Общая характеристика нарушений звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с\ з, з\ ц), шипящие , ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), задне­язычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т',д',н').

Часто твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произ­носит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с' и з'. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушают­ся одновременно две или несколько групп звуков, например, ши­пящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков (М.Ф. Фомичева):

- искаженное произношение звука. Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, а не кончик
языка; межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

- пропуск (отсутствие) звука в речи ребенка, т. е. неумение произ­носить его. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Звук может заменятьсядругим звуком, имеющимся в фонети­ческой системе языка.

Замены эти могут быть следующими:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо  санки);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

Кроме того, у ребенка могут наблюдаться так называемые нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуля­ционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно язы­ком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые ав­торы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фоне­тической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р и л). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им опре­деление фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки — как «ложки».

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Например, свистящие с, з, ц заме­няются звуками т, д (собака — «тобака», зайка — «дайка», цап­ля — «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называ­ются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить мето­дику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляцион­ного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образован­ными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

- фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

- фонетические нарушения звуков л и л' называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

- фонетические нарушения звуков р и р' называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия гре­ческой буквы ро, обозначающей звук р;

- фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук j;

- фонетические нарушения заднеязычных звуков называются  каппацизмы, а фонематические — паракаппацизмы — от назва­ния греческой буквы каппа, обозначающей звук к.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных тер­минов не имеют — их называют:

- дефекты озвончения;

- дефекты смягчения.

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р'.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) —недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков:

- каппацизм — звуков к и к';

- гаммацизм — звуков г и г';

- хитизм — звуков х и х';

- йотацизм — звука й

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, й).

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т.д.

Исключение составляют только звуки щ, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, й, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Таким образом, мы можем говорить о шести видах неправиль­ного произношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет несколько разновидностей, например, сигматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы — призубный, шипящий и др.

Все разновидности наруше­ний имеют свои особенности исправления.

Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня непра­вильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образ­цу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса,— ссс. Посвисти и ты так»).

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не авто­матизирован.

Третий уровень. Ребенок может правильно произно­сить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, а в речевом потоке смешивает его с другим, близким по арти­куляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изо­лированно. Наиболее часто дети смешивают звуки сш, з — ж, с'щ, цч, л — р, бп, дт, гк. Предложенную ребенку фразу Бабушка сушила мокрое белье на веревке он может произнести так: «Бабушка сусыла мокрое белье на велевке».

Логопед должен точно знать уровень неправильного произ­ношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук (первый уровень), автоматизировать — постепенно вводить в речь (второй уровень), проводить диф­ференциацию с другим звуком (третий уровень).

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.). В первом случае надо работать только над ис­правлением звуков. Во втором главной будет работа по исправ­лению основного дефекта, к которой на определенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая в зависимости от основного нарушения свои особенности.

Современная классификация форм дислалии Б. М. Гриншпуна (лингво-педагогическая):

1. Артикуляторно – фонетическая (нарушение в виде искажений звуков в том случае, если не сформирован артикуляционный уклад). Это всевозможные виды сигматизмов, ротацизмов, ламбдацизмов и т.д.

2. Акустико – фонематическая (предполагает замены или смешения близких по акустическим признакам фонем в том случае, если у ребенка не сформированы функции сопоставления звуков по близкому акустическому признаку (например: глухость – звонкость).

3. Артикуляторно – фонематическая (предполагает замены или смешения фонем, близких или сходных по каким-либо артикуляционным признакам (по месту образования или по способу образования) в том случае, если у ребенка не сформированы функции сопоставления и выбора звуков, близких по их артикуляционным признакам).

Нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия - ведущий симптом акустико-фонематической или артикуляторно-фонематической форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: