщении судебной практики, в подготовке предложений по совершенствованию законодательства; организует исполнение судебных актов хозяйственных судов; проводит информационно-справочную работу; ведет статистический учет в сфере деятельности хозяйственного суда; организует материально-техническое обеспечение хозяйственного суда.

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов действует на основе Положения о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 января 1998 г.[76]

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам. В ее обязанность входит исполнять судебные акты по хозяйственным (экономическим) спорам; осуществлять руководство деятельностью судебных исполнителей; принимать меры к подбору кадров и повышению квалификации судебных исполнителей.

Служба судебных исполнителей функционирует при каждом хозяйственном суде. В Высшем Хозяйственном Суде образовано управление контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда. В хозяйственных судах областей существуют отделы исполнения решений хозяйственных судов областей.

Комплектование штата работников Службы судебных исполнителей осуществляется Председателем Высшего Хозяйственного Суда и председателями областных хозяйственных судов. В Высшем Хозяйственном Суде работники управления контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда назначаются Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а работники отделов исполнения решений хозяйственных судов областей – председателями соответствующих хозяйственных судов областей, при этом старшие судебные исполнители – по согласованию с Высшим Хозяйственным Судом.

Общее руководство Службой судебных исполнителей, как в Высшем Хозяйственном Суде, так и в хозяйственных судах областей, принадлежит Председателю Высшего Хозяйственного Суда, который утверждает Положение об управлении контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда, отделов исполнения решений хозяйственных судов областей. Что касается контроля за повседневной работой судебных исполнителей, то она осуществляется председателем соответствующего хозяйственного суда.

В компетенцию Службы судебных исполнителей входит исполнение: 1) решений, постановлений, определений хозяйственных судов; 2) решений третейских судов; 3) решений иностранных судов и международных третейских судов; 4) исполнительных надписей нотариальных органов; 5) неоплаченных в срок платежных документов, акцептованных плательщиком; 6) иных документов, исполнение которых в соответствии с законодательством, отнесено к компетенции хозяйственных судов.

Судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, опыт практической работы в судах, правоохранительных органах или контрольных органах, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство, координирует добровольное исполнение, осуществляет принудительное исполнение, возвращает исполнительный документ взыскателю, определяет расходы по исполнению, принимает меры по установлению местонахождения должника и его имущества; вызывает в суд должностных и иных лиц; в необходимых случаях может опечатать помещения, где хранятся материальные ценности или документы, кассовые помещения или кассы, склады, архивы; использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого имущества с отнесением расходов по хранению на должника; входить в компетентные органы с предложениями о приостановлении перемещения груза или выезда за границу лиц до погашения ими задолженности по исполнительным документам; ходатайствовать перед судьей в применении административных и иных мер в отношении лиц, не исполняющих указания судебного исполнителя либо не исполняющих исполнительные документы; при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном порядке изымать необходимые документы, а также осуществлять иные полномочия.

Действия судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов или отказу в их исполнении могут быть обжалованы взыскателем или должником, а также опротестованы прокурором в хозяйственный суд при котором состоит судебный исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения данного действия или отказа в его совершении, или со дня, когда указанным лицам стало известно об этом.

Научно-консультативный совет при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь предназначен для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам применения законодательства и разработки предложений по его совершенствованию. Состав Научно-консультативного совета и Положение о нем утверждается Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи хозяйственных судов назначаются на должность в соответствии с правилами, установленными в законодательстве. В ст. 6 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республики Беларусь», судьей хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его проступков. Судьей Высшего Хозяйственного Суда может быть лицо, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Кандидат на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен, который принимается действующей при Высшем Хозяйственном Суде экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей хозяйственных судов.

Каждый гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов рассматривает заявление лица, претендующего на должность судьи, с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. В случае отказа в выдаче рекомендации не реже чем через год со дня дачи заключения можно повторно обратиться в квалификационную коллегию судей.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов представляет Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь заключение на каждого из рекомендуемых кандидатов. В случае несогласия с заключением квалификационной коллегии судей Председатель Высшего Хозяйственного Суда возвращает его для повторного рассмотрения, которое является окончательным.

Судьи хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи Высшего Хозяйственного Суда назначаются на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно.

Полномочия судьи хозяйственного суда могут быть приостановлены на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов приказом Председателя Высшего Хозяйственного Суда при наличии одного из следующих оснований: 1) участия судьи в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные государственные должности; 2) при привлечении судьи к уголовной ответственности или заключении под стражу; 3) в случае признания судьи безвестно отсутствующим решением суда общей юрисдикции.

Если отпали эти основания, то судья может быть восстановлен в своих полномочиях. Решение об этом принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов.


Глава 12. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционный Суд Республики Беларусь входит в судебную систему Республики Беларусь. Его организация и деятельности осуществляется на основе Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. [77] и Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь, который принят Конституционным Судом 27 мая 1994 г.[78] В последующем в эти нормативно-правовые акты были внесены изменения и дополнения сообразно правовым нормам, закрепленным в Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Согласно ст. 1 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории государства, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией.

Конституционный Суд осуществляет судебную власть в форме судебного контроля за конституционностью нормативно-правовых актов.

Объектами конституционного контроля являются: 1) законы; 2) декреты и указы Президента Республики Беларусь; 3) международные договоры и иные обязательства Республики Беларусь; 4) акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь; 5) указы Президента Республики Беларусь, изданные во исполнение закона; 6) постановления Совета Министров; 7) акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора; 8) акты любого государственного органа.

Главное, чтобы Конституционный Суд обеспечивал ограничение власти в связи с ее превышением и осуществлял рассмотрение связанного с этим фактом спора [79].

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд: 1) Президент Республики Беларусь; 2) Палата представителей Национального собрания; 3) Совет Республики Национального собрания; 4) Верховный Суд; 5) Высший Хозяйственный Суд; 6) Совет Министров.

Нормативно-правовой акт оценивается Конституционным Судом по его содержанию, форме, разграничению компетенции между государственными органами, порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

В состав Конституционного Суда входят Председатель, заместитель Председателя и десять судей. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь и шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом и имеющий, как правило, ученую степень. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Срок полномочий судей Конституционного Суда 11 лет, по истечении которого они могут быть избраны (назначены) на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда.

После формирования Конституционного Суда судьи приносят присягу в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Текст присяги изложен в ст. 17 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде».

Судья Конституционного Суда неприкосновенен.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Лица, назначенные, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело в отношении члена Конституционного Суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:

1) по его просьбе об отставке;

2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;

3) в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда;

4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;

5) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;

6) в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором в отношении судьи;

7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

8) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

9) в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

10) в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь по личному письменному заявлению судьи или по представлению Конституционного Суда в зависимости от основания досрочного прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если:

1) дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутата Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется по решению Конституционного Суда.

Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по его просьбе об отставке либо в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности.

Председатель Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями.

Председатель Конституционного Суда:

– руководит работой Конституционного Суда, распределяет обязанности между судьями;

– созывает Конституционный Суд и председательствует на его заседаниях;

– принимает меры поощрения и налагает взыскания на судей Конституционного Суда в соответствии с Регламентом;

– осуществляет общее руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;

– вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности.

Председатель Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии Законом и Регламентом Конституционного Суда.

Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.

Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности.

Судья Конституционного суда имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда. Он участвует во всех заседаниях Конституционного Суда с правом решающего голоса.

Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.

До оглашения решения по вопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде.

При решении всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами.

Согласно ст. 22 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», судьи Конституционного Суда вправе присутствовать на открытых (а по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов. Такого рода деятельность судьи больше схожа с деятельностью прокурора по осуществлению общего надзора, то есть надзора за соблюдением законности на предприятиях, учреждениях, организациях. Суд же предназначен для разрешения юридических конфликтов, когда к нему обращаются с иском [80].

Постоянным местом нахождения Конституционного Суда является столица Республики Беларусь г. Минск.

Заседания Конституционного Суда проводятся в месте его постоянного нахождения. Конституционный Суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь.

Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в государстве, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно.

Решения Конституционного Суда подлежат обязательному официальному опубликованию.

Заключения Конституционного Суда не позднее чем в трехдневный срок со дня их провозглашения направляются Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателю Совета Министров Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь, Министру юстиции Республики Беларусь и сторонам по делу. Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам и должностным лицам.

Решения Конституционного Суда подлежат исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Конституционный Суд может пересмотреть свое решение, если: 1) изменилась конституционная норма, на основании которой принято решение; 2) открылись новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на его сущность.

При Конституционном Суде создается Научно-консультационный совет из числа ученых и иных специалистов в области права. Персональный состав и положение о нем утверждаются Конституционным Судом.

Аппарат Конституционного Суда состоит из Секретариата, который осуществляет информационно-справочную, организационно-техническую и иную работу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: