Тема 4. Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Формы дислалии

Понятием «произносительная сторона речи», или «произношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии (см.: Дефектологический словарь. — М., 1970. — С. 292).

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частич­ное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва­ции речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наибо­лее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном фун­кционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже их пропусках.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в на­учное обращение профессор Вильнюсского университета И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии.

В 30 - е г.г. ХIХ века Р. Шультесс, швейцарский врач, Куссмауль, Гутцман под дислалией понимали произносительные нарушения, обусловленные дефектами органов артикуляции.

Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: ф у н к ц и ональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывался нарушенным: губную (labialis), язычную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis).

В отечественной логопедии начала XX в. объем понятия дислии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения).

Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом.

М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д.

В это же время О. В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М. Е. Хватцева выде­лила только две формы: функциональную и механи­ческую, в состав последней была включена и ринолалия.

В дальнейшем в 60-е годы, в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное рече­вое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем деле­ние дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных ра­ботах стала упоминаться органическая дислалия, хотя со­держание этого словосочетания не у всех авторов совпадало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дисла­лия», а в работе Л. В. Мелеховой понятием «органическая дислалия» охватывались случаи произносительных наруше­ний, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая ди­зартрия.

(О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Е. Ф. Рау - две основные формы дислалии: функциональную и механическую).

Таким образом, по этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.

Функциональная дислалия возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механическая – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел между­народный характер, хотя его содержание, а также виды нару­шений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпаде­ния связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психо­логические или лингвистические. В традиционных описани­ях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядоположные. Описания, в основу которых по­ложены психологические и лингвистические критерии, в по­нятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной).

Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в ло­гопедии представлений. Произносительные дефекты по свое­му нейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом раз­витии ребенка и методам преодоления нередко оказываются различными.

У большинства детей звукопроиз­ношение к 4—5 г. достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей раз­вития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечествен­ных и зарубежных исследователей указывают, что недостат­ки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I — II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. (данные приводятся Б.М. Гриншпуном). Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодо­леваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.

По данным Е. Ф. Pay, дефекты звуко­произношения наблюдаются у 15—25% дошкольников и у 5—7% младших школьников. По данным Р. Беккер, дислалия встречается у 34% детей 5—6 лет. По данным К. Онезорга, среди учащихся общеобразовательных школ она встречается в 18,5% случаев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: