Модели экономической и социальной систем должны отражать процесс, посредством которого создаются и рассеиваются условия неуравновешенности, не предполагая, что экономика всегда находится около или в равновесии, если это устойчивое равновесие вообще существует.
Е. Москильд, Е. Р. Ларсен и Д. Стерман
Прыжки с высоты — это вид спорта, в котором прыгун спрыгивает с высокого моста с помощью эластичного троса или, как его называют, «пружинного устройства», привязанного к ногам. Прямо перед приземлением пружина натягивается и выталкивает вверх прыгуна, у которого сердце уже ушло в пятки. Что касается наших рынков, мы встречаемся с тем же самым явлением. Когда цены двигаются слишком быстро, пружина натягивается, и мы говорим, что рынок «перекуплен» или «перепродан». Это может измеряться простым индикатором и называется моментумом или «движущей силой рынка»[52]. Движущая сила рынка — статистическое выражение эффекта «позиции знаний» и, таким образом, может быть связана с подходом при использовании скользящей средней. Движущая сила выражает очевидную идею, которая лучше всего объясняется самой банальной формулой метода:
|
|
моментум = сегодняшняя цена — цена «х» дней назад.
Давайте предположим, что «х дней назад» равно 40. Теперь представьте, что в первый месяц цена падает с 200 до 180, а затем в следующем месяце поднимается обратно к 200. В этой ситуации подъем во втором месяце не совсем сигнал к покупке на рынке. Цена просто вернулась туда, откуда только что пришла, и интерес к покупке возник, вероятней всего, благодаря взятию прибыли или «поиску самой дешевой цены». В этом примере моментум равен: 200–200 = 0, что, естественно, нейтральный сигнал.
Теперь цена в последующие два месяца поднимается до 250. Это и не взятие прибыли, и не поиск дешевой цены, так как цена достигла новых высот. Кто-то, должно быть, проявил серьезный интерес к этой акции. Теперь индикатор говорит: моментум = 250–200 = 50. Большее значение моментума, таким образом, говорит о том, что подъем отражает нечто существенное. Проще говоря, когда растет интерес, моментум поднимается вместе с ним. Через два месяца мы уже находимся на 350, а моментум равен 100. Подъем на 40 % за два месяца обычно вызывает встречную реакцию, поскольку это (или какое-либо другое) ограничение предупреждает о надвигающейся коррекции.
В другом сценарии после двух месяцев мы располагаемся на все тех же неизмененных 250. Моментум теперь вернется обратно к нулю. Это один из интервалов, в которых рынок «затаивает свое дыхание» до начала взятия прибылей, и падения моментума дают сигналы предупреждения. Итак, правила таковы:
|
|
Растущий моментум = сигнал к покупке
Снижающийся моментум = сигнал к продаже
Предельное значение моментума = предупреждение о встречной реакции
Кроме того, пока движущая сила выше нейтрального значения в восходящем тренде или ниже в нисходящем тренде, при прочих равных условиях тренд является неповрежденным. На большинстве рынков базирование формулы на 40-дневные цены дает самый надежный индикатор. До сих пор никто не может определить, почему 40-дневная цифра самая показательная, так же как никто не может посчитать заранее, сколько в среднем требуется времени, чтобы загипнотизированные перестали посылать открытки гипнотизеру. Единственное, что можно сделать, это изучать рынок и принимать его сигналы.
Скорость Изменения
Моментум — полезный индикатор, но у него есть свои слабые стороны. В июне 1978 года в Commodities опубликована статья Веллеса Вайлдера-младшего, указывавшего на очевидные проблемы:
1. Предельная, но отдельная базовая цена (например, цена 40 дней назад) может сообщать об обманчивом значении моментума.
2. Отдельная шкала для каждой ценной бумаги только из-за различных ценовых уровней.
Он мог бы добавить, что при всей своей банальности оригинальная формула моментума, в общем-то, не нужна, так как отражает то, что так или иначе можно понять из графика. Вместо нее Вайлдер предложил следующую формулу:
Он назвал свои вычисления «индексом относительной силы»[53]. Определение неудачное, так как понятие «относительной силы» широко применялось и раньше при отображении силы отдельной акции относительно родственных ей бумаг или фондового индекса. Инвестиционное исследование в Кембридже вместо этого предложило другое название «индикатор скорости изменения»[54](ROC), используемое теперь многими европейцами.
Давайте еще раз посмотрим на формулу. Если мы, к примеру, говорим, что ROC для данного рынка должен быть вычислен при х=10 дней, тогда ROC =100 при 10-дневных прогрессирующих подъемах и равен нулю при 10-дневных спадах. Формула, таким образом, говорит, что в соответствующем рынке почти невозможно для цены двигаться в том же самом направлении на протяжении 10 дней. Другими словами, для этого определенного рынка характерно, что в этом интервале люди сильно торопились бы реализовывать прибыль или покупать при длительном падении. Поэтому здесь имел бы место краткосрочный разворот. Если подъем или падение в рыночной цене чрезвычайно огромное за короткий интервал времени, это само по себе подводит индикатор ближе к 100 или к нулю. Поэтому формула показывает, какой процент ценового движения обычно может осуществить рынок, независимо от того, что движение происходит только в течение очень короткого интервала. Формулу очень просто использовать. Применяются следующие правила:
• остерегайтесь, когда ROC достигает предельных границ;
• остерегайтесь, когда цена достигает новой вершины или основания, a ROC этого не делает.
Формула Вайлдера доказала свою чрезвычайную полезность на ликвидных финансовых рынках, если основывалась на оптимальных диапазонах. Диапазон, который следует вводить в качестве переменной «х» в формулу, зависит от того, какая ценная бумага анализируется, так как различные рынки имеют отличающиеся торговые культуры. Самые распространенные интервалы таковы:
Анализируемая ценная бумага | переменная х |
Фондовый индекс | 14 или 40 дней |
Отдельные акции | 20 или 40 дней |
Валюты | 14, 20 или 40 дней |
Облигации | 10, 20 или 40 дней |
Фьючерсы на бонды, фондовые индексы и товары | 10, 20 или 40 дней |
Причиной того, что несколько интервалов могут быть показательными для рынка, является, конечно же, фрактальное явление. Границы, которые следует считать критическими, также зависят от соответствующего рынка. Типичное критическое значение располагается в интервале от 70/30 до 90/10 соответственно. При отчетливом тренде эти «болезненные пороги» могут быть подогнаны асимметрично: к примеру, путем выбора 80/30 на бычьем рынке или 70/20 на медвежьем рынке. Если формула используется для поддержания краткосрочного расчета времени во фьючерсах на бонды, то график может выглядеть так, как показано на Рисунке 49.
|
|
Рисунок 49 Фьючерсные контракты на казначейские облигации. Рисунок показывает ежедневные цены фьючерсов на казначейские облигации в сравнении с индикатором ROC (10-дневный). Как показано, торговля на перекупленном или перепроданном рынке обычно происходит на следующий день после возникновения сигнала. Явления, подобные этим, означают, что 10-дневный индикатор ROC полезен в краткосрочном расчете времени этих контрактов.
Формула также отлично работает для проведения исторического анализа рынков акций. Если бы компьютеры существовали в 1929 году и формула ROC использовалась бы при х=14 дням, она была бы идеальным инструментом расчета времени. Рисунок 50 показывает эффект индикатора в момент истины, когда выстроилась конфигурация «голова и плечи», после чего начался медвежий рынок.
Когда чудовище рассвирепело в 1987 году, многие уже имели компьютеры, и они могли видеть, что резкое падение прекратилось, когда индикатор ROC достиг 10 (рис. 51), тот же самый уровень, что и в 1929 году (рис. 50).
Рисунок 50 Промышленный Индекс Доу-Джонса 1928–1929. Во время краха 1929 года рынок был дважды перепроданным, когда индикатор 14-дневный ROC достиг 12.5 и 10 соответственно.
Рисунок 51 Промышленный Индекс Доу-Джонса 1986–1987. Как и в 1929 году, паника прекратилась, когда 14-дневный индикатор ROC достиг 10.
Но, что более удивительно, индикатор функционировал в той же манере, как и тогда, когда лопнул пузырь для компании Южного Моря в 1720 году. Как показано на Рисунке 52, падение прекратилось только на тех точках, в которых индикатор говорит о перепроданности рынка.
Рисунок 52 «Компания Южного Моря» в 1719–1720. 14-дневный индикатор ROC показывает, как «Компания Южного Моря» останавливалась в своем падении трижды, когда была «технически перепродана». Из-за не вызывающей возражений господствующей позиции компании на фондовом рынке в то время было бы разумно провести сравнение с фондовым индексом. Чрезвычайные значения ROC в сентябре/октябре 1719 года имели место благодаря тому, что индикатор не функционирует на рынках, где нет никаких движений.
|
|
Часто формула работает лучшим образом (в ситуациях без банкротств), если мы выходим из рынка на следующий день после достижения критической границы и отдыхаем, пока индикатор не сдвинется на 10 пунктов от критического значения. В этой точке временное укрепление часто заканчивается, и направление прорыва от этой зоны скопления указывает на направление последующего основного движения рынка. Будучи охваченным паникующим рынком, ROC может использоваться как указание, когда не продавать. Не продавайте, если ROC = 10.
Правило гласит: ROC должен подтверждать новые вершины и основания, что, разумеется, связано с тем, что новая вершина может являться отвлекающим маневром, если не сопровождается растущим энтузиазмом на рынке. Просто, если новая вершина не подтверждается высоким значением ROC, это должно восприниматься с осторожностью (см. рис. 53). Это правило не бесспорно, но оно обычно хорошее предупреждение подступающего трендового колебания (хотя не имеет ничего общего с реальными трендовыми разворотами).
Рисунок 53 Доллар США/японская йена, цена «спот». Когда цена завершает новую вершину, а индикатор ROC (здесь 14-дневный) при этом не достигает более высокого значения, чем предыдущая вершина, подъем часто достигает своего завершения. Вершина на показанном графике была завершающей, и вскоре после этого доллар возобновил свой первичный нисходящий тренд.
При долгосрочной торговле общее правило гласит: ROC следует использовать только в качестве вспомогательного инструмента расчета времени для сделок, которые будут проводиться в любом случае. И эти правила таковы:
• Используйте чрезвычайно высокое значение ROC в подъеме относительно первичного медвежьего тренда как знак к короткой продаже
• Используйте чрезвычайно низкое значение ROC во вторичной реакции относительно первичного рынка как знак к покупке
• Не придавайте значения ROC, если рынок произвел прорыв из большой базовой конфигурации
Итак, ROC может использоваться при долгосрочных и краткосрочных сделках.
Психология Трендов
Возможные взаимоотношения между рыночными симптомами и психологическими явлениями на трендовых рынках
Рыночное явление | Основополагающая модель поведения личности | Наиболее соответствующее психологическое явление | ||
Лестничные фигуры | Покупка, когда цена возвращается к уровню, где вы до этого продали | Позиции знания | ||
Позиции самозащиты | ||||
Рынки следуют за трендовыми линиями и другими индикаторами технического анализа и сильно реагируют, если они нарушаются | Сознательная торговля на трендовых линиях и других технических индикаторах | Бихевиоризм | ||
Магическое мышление | ||||
Необъективность оценки произошедших событий | ||||
Рынки «ведутся» своими скользящими средними | Постепенно меняющиеся позиции | Позиции знаний | ||
Объемы торгов растут, пока рынки в восходящем тренде; они идут вниз, когда находятся в нисходящих трендах | Взятие прибыли в поднимающихся рынках, недостаток взятия убытков в падающих рынках | Теория перспективы | ||
Эффект определенности | ||||
Позиции самозащиты | ||||
Теория сожаления | ||||
Отделы мозга | ||||
Когнитивный диссонанс | ||||
Излишняя самоуверенность | ||||
Увеличивающееся число активных инвесторов по мере роста рынка | Инвесторы рассказывают о своих успехах в инвестировании своим друзьям, которые затем решают присоединиться к рынку | Самореализуемые позиции | ||
Социальное сравнение | ||||
Новости истолковываются таким образом, что это поддерживает тренд | Журналисты и аналитики следуют за трендом | Адаптивные позиции | ||
Когнитивный диссонанс | ||||
Ошибка ассимиляции | ||||
Выборочная обработка | ||||
Выборочное восприятие | ||||
Необъективность подтверждения | ||||
Рамочный эффект | ||||
Социальное сравнение | ||||
Тренд начинает саморегулироваться | Только факт существования тренда заставляет людей верить в его продолжение в будущем | Эффект убедительности | ||
Репрезентативность | ||||
Плохие новости игнорируются | Люди не обращают внимания на плохие новости или не верят, что они важны, потому что они просто не хотят в это верить, и что основополагающая модель поведения личности бычий рынок говорит, что плохие новости сейчас не могут быть серьезными | Эффект убедительности | ||
Эффект самоубеждения | ||||
Репрезентативность | ||||
Синдром повышенной чувствительности (см. стр. 265) | ||||
Когнитивный диссонанс | ||||
Ошибка ассимиляции | ||||
Выборочная экспозиция | ||||
Выборочное восприятие | ||||
Эффект ложного единодушия | ||||
Графические конфигурации, отражающие продолжительность (флаги, вымпелы, гэпы, треугольники, прямоугольники) | Тренд прерывается только по временным причинам; образуется давление со стороны покупателей, и оно будет расти, когда ценовые фигуры являются разрешенными | Бихевиоризм | ||
Позиции знания | ||||
Позиции самозащиты |