Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки

Тема 5. История западноевропейской правовой науки и её методологии

Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки

Новоевропейское право и юридическая наука являются результатом возникновения нового типа общества и цивилизации. Многие современные ученые отрицают непосредственную органичную связь между античной и западноевропейской цивилизациями, но не отрицают определенной преемственности. (Аверинцев, Хайдеггер). Например, Гарольд Джон Берман не отрицает, что новоевропейское право и юриспруденция использовали многие понятия и конструкции римского права, но избирательно, и часто в совершенно ином смысле и произвольно.

Имеется в виду, что по духу новоевропейское право является особым историческим типом права. В XVI – XVIII вв. возник особый тип общества, который предполагал высокий уровень формализации, экономизации и секуляризации общественной жизни, что и предопределило особую роль позитивного права в системе социального регулирования, и соответственно, возникновение особой юридической науки.

В этом вопросе возникает проблема универсальности западноевропейского правового опыта (Сурия Пракаш Синха – право – это особенная черта запада). Хотя многие представители самой западной интеллектуальной культуры навязывают мнение об универсальности своего правового опыта. В основе доводов об универсальности западного права лежит представление о том, что любое общество закономерно и неизбежно придет в процессе своего развития к западному типу социальной организации.

Несмотря на то, что около 20-ти лет назад в отечественной науке произошел отказ от методологии марксизма, в целом сохранилось представление об истории как о закономерной и неизбежной смене одного общества другим. Отличие состоит лишь в том, что одни страны переживают этот этап развития раньше, а другие – позже.

Рассматривая этот вопрос, воспользуемся схоластическим методом рассуждения. Этот метод характеризуется тем, что рассуждения начинаются с вопроса, на который дается ответ. Далее задается следующий вопрос, опровергающий или доказывающий недостаточность этого ответа, и т.д. Этот метод позволяет изучить предмет в его полноте со всех существенных сторон. (Фома Аквинский, «Сумма теологии»).

Вопрос: Почему именно в Западной Европе в XVI – XVIII вв. возник этот тип общества?

Ответ 1: Капитализм является закономерным и неизбежным результатом развития простого товарного производства.

Вопрос-возражение: Простое товарное производство существовало и в древних цивилизациях на протяжении тысячелетий (Судебник Хаммурапи, Законы Ману и др. источники показывают существование именно простого товарного производства).

Ответ 2: В Западной Европе простое товарное производство было соединено с определенным уровнем развития науки и техники, что привело к возникновению мануфактурного и фабричного производства, которое предполагает нормирование, формализацию общественных отношений. Сюда же относят и успехи в естествознании, механике и др.

Вопрос-возражение: Но исследователи доказали, что и в иных цивилизациях уровень развития знаний и техники вполне мог обеспечить промышленную революцию. Так, уже в античности была известна т.н. «геронова машина» - паровой двигатель. Что же касается Китая, то большинству изобретений европейцы обязаны именно ему.

Ответ 3: Капитализм зародился в условиях сверхблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры – страны с ярко выраженной экспортной экономикой (Голландия – XVI в., Англия – XVII в., Франция – XVIII в.), - страны-метрополии, имеющие обширные источники дешевого сырья и рынки сбыта своих товаров.

Однако, этот довод уже противоречит тезису об универсальности западной цивилизации. Этот путь характерен для особого типа цивилизаций – цивилизации-метрополии.

Вопрос-возражение: Все указанные факторы присутствовали и в иных европейских странах (например, Испании, Италии, Португалии), но почему в этих странах не произошли промышленные революции в XVI – XVIII вв., и до сих пор данные страны называют традиционалистскими в Западной Европе? На это обратил внимание немецкий социолог и философ Макс Вебер, который доказал, что для возникновения капитализма необходим ещё один фактор – субъективно-мировоззренческий. Эта мысль выражена им в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Сущность данного фактора заключается в следующем: первыми буржуа были протестанты – глубоко религиозные люди, что предопределило особый стиль предпринимательства (Пляска Витте).

Таким образом, западная цивилизация возникла в результате уникального стечения условий и обстоятельств, и западный правовой опыт в целом носит особенный, а не универсальный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: