В дошкольном возрасте

С неправильным произношением звуков у детей мы встреча­емся очень рано, уже в младших группах дошкольного учрежде­ния. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиоло­гические) нарушение звукопроизношения, обусловленные недоста­точной сформированностью речевого слуха или артикуляцион­ного аппарата. При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплениюздоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образ­цы речи; когда проводится систематическая работа по форми­рованию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологические нарушения звукопроизношения изживаются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления зву­ков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.

Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроиз­ношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Как это происходит?

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга. И. П. Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонентом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формирова­нии фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия.

Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми».

Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. Иными словами, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения. Вот какие серьезные последствия в некоторых случаях может повлечь за собой дислалия, если ее своевременно не выявить и не устранить.

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребенок не может про­износить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Только после 4 — 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) наруше­ние звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии

Дислалии бывают:

органические функциональные
нарушается строение органов артикуляционного аппарата нарушается взаимодействие органов артикуляции в процессе произношения звуков

Виды нарушений

Произношения звуков

n Искажение – нарушение произношения звуков: межзубное, призубное, носовое, боковое, горловое.

n Пропуск – отсутствие звука.

n Замена – произношение одного звука вместо другого.

n Смешение – нестабильная замена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: