Философию часто определяют как мировоззрение. При этом, если философ сближает философию и науку, то философия определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. (рассматриваются взаимоотношения качества и количества, причины и следствия, возможности и действительности).
Философ, отличающий философию от науки, чаще всего понимает мировоззрение как определение места человека в общей картине мироздания.
С мировоззренческой функцией философии тесно связана функция методологическая.
Методология – учение о методах, понимается в данном случае как определение способов достижения какой-либо цели. (Исторический метод).
Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована как сегодня. Безусловно, научная ориентация философии – это благо. Хуже когда эта ориентация абсолютизируется или отрицается вовсе.
Чувственно-эстетическая ориентация философии.
Гуманистическая функция философии.
«Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».
|
|
В мировой философии четко просматриваются две тенденции: ее сближают либо с наукой, либо с искусством. О первой мы уже говорили, а представителями второй тенденции являются Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Й. Шеллинг, Хайдеггер, экзистенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: М.Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар.
Итак, речь пойдет о чувственно-эстетической ориентации философии.
Греческое слово «эстетикос» буквально означает чувственный, чувствующий.
Почему довольно внушительный ряд философов придерживается не научной, а чувственно-эстетической ориентации?
Шеллинг, к примеру, считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.
В основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему, где претит забвение иррационального, и всякая попытка предпочесть понятие чувству.
Сравнение философии с искусством рельефно выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Философия существует не иначе как во имя человека.
Однако, пока не выявлена действенность философии, ее ориентацию на практику, вопрос «что делать?» все еще остается без ответа.